В прошлом Россия была ещё более северной страной, чем сейчас: ведь всё, что южнее лесов, было под ударом степняков, да и южные лесные районы были небезопасны.
2.
Так что и продвижение на восток, на Урал и в Сибирь проходило севернее нынешней основной полосы расселения.
3.
От
Тотьмы до
Соли Вычегодской, от
Соли Вычегодской до
Соли Камской, от
Соли Камской до
Верхотурья - всё это проходило по рекам, волоками и лесными дорогами, от которых до наших дней и заросшие просеки не всегда остались.
4.
(
отсюда)
А зачем вообще русским 500 и 600 лет назад понадобилось двигаться на восток?
Сначала главной причиной была соль - главная пищевая добавка и чуть ли не единственный доступный консервант тех времён.
5.
(
отсюда)
Потом в дело вступила пушнина, главная статья российского экспорта в Средневековье, но для освоения Урала на первых порах хватило и соли.
Солепромышленники из Вологодской земли нашли новые месторождения соли в верхнем течении Камы, и именно там появились первые на Урале русские поселения.
6.
Пушнина давно оскудела и потеряла почти всякое значение, в Сибири нашли нефть и газ, а севернее Перми как добывали соль, так и добывают.
7.
(
отсюда)
Сейчас это шахты, много километров подземных выработок, куда уже провалилась некоторая часть города Березники, и добытое идёт больше не как пищевая добавка, а как сырьё для удобрений.
8.
(
отсюда)
Но в северной части Соликамска, самого красивого исторического города Урала, до 1970-х годов действовал солеваренный завод, работавший по технологиям XV века.
9.
До недавнего времени этот удалённый район был посёлком, а потом и городом Боро́вск, который в нынешнем Соликамске отвечает за более типичное для Севера целлюлозно-бумажное производство.
10.
Но во второй половине XIX века всё было наоборот: рассол в старых скважинах в центре
Соликамска иссяк, и новый источник соли, доступный при тогдашних местных технологиях, смогли найти только в десятке километров севернее.
11.
К тому времени Прикамье уже давно не было главным центром добычи соли, в национальных масштабах её начали добывать в солёных морях и озёрах Юга, как только отступила угроза нападения степняков.
12.
(
отсюда)
Так что в Боро́вске велась местная добыча, при которой не было нужды внедрять современные на тот момент технологии, с кем-то конкурировать даже на национальном уровне.
13.
В отдалённом и экономически отсталом регионе в разгар промышленной революции в России оказалось рентабельно построить предприятие, работавшее примерно как первые варницы во времена освоения Урала.
14.
Соляные варницы, рассолоподъёмные башни, соляные лари, соляные амбары - и всё это из дерева.
15.
(
отсюда)
И только контора завода каменная, да и то только наполовину (первый этаж).
16.
(
отсюда)
По Усть-Боро́вскому сользаводу легко подумать, что это средневековый памятник архитектуры и техники.
17.
(
отсюда)
И всё это сооружение работало не только до революции; пусть и в механизированном виде, оно продолжало выдавать соль до 1970-х годов!
18.
(
отсюда)
И ещё удивительнее то, что после закрытия строения бывшего сользавода простояли заброшенными лишь чуть больше десятилетия, и поэтому утрачено было немногое.
19.
(
отсюда)
Уже в 1985 году здесь организовали музей, который после череды реконструкций и реставраций, в 1990-е и 2000-е чередовавшихся с поджогами и пожарами превратился в нынешний комплекс "Соль России".
20.
Центр Соликамска, который я довольно подробно осмотрел в 2015 году, красив, полон архитектурных памятников и вообще уникален в масштабах Урала и Сибири.
21.
Но такой объект индустриального туризма, каким является Усть-Боро́вский сользавод - это более редкое явление для нашей страны.
22.
Хотя как раз-таки на Урале такое встречается чаще (всё же это крупнейший старопромышленный регион нашей страны), но по соляной тематике это единственный такой музей и в пределах Каменного Пояса, и в пределах России.
23.
Бывший сользавод стоит чуть севернее большой и до сих пор работающей промзоны Соликамского ЦБК, на берегу Камы.
24.
(
отсюда)
Изначально соль так и вывозили отсюда, по реке.
25.
Соляные амбары, где соль складывали в ожидании высокой весенней воды, по которой можно было провести по всему волго-камскому бассейну даже очень гружёные баржи - самые масштабные сооружения комплекса.
26.
27.
Технология соледобычи, долго остававшаяся неизменной, была такова.
28.
Сначала в рассолоподъёмную башню закачивали рассол-рапу, потом она по деревянной трубе шла в соляной ларь, где отстаивалась какое-то время, чтобы осела муть.
29.
Потом очищенный рассол перетекал в варницу, где совершалось основное действие всего процесса - выпаривание соли.
30.
(
отсюда)
Рассол наливался в огромные подносы-сковородки, чрены (или цирены) на огромных кирпичных печах, которые весь день топились дровами (потом углём).
31.
Вода испарялась, от рассола оставалась одна только соль - казалось бы, очень просто.
32.
Но вся сложность была в адских условиях работы: постоянная температура внутри варницы была порядка 70 градусов, раскалённые соляные брызги, почти стопроцентная влажность, неподъёмные (45 кг для женщин, 65 кг для мужчин) тюки с солью, в которых соль вручную переносилась на вагонетки, на которых её уже транспортировали в соляные амбары, где продукция завода ждала высокой весенней воды.
33.
(
отсюда)
Соль из тюков разъедала кожу на спине и шее соленосов, и она превращалась в корку - именно отсюда пошло прозвище "пермяк - солёные уши".
34.
(
отсюда)
Значительная часть территории бывшего сользавода полузаброшена, зарастает травой, стоящие там здания, возможно, ещё дождутся своего часа.
Работники музея ненавязчиво посоветовали мне туда не ходить - мол, в бурьяне вполне можно не увидеть какую-нибудь старую шахту или просто оставшуюся от чего-нибудь дыру и провалиться туда.
Я, конечно, пошёл, но обошлось.
Вообще, атмосфера в музее приятная, и экскурсия, без которой в музей попасть нельзя, довольно интересная - хоть меня и присоединили к детской группе.
35.
В конторе сользавода ещё есть небольшая историческая экспозиция, и что-то посвящённое соли в целом - но всё очень скромно; такое ощущение, что здание ещё не отправилось от пожара, наполовину его уничтожившего в 2005 году.
Вокруг бывшего солеваренного завода - старый частный сектор, столетние избы и купеческие особняки, но южнее, ближе к целлюлозно-бумажному комбинату начинаются бараки.
36.
Около главной проходной ЦБК - центр Борóвска: улица Черняховского, площадь Ленина.
37.
38.
39.
Тут есть совсем немного послевоенного неоклассицизма.
40.
И даже элементы конструктивизма.
41.
Но бóльшая часть северной половины Соликамска - это прямоугольные кварталы серых пятиэтажек.