Самара: главная на Нижней Волге

Aug 17, 2023 03:45






Ведущая в азиатские страны Волга стала главной внутренней торговой артерией страны ещё до того, когда были окончательно покорены народы прикаспийских равнин.

1.

(отсюда)

Из хлебородных поволжских регионов повезли хлеб в центр и на северо-запад российского государства, а потом и за границу, и как только кочевники степей были побеждены окончательно, приграничные волжские крепости стали превращаться в торговые города. Они росли и богатели на великой реке, к революции 1917 года по своим размерам уступая в нынешних российских границах только Москве и Санкт-Петербургу.

2.

(отсюда)

Самым большим был Саратов, но Самара, расположенная севернее и выше по течению реки, не сильно ему уступала.
Там, где в 1586 году была основана крепость Самара, река Волга делает резкую и крутую петлю, Самарскую Луку, огибая неожиданно возникшие на её пути Жигулёвские горы.

3.

(отсюда)

Эта возвышенность, не доходящая и до 400 метров над уровнем моря, может считаться "горами" лишь посреди Русской равнины, но эти высокие лесистые холмы, подточенные с севера, востока и юга волжскими водами, действительно можно принять за горные склоны.

4.


Самару же основали на восточном повороте Самарской Луки, там, где река Самара сливается с Волгой. Таким образом, Самара, в отличие от большинства старых русских городов на Нижней Волге, была построена на восточном берегу реки, обращённом к Великой Степи, и лишённом мощной природной защиты. Получается, что Самара должна была первой встретить удар степняков; но зато крепость позволяла контролировать стратегическое место на Волге.
Впрочем, город чаще имел дело с нападениями не кочевников-тюрок, а своих - от бунтовщика Пугачёва до красных в Гражданскую войну.
К XIX веку Самара окончательно стала большим купеческим городом, и её исторический центр может и меньше саратовского, но определённо более цельный.

5.

(отсюда)

В 1915 году 150-тысячная Самара стала 16-м городом в современных границах России (и 30-м в Российской империи), где появился трамвай - несомненный признак размера и статуса города.

6.

(отсюда)

В 1918 году, в начале Гражданской войны Самара впервые выделилась из ряда пусть и богатых, и больших, но провинциальных и несравнимых с крупнейшими центрами страны городов. Понятно, что в торговых волжских городах поддержка большевиков была меньше (я бы даже сказал: ещё меньше), чем в более индустриальных центральных и уральских городах, и поэтому через пару месяцев после разгона Учредительного собрания, последнего легитимного органа власти в России, значительному числу бывших избранных делегатов этого самого собрания, собравшихся в Самаре, удалось прийти к власти в этом городе.

7.

(отсюда)

Хотя власть КомУЧа в Среднем Поволжье не продержалась долго, в то жестокое и не оставлявшее место полумерам время неизбежно сменившись более авторитарным правящим режимом, Самару можно считать последней настоящей столицей первой демократической России.

Впрочем, через небольшое время всё кончилось как и во всей стране.

8.

(отсюда)

Не сказать что в дореволюционной Самаре не было промышленности, но и крупным индустриальным центром этот город тоже не был. Масштабная индустриализация 1930-х пришла сюда как в десятки других крупных советских городов - ничего из ряда вон выходящего в Самаре построено не было.

9.

(отсюда)

Звёздный час города наступил в следующем десятилетии.

10.

(отсюда)

В войну именно Самара стала, наряду с Уралом, главным пунктом назначения эвакуируемых с запада страны заводов, но мало того - именно этот волжский город стал "запасной столицей", где построили бункер для Сталина и куда "вождь народов" должен был переехать в случае оккупации Москвы.

11.

(отсюда)

12.


Этого, к счастью, не случилось, но сверхмасштабная индустриализация Самары уже произошла, и восточнее старого купеческого города появился фактически ещё один город. Безымянка состояла из огромной промзоны (в Поволжье сравнимой только с нижегородской) и прилегающей к ней обширного пролетарского района.

13.

(отсюда)

Рабочая Безымянка, подобно краковской Новой Хуте, противостояла старому городскому центру, совершенно не сочетаясь со Старой Самарой ни колоритом, ни обликом.

14.


14а.

(Куйбышевым Самара называлась в 1935-1991 годах в честь революционера Куйбышева, который вёл свою подрывную и управленческую деятельность в том числе в этом городе)

Но, так или иначе, постепенно образовался нынешний город - имеющий форму треугольника, с историческим центром на юго-западном краю, у стрелки рек Самары и Волги, и огромными жилыми и индустриальными районами северо-восточнее.

15.

(отсюда)

Индустриализация не остановилась с войной, и в последующие десятилетия Самара стала одним из ведущих центров аэрокосмической промышленности, то есть не просто одним из многих центров советского машиностроения, а одним из центров наукоёмкого советского машиностроения.

16.


При этом центр на другом конце города менялся мало, в целом сохранив свой дореволюционный облик.

17.


Строительством ансамбля огромной площади Куйбышева масштабные перемены там и ограничились.

18.


С годами, конечно, разные части Самары всё больше сливались воедино, и в городе появилось много других районов - например, позднесоветские жилмассивы на севере и северо-востоке города.

19.


Но Самара всё равно осталась такой разной - от пыльных промзон и песочного цвета сталинок на востоке до дореволюционных особняков и роскошной волжской набережной на юго-западе, монотонных микрорайонов на севере и хаотичного частного сектора на юге города.

20а.


20б.


20в.


20г.


20д.


А где волжская набережная - там и Самара Речная:

20е.


Да, удивительно, но рядом с Самарой промышленной, жилой, исторической есть Самара курортная, которая начинается с лучшей в регионах России Волжской набережной.

21.


Эта набережная, на своём верхнем ярусе вполне классическая (асфальт, машины), с исторической застройкой в своей южной части, ниже превращается в пешеходную зону со спортплощадками, а к воде и вовсе выходит пляжем.

22.


22а.


Но это только начало курорта: за Волгой - лесистые Жигули, и моста через великую реку в Самаре нет (из жилья на правом берегу - только несколько сёл).

23.


Так что можно сесть на паром или речной трамвай и перенестись из большого города практически в другой мир.

24.


24а.


Выдающееся положение Самары в РСФСР было ещё раз подтверждено в 1987 году, когда в городе запустили метро - на 20 лет раньше, чем в примерно такой же по размеру Казани.

25.


25а.


Индустриальная составляющая Самары в советское время перевешивала все остальные, и рыночные реформы ударили по городу сильно, даже несмотря на относительную наукоёмкость местной экономики.

26.


Тут судьба Самары оказалась похожа на судьбу Нижнего Новгорода - такого же индустриального гиганта, но с большим уклоном в машиностроение и с меньшим - в аэрокосмическую отрасль.

27.


27а.


Как и Нижний, Самара даже в начале 2020-х гг. остаётся по колориту и атмосфере более советским городом, чем большинство российских миллионников.

28.


С 1991 года самарцев стало меньше на 7% (1 163 тыс. чел. сейчас и 1 244 тыс. чел. 30 лет назад).

29.


К концу советского периода Самара была шестым по размеру городом в нынешних российских границах, а сейчас она девятая (пропустила вперёд Казань, Челябинск и даже Красноярск).

30.


30а.


Это не так печально, как в Нижнем (где депопуляция составила больше 10%), но хуже, чем среди остальных российских городов из топ-10.

31.


Конечно, жизни в главной самарской промзоне стало поменьше, но зато активизировался исторический центр, стал гораздо заметнее туризм - хотя ему ещё далеко до того объёма, которого можно достичь при самарском природном и культурно-архитектурном потенциале, как мне кажется.

32.


Впрочем, некоторая застойность Самары не мешает наступлению новой застройки на исторический центр - а может где-то даже и помогает.

33.


Хотя, как показывает практика ( Казань, Тюмень), в богатых регионах России историческое наследие сохраняется хуже: денег больше, а сдержек для разрушения старого столько же, если не меньше по сравнению с более бедными регионами.

34.


Кроме СССР, Волги, Жигулей, купеческого прошлого, в Самаре чувствуется пыльный степной юг - рядом и Казахстан, и бедные нижневолжские области.

34а.


Дворы в Старой Самаре - скорее южные, чем какие-либо ещё:

34б.


Но при этом на фоне казахстанских степных областей, российских Саратова, Волгограда, Астрахани Самара выглядит городом богатым и почти столичным.

35а.


35б.


С Казахстаном всё понятно - там на тысячи километров нет больших городов, дорог не так давно тоже почти не было, а вот с российской Нижней Волгой ситуация такая: чем ниже от Самары - тем беднее и захолустнее выглядят регионы.

36.


Итак, практически вся Самара расположена на треугольной по форме территории между реками Волга и Самара; рядом со стрелкой, у впадения Самары в Волгу на юге города и расположен исторический центр.

37.


За Волгой города нет вовсе - там Жигули и сёла, пересечь великую реку можно только на пароме или рейсовом "речном трамвае".

38.


38а.


Южнее реки Самары расположены периферийные районы - в основном это частный сектор с невысокой плотностью населения, ну и отдельные микрорайоны при заводах.

39.


А основная часть города на междуречье в представляет собой единый массив застройки очень большой площади, что довольно уникально для российских регионов.

40.


Бо́льшая часть этого массива - это жилые многоквартирные кварталы и микрорайоны и промзоны, а частный сектор расположен в основном по краям - на юге (ближе к реке Самара) и на северо-востоке (вдоль выезда на Кинель).

41.


Ещё есть полоса частного сектора вдоль Волги, которая на полупериферии и периферии заменяет собой роскошную Волжскую набережную.

42.


Главный городской (бывший Загородный) парк как-то даже теряется среди этих зелёных оврагов.

43.


Эта же малоэтажная застройка отделяет от великой реки самый динамичный и современный жилой район, расположенный на севере города.

44.


Эти наиболее густонаселённые и новые (в основе своей позднесоветские) жилмассивы выросли вдоль Московского шоссе.

45.


Шоссе это, хоть и направлено на северо-восток, в сторону Уфы и Челябинска, действительно ведёт в Москву, и в последние десятилетия стало самой большой, самой парадной улицей Самары и вообще самым главным въездом в город.

46.


На северных окраинах города к Чемпионату мира по футболу был выстроен грандиозный по местным меркам стадион - "Самара-Арена" ("Солидарность-Самара-Арена", "Космос-Арена").

47.

(отсюда)

Юго-восточнее северные микрорайоны плавно переходят в Безымянку, когда-то чуть ли не самым большим спальным районом всего Поволжья, а теперь это по-прежнему густонаселённый, красивый и довольно зелёный, но пыльный и весьма депрессивный район, на образ которого влияет огромная промзона.

48а.


48б.


Переходы между тремя такими разными частями основной части Самары (центр на юго-западе, Безымянка на востоке, более новые жилмассивы на севере) не всегда чётко заметны на местности.

49.


В целом, такая монолитность города способствует снижению остроты транспортной проблемы, ведь в менее расчленённом массиве застройки и связность улично-дорожной сети выше.

50.


Так что главным препятствием для перемещения по городу оказывается река Самара: районы южнее неё хоть и периферийные, но довольно населённые, там проживают несколько десятков тысяч самарцев.

51.


Метро там точно никогда не будет, трамвая почти 100% тоже, западная, наиболее населённая часть Засамарья обслуживается троллейбусной линией, и там есть несколько станций электрички.

52.


53.


А вот мостов до недавнего времени было всего три, из которых только два были предназначены в основном или в значительной степени для обслуживания городского траффика, в то время как восточный, за промзоной, обеспечивает прежде всего выезд на самарскую объездную дорогу.

54.

(отсюда)

При этом значительную часть потока брал на себя узкий (две полосы) Старый мост 1951 года постройки.

55.


После открытия фактически дублирующего его Фрунзенского моста неподалёку транспортное обслуживание южной части Самары, а также связность улично-дорожной сети города и всей агломерации заметно улучшились.

56.

(с 2017 года, когда была сделана фотография, по бетонным опорам через Самару-реку был перекинут Фрунзенский мост)

Довольно приятным для жизни местом северные окраины Самары делает не только близость Волги, но и широкий лесной пояс - почти как в какой-нибудь Москве, особенно ценный на границе Великой Степи.

57.


Широколиственные в своей массе леса поднимаются по склонам Сокольих гор - этакого продолжения Жигулей восточнее Волги.

В этих лесах разбросано ещё несколько периферийных самарских микрорайонов.

Красная Глинка - у самых Жигулёвских Ворот, где Жигули и Сокольи горы зажимают великую реку.

58.


Управленческий - на самом высоком месте, где когда-то хотели строить Куйбышевскую ГЭС (в итоге её построили в створе Тольятти-Жигулёвск).
Вдоль Московского шоссе посёлки и райончики тянутся почти непрерывной полосой, достигая своей кульминации у торгового комплекса "Мега", главным объектом которого не так давно была "Икея". Около "Меги" расположился печально известный микрорайон "Крутые Ключи" - провинциальный ответ на гетто окраин Петербурга.

59.

великая река, Самара, Сокольи горы, Европа, Россия, Приволжье, Поволжье-2017, Кругостранка-2013, Жигули, Поволжье, набережная, Волга, Нижнее Поволжье, большой город

Previous post Next post
Up