Дудинка

Jan 24, 2023 19:48









Внутренний водный транспорт в наши дни давно стал глубоко второстепенным, играя важную роль в грузовых и пассажирских перевозках либо в отдалённых и малонаселённых регионах, либо в совсем уж бедных странах с неразвитой наземной транспортной инфраструктурой.

1.


В этом плане север азиатской части России - это настоящий оазис: это места отдалённые, но не то чтобы совсем малонаселённые, и даже в низовьях великих сибирских рек, в условиях, при которых в других странах обычно существуют лишь деревни аборигенов и вахтовые посёлки, стоят настоящие города.

2.


И на Ямал, и в основную часть Якутии можно в принципе добраться по земле, а вот Норильский промышленный район в низовьях Енисея так и остался самым населённым в России местом после Камчатки, не связанным с "материком" вообще никакой сухопутной транспортной инфраструктурой (Сахалин не в счёт, там есть паром).

3.


4.


Конечно, бо́льшая часть пассажиров попадают в Норильск и окружающие его места, связанные изолированной автодорожной и железнодорожной сетью (Талнах, Кайеркан, Дудинка) на самолёте через аэропорт Алыкёль.

5.


Но Дудинка, енисейский аванпорт Норильского промышленного узла, незаменима в деле доставки грузов и вывоза огромного объёма промышленной продукции, которая производится в этих местах, да и самая протяжённая в России пассажирская водная линия тоже приводит сюда.

6.


Собственно, на теплоходе "Александр Матросов" который в обычное время идёт сюда все 1 900 км от Красноярска, а в маловодный 2022-й отправлялся от расположенного ниже по течению реки Енисейска, я и прибыл в Дудинку.

7.


Дудинский порт велик, это самый большой речной порт в России, но фишка в том, что он не только речной, но и океанский.

8.


По 20-метровым глубинам Нижнего Енисея сюда заходят океанские суда из Северного Ледовитого, и Дудинка - это основной порт назначения в азиатской части Северного Морского пути.

9.


Как и все новые заполярные города, Дудинка в целом компактна: частных домов тут практически нет, всё 20-тысячное население сосредоточено в нескольких микрорайонах.

10.


Дудинка - это не только важнейший транспортный узел, это ещё и административный центр Таймыра.

11.


Земля с самыми суровыми на Азиатском континенте климатическими условиями (в северной части полуострова - даже не тундра, а арктическая пустыня) и самая северная континентальная суша на Земле вообще, самая малонаселённая часть России (три сотых человека на квадратный километр, куда уж тут Чукотке, Колыме или Якутии), в недавнем прошлом Таймыр был отдельным автономным округом в составе Красноярского края.

12.


Но после объединения края со своими "дочерними" регионами (Таймыром и Эвенкией) весь огромный Таймыр стал одним-единственным районом с центром в той же Дудинке.

13.


14.


15.


В принципе, это чувствуется: на улицах города видно гораздо больше представителей коренных национальностей (ненцев, энцев, нганасанов), чем в соседнем Норильске, ну и ещё здесь есть Таймырский музей.

16.


17.


18.


19.


В музее самый большой раздел, посвящённый шаманам, что я видел в России: главный таймырский шаман, умерший в 1980-х, ещё до смерти передал свои культовые предметы и обрядовую одежду в этот музей.

20.


Ещё здесь есть скелет мамонта, чучело мамонта и даже сушёный член мамонта.

21.


22.


А что до коренных жителей Таймыра - я имел возможность пообщаться с одним энцем ещё на борту теплохода, ну и в городе на них посмотрел.

23.


24.


25.


Я ничего плохого не хочу сказать про эти народы в целом, но известно, что искушения современного мира опасны для них.

26.


Прежде всего это алкоголь, которого по сравнению с тундрой так много в городе. Энец на теплоходе был ещё молод, но в хламину пьян и пытался съесть мою зубную пасту, и он говорил, что едет в город кодироваться.

27.


Есть в Дудинке и немного малых архитектурных форм в национальном стиле.

28.


29.


30.


Портовые краны тянутся по берегу Енисея и его притока реки Дудинка вдоль всего города и даже дальше - и на север, и на юго-восток.

31.


32.


Напротив центра Дудинки, прямо на Енисее грузят контейнеры, юго-восточнее, в устье Дудинки-реки - сыпучие и наливные грузы.

33.


34.


35.


Здесь же находится главная городская промзона, которая включает в себя в основном всякие склады и местную электростанцию, которая, как и почти все такие объекты в Восточной Сибири, работает на угле.

36.


37.


А вот дебаркадер, куда причаливает теплоход из Енисейска (обычно из Красноярска) - он за всеми грузовыми причалами, и пассажиры (те несчастливые, которые пешком) идут добрый километр по грязной дороге мимо кранов.

38.


Подъезды к пассажирским причалам в России не любят асфальтировать: вода ведь субстанция ненадёжная, она то поднимется, то опустится. 
А ведь теплоход - это единственный способ добраться в Дудинку и в Норильский промышленный район вообще не взлетая в воздух, и им пользуются может и не с самого материка, но из многих населённых пунктов на Енисее точно.

39.


А жилая часть Дудинки гораздо короче, чем порт, и не больше, чем городская промзона.

40.


Как и любой российский заполярный город, Дудинка почти полностью лишена частных домов и умещается в десятке кварталов многоэтажек.

41.


Жилые кварталы Дудинки карабкаются по склону над рекой, что само по себе делает город живописным, пусть и не так, как в Мурманске или сахалинском Холмске.

42.


43.


44.


Сама по себе Дудинка довольно благоустроенная для города Крайнего Севера.

45.


46.


47.


Здесь не чувствуется особенного упадка: в основной части города не видно заброшенных домов, на улицах более-менее цела и проезжая часть, и тротуары, а здания покрашены в разные цвета, как где-нибудь в Анадыре.

48.


49.


50.


51.


Хотя вот с парками таймырской столице не очень повезло.

52.


Лежащий внизу порт гудит и скрипит круглые сутки, и пока стоит Норильск с его заводами, жизнь идёт сквозь Дудинку непрерывным потоком.

53.


Хотя улицы идут буграми (понятно, вечная мерзлота, но в соседнем Норильске с этим получше), городские бульвары используются под трубопроводы, деревьев и вообще зелени в городе немного (хотя и больше, чем за его пределами).

54.


55.


А как только заканчивается основная обитаемая часть Дудинки, начинается или покрытая углём и грязью промзона, или испещрённые руинами окраины.

56.


57.


Дудинка явно беднее Норильска, но чище и как-то гармоничнее: она больше похожа на привычные нам города, чем на заполярную индустриальную колонию.

58.


59.


60.


Тут не такие злые ветра, всё камернее и соразмернее человеку.

61.


62.


Хотя деревьев тут маловато - всё больше кусты.

63.


64.


Дудинские многоэтажки в большой степени раскрашены, что делает пейзаж веселее.

65.


66.


Впрочем, благоустроенных дворов немного.

67.


Но широкие тротуары центральной улицы Островского почти уютны.

68.


А вот главная площадь с Лениным, Дворцом культуры, Введенской церковью и Таймырским музеем - она открывается на порт, довольно велика и пустынна.

69.


70.


И в Дудинке больше всяких бравых мотивирующих плакатов, на которые так богаты наши провинциальные региональные центры, вроде "Дудинка: город, порт, судьба" или "Мы же с 69-й параллели".

71.


72.


73.


А Норильск город рабочий, деловитый, замкнутый на себе, и там если и есть "агитация большого стиля", то разве что корпоративная.

74.


75.


76.


Несмотря на компактность города, Дудинка имеет свою автобусную сеть из двух маршрутов.

77.


Автобусные остановки напоминают о том, что зимой пурга заметает здесь со всех сторон.

78.


Дудинка со своими 20 тысячами жителей - город не то чтобы большой, но для Заполярья довольно значительный.

79.


80.


81.


За последние тридцать лет дудинцев стало в полтора раза меньше, при том что количество таймырцев в целом уменьшилось почти вдвое, и сейчас Дудинка концентрирует две трети населения бывшего автономного округа.

82.


Через весь порт, вдоль всей дудинской береговой линии идут железнодорожные пути, по которым вывозят из Норильского промышленного района многочисленную продукцию "НорНикеля", и завозят для норильских комбинатов и 170 тысяч норильчан всё необходимое.

83.


До 1990-х гг. по Норильской железной дороге ходили пассажирские поезда (нормальной автодороги до Норильска ещё не было), и линия до Дудинки даже была электрифицирована.

84.


85.


Но потом дикий заполярный капитализм взял своё, и теперь на почти самой северной в мире железной дороге - только товарные поезда.

86.


87.

Таймырский музей, сентябрь, музей, река Енисей, Восточная Сибирь, Россия, Заполярье, Таймыр, Норильский промышленный район, Азия, Таймырский Долгано-Ненецкий район, Дудинка, мамонт, Норильская железная дорога, 2022, Красноярский край, Сибирь, Камчатка-Монголия-2022, порт, Северная Азия, Енисей

Previous post Next post
Up