Нижний Новгород: от крепости к Ярмарке, от Ярмарки к пыльному индустриальному центру

Apr 18, 2023 14:15









Когда-то восточный форпост русских земель, за 8 веков своего существования Нижний Новгород сначала превратился в посредника между главным в стране Волжским торговым путём и центральными регионами, принимая самую большую в Российской империи ярмарку, а потом - в крупнейший индустриальный центр, где в советское время производилась, кажется, вся продукция машиностроения, от скоростных судов до военных самолётов и автомобилей.

1.


1а.


После краха советской экономики, и пришедшего с ней конца Советского Союза промышленность Нижнего не то чтобы накрылась, но заметно поблекла: машиностроение - это не добыча нефти и даже не металлургия, и ей было куда сложнее адаптироваться к новым реалиям.

2.


Нижний Новгород, в советское время носивший имя "первого пролетарского писателя" Горького, был третьим по величине городом РСФСР, и восьмым - в СССР (а в 1959 г. так вообще четвёртым, после Москвы, Ленинграда и Киева).

3.


Перемены, произошедшие с городом после 1991 г., хорошо видны по динамике населения.

3а.


Сейчас в городе живёт на 13% меньше людей, чем тридцать лет назад; это максимальная для постсоветских городов-миллионников депопуляция после украинского Днепропетровска.

4.


Было 1,45 млн. человек населения, стало 1,25 млн.

4а.


И дело тут не только в упадке промышленности и связанных с этим социально-экономических проблемах, ещё одна важная причина - близость Москвы (400 км), которая, как в регионах между российскими столицами, вытягивает из Нижнего многих талантливых и перспективных людей.

5.


Нижний Новгород и до революции был большим городом, и поэтому здесь сохранялось немало исторической застройки, но во времена СССР город практически не развивался как туристический центр, и сюда массово ехали разве что как на родину Максима Горького.

8.


Соответственно, и историческая застройка тут сохранялась даже хуже, чем в среднем крупном советском городе.

9.


Впрочем, город к 1917 году был 29-м по величине городом Российской империи (и 14-м - в современных границах России).

9а.


И даже при всех неблагоприятных условиях в Нижнем сохранилось немало, и не только в самом центре.

10.


Тем более что тут не было одного серьёзного неблагоприятного условия, погубившего многие красивейшие города западной части страны - войны.

11.


Но, как и в том же Владивостоке, закрытый статус города приводил и к тому, что тут отставало и развитие транспортной инфраструктуры, и были явные проблемы с планировкой, функциональным зонированием и гармоничным развитием городских территорий.

12.


После 1991 года город стал открытым, но местным застройщикам это не прибавило вкуса, и местный вариант капрома весьма провинциален.

12а.


Ещё во времена Нижегородской ярмарки город, возникший на высоком холме у впадения Оки в Волгу, перекинулся на противоположный, левый низменный берег Оки, где, собственно, и раскинулась ярмарка, для которой весенние паводки не были помехой.

13.


Ещё до революции за Окой начали расти и первые крупные заводы, а в советское время огромные промзоны вытянулись на километры, а около них стали строиться большие спальные районы.

14.


По доле промышленной застройки в общей застройке среди крупных российских городов Нижний Новгород мог сравниться только с Екатеринбургом и Санкт-Петербургом.

15.


Но, видимо, учитывая активно идущие в этих двух городах процессы джентрификации, это уже не так, и отстающий по этим тенденциям Нижний сейчас вполне может оказаться самым индустриальным с точки зрения планировки и функционального зонирования городом страны.

16.


Но при этом комплексного развития в масштабах города часто не было: пространство между заводами и жилмассивами нередко застраивалось неблагоустроенным частным сектором, автодорог-связок не хватало.

17.


Особенно если это были связки через разделяющую город Оку, организация которых требовала строительства мостов.

18.


К 2022 г. в пределах города через Оку перекинуто четыре автомобильных моста, плюс один на Южном обходе города.

19.


19а.


Что не так уж мало, но и не так уж много, особенно если учесть 22-километровую протяжённость реки в границах Нижнего Новгорода.

20.


На правом, историческом берегу Оки заводов было поменьше, но там было ещё меньше и комплексного развития и планирования.

20а.


Многочисленные овраги и края пригородных лесопарков застраивались дачами, а пригородные сёла смыкались с исторической застройкой, которая часто по виду и уровня благоустройства не очень отличалась от этих самых пригородных сёл.

20б.


Но и исторической среды в Нижнем осталось порядочно.

20в.


21.


Город занимает большую для своей численности населения территорию - 30 километров с запада на восток, 25 километров с севера на юг, что во многом связано с рыхлостью и неоднородностью застройки.

22.


В то же время такая неоднородность и разбросанность городских районов, микрорайонов, посёлков приводит к тому, что Нижний Новгород устроен сложно и интересно как мало какой другой город-миллионник в России.

23.


23а.


Можно начать с того, что это один из немногих российских больших городов, который расположен на обеих берегах крупной реки - более того, центр Нижнего расположен на обеих берегах этой реки (Оки).

24.


И виды, открывающиеся прямо из исторического центра Нижнего, компенсируют многие недостатки этого большого города.

25.


Крупные отдалённые районы при заводах (Автозаводский, Сормовский), строившиеся в советский период, строились с расчётом на во многом автономное функционирование.

26.


Как результат, там формировались, кроме собственных жилых и производственных зон, собственные большие парки, собственные места досуга, и сейчас их можно сравнить с отдельными городами - со своими центрами, полупериферией, периферией.

27.


И только в позднесоветское время как рядом с Сормово и Автозаводом, так и между ними, и на Правом берегу стали возникать отдельные жилмассивы, жители которых стали массово ездить в центр и другие районы на работу.

28.


Из-за большой площади Нижнего Новгорода и того факта, что город расположен на стыке аж трёх природных областей (лесостепное холмистое правобережье Оки, смешанные леса равнинного окского левобережья, таёжные леса низменного Заволжья) даже природа в разных концах поволжской столицы разная.

29.


30.


На левом берегу Оки - болотистая равнина с многочисленными озёрами, а кое-где почти в центре города из-за проблем с благоустройством и осуществлением городского планирования остались и настоящие болота.

31.


На правобережье - высокие холмы с оврагами, поросшие смешанным и широколиственным лесом.

32.


В Заволжье, где нет собственно нижегородской городской застройки (есть только пригороды, крупнейший из которых - город Бор) - широкая и исполосованная старицами волжская пойма, переходящая в далёкие леса.

33.


Но из-за рыхлости застройки, неконтролируемого расширения частного сектора и дач ещё с советского времени лес от города в большинстве мест окружён промзонами, пустырями, свалками, неблагоустроенной малоэтажной застройкой.

34.


И даже лесопарк "Щёлоковский Хутор", расположенный всего в нескольких километрах от Нижегородского кремля, по краям в значительной части застроен дачами.

35.


Транспортная система Нижнего Новгорода обширна, разнообразна и довольно сложна, но она такая же разномастная и не самым лучшим образом спланированная - как и сам город.

36.


Метро, открытое в 1980-х и к началу 2010-х гг. наконец соединившее правобережную и левобережную части города по окскому метромосту, после этого наконец стало основной городской транспортной сети.

37.


Однако, охват города недостаточен (станции метро есть только в 5 районах города из 8), и пассажиропоток остаётся незначительным в сравнении со стоимостью инфраструктуры и обслуживания метрополитена.

38.


Железные дороги в пределах города, несмотря на высокую интенсивность движения (3-е место среди городов России), из-за своей конфигурации подходят для городских перевозках далеко не на всех направлениях.

39.


Тем не менее, в последние годы городские власти предприняли определённые усилия для интеграции железнодорожного транспорта в городскую транспортную систему.

40.


Городская трамвайная система, первая запущенная в Российской империи, после закрытия одной из двух линий на окских мостах окончательно перестала быть основным городским транспортом, выполняя преимущественно функцию подвозочного транспорта к крупным узлам, и играя большую роль в некоторых районах.

41.


41а.


Троллейбусная система, несмотря на значительную длину линий, никогда не играла большой роли в городской транспортной системе: она изначально разделена на три отдельные сети.

42.


Закрытия длинных участков троллейбусной сети, происходившие после 2007 года, ещё больше уменьшили роль троллейбуса в транспортном обслуживании города: этот вид транспорта перевозит значительную часть пассажиров лишь в отдельных районах.

43.


Городской автобус все последние десятилетия перевозит основную часть пассажиров, на большинстве направлений оставаясь магистральным транспортом.

44.


Уровень развития метро и недостаточная степень интеграции метрополитена с наземным транспортом приводят к тому, что автобусные маршруты обеспечивают дальние перевозки через весь город, в том числе с дублированием существующих линий метрополитена.

45.


Долгое время состояние автобусной системы Нижнего Новгорода было неудовлетворительным: автобусы малой и средней вместимости не обеспечивали необходимый уровень комфорта пассажирских перевозок.

46.


Однако, в последнее десятилетие было сделано немало для улучшения работы этого вида транспорта - выросло количество современного подвижного состава большой вместимости, была несколько оптимизирована маршрутная схема.

47.


Уникальный для российских регионов объект - главный транспортный узел Нижнего Новгорода.

48.


Он связывает обе линии метро, Московский (главный и по сути единственный) железнодорожный вокзал, трамвайные, троллейбусные, автобусные линии, крупные городские магистрали.

49.


Ещё, конечно, там есть торговые центры, офисы и прочие генерирующие пассажиропоток объекты.

50.


Транспортные узлы такого размера в России ещё есть только в Москве и Санкт-Петербурге, а такая концентрация всех видов транспорта и важнейших транспортных объектов городского масштаба (кроме автовокзала) в одном месте - такого больше нет ни в одном российском городе.

51.


Четырёхпутная "Московская", объединяющая обе линии нижегородского метро, в сутки обслуживает около 20 тыс. пассажиров (25% пассажиропотока местного метрополитена).
Московский вокзал - одна из двух городских железнодорожных станций, где останавливаются поезда дальнего следования, но абсолютно все поезда дальнего следования (порядка 27 пар в сутки), проходящие через Нижний, останавливаются, начинают или заканчивают свой путь на Московском вокзале.

52.


Кроме того, на Московский вокзал заходят почти 80% городских электричек (82 пары ежедневно из 109), 2 из 3 линий городской электрички.

53.

(отсюда)

Железнодорожный сегмент главного нижегородского транспортного узла занимает первое место в стране по интенсивности движения поездов после железнодорожных узлов столиц и столичных регионов.

54.


К Московскому вокзалу и, соответственно, транспортному узлу подведены 5 из 14 городских трамвайных маршрутов, то есть более трети.

55.


С запада подходят сормовские маршруты (2 штуки), с юга - маршруты, следующие на юг (Автозаводский и Ленинский район) и в Нагорную часть города через Молитовский мост (3 штуки).

56.


Не связанные маршрутной сетью, эти два "куста" соединены технической линией.

Троллейбусная линия Московского шоссе проходит главный транспортный узел транзитом, уходя в сторону микрорайона Мещерское Озеро, по ней следуют 2 троллейбусных маршрута из 16 городских.

57.

(отсюда)

Стоит отметить, что несколько десятилетий назад концентрация наземного электротранспорта в районе Московского вокзала была гораздо больше, особенно в плане троллейбусного транспорта.
Но снятия трамвайных (в сторону Канавинского моста и центра города) и троллейбусных (до Ярмарки, в сторону Ленинского района), происходившие как вследствие развития метрополитена, так и из-за общей деградации этих видов транспорта, снизили роль электротранспорта в функционировании главного транспортного узла города.
С другой стороны, после продления метро от "Московской" на север (Мещерское Озеро) и на восток (центр города) в 2010-х гг. выросла роль метрополитена в обслуживании пассажиропотока транспортного узла.

58.


Однако, Московский вокзал остаётся прежде всего автобусным узлом: многие востребованные городские автобусные маршруты, в том числе дальние, проходят через транспортный узел.
В настоящее время главный транспортный узел Нижнего обслуживает 18 из 53 (т.е. около 40%) городских автобусных линий и 17 из 42 (тоже около 40%) городских маршруток.

59.


Кроме того, здесь останавливаются практически все пригородные и многие внутриобластные междугородние автобусные маршруты, следующие с главного Канавинского автовокзала в Заволжье; некоторые пригородные и междугородние (в том числе дальнемагистальные) автобусные маршруты начинаются от Московского вокзала.
Главный транспортный узел Нижнего Новгорода обслуживает и автомобильный траффик между западом (Сормовский район, Московское шоссе) и центром города на правом берегу Оки. Для этого над вокзалом построена самая длинная в Нижнем эстакада, на востоке переходящая в метромост.

60.


Через транспортный узел проходят транспортные потоки с юга и юго-запада (Автозаводский район), и со стороны крупного жилмассива Мещерское Озеро (на севере, на берегу Волги).

Вообще, ситуация с автомобильными дорогами в Нижнем в постсоветское время улучшилась, но не кардинальным образом; по части дорожного строительства поволжская столица отстаёт не только от Москвы, a href="https://me-frai.livejournal.com/tag/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3?utm_medium=endless_scroll">Петербурга, Казани, Екатеринбурга, но и от Перми и Ростова-на-Дону.
Так, начатая ещё в 1980-е годы объездная дорога города (так называемый "Южный обход Нижнего Новгорода") не завершена до сих пор: за без малого 40 лет построены три очереди из четырёх, и обход несколько километров не доходит до восточного выезда из города, отправляя весь транзитный автотранспорт на внутреннюю объездную нижегородского пригорода Кстово.
А транзитный поток здесь немалый: Нижний Новгород стоит на федеральной автодороге М-7 "Волга", которая остаётся одной из двух основных автодорог, соединяющих Поволжье, Урал и Сибирь с Центральным регионом страны, к которой в городе примыкает региональная автодорога Нижний Новгород - Киров.

62.


Ещё в советское время (когда Нижний, несмотря на свой закрытый статус, занимал гораздо более заметное положение в стране) внутри городской черты было построено несколько разноуровневых транспортных развязок
- прежде всего на пересечении крупных радиальных магистралей и внутренних обходов центральной части города, ведущих к окским мостам.

63.


Но к 2022 г. Нижний Новгород находится на очень скромной позиции по длине скоростным дорогам и развязкам: поволжская столица занимает по этому показателю 21-е место в стране, пропуская вперёд не только Москву, Петербург, Екатеринбург, Казань и Сочи, но и Пермь, Челябинск, Владивосток, Калугу и даже некоторые пригороды в крупных агломерациях, вроде Химок (Москва) и Артёма (Владивосток). Со своими 23 километрами скоростных автодорог и 11 развязками Нижний находится на уровне таких гораздо более скромных городов, как Липецк и Оренбург.

64.


Но и в Нижнем Новгороде за постсоветское время было осуществлено несколько крупных проектов в области автодорожной инфраструктуры.

65.

(отсюда)

Прежде всего, это большой комплекс эстакад и развязок, обеспечивающий прямую связь между Московским шоссе (западный выезд из города) и Нагорной частью, включающий в себя эстакаду над транспортным узлом у железнодорожного вокзала и двухуровневый метромост через Оку.

66.

(отсюда)

Кроме того, был построен мост-дублёр Волжского моста, который снизил нагрузку на единственную автомобильную переправу через Волгу в пределах города, связывающую с заволжскими районами и Кировской областью по кратчайшему пути не только сам Нижний, но и регионы Центральной России.

67.

(отсюда)

Нижегородский метрополитен, август, сентябрь, транспортный узел, Европа, Россия, Приволжье, Нижегородская область, 2013, 2018, Поволжье, июль, нижегородский троллейбус, нижегородский трамвай, большой город, Нижний Новгород, троллейбус, город, Волго-Вятка, 2017, 2022, Ока, Волга, метрополитен, трамвай, 2014

Previous post Next post
Up