Удомля

Dec 23, 2020 13:01






Тверская область - парадоксальный регион.
Впрочем, это довольно типичный для России парадокс.
Как правило, в России выглядят (и живут) неплохо богатые регионы, но есть и относительно бедные рег8ионы, которые живут практически хорошо на фоне соседей, и богатые регионы, в которых дела обстоят удивительно паршиво.

2.


Далеко не самая бедный в Центральной России регион, обладающий значительным (и во многом нереализованным) промышленным и рекреационным потенциалом, Тверская область поражает своей неблагоустроенностью и видимой бедностью.

3.


Но глубинка - она везде небогатая, а Тверская область особенно впечатляет именно неустроенностью и какой-то деградацией своей столицы, совсем немаленькой и славной своей историей Твери. Одна история с закрытием трамвая (многие линии закрывали просто из-за плохого состояния путей), а потом и троллейбуса чего стоит, или вот эта прекрасная история. При этом отдельные райцентры выглядят несколько лучше - например, Бежецк, Кашин, а в последние годы и Торжок.

4.


Кроме того, Тверская область, включая и глубинку, и саму Тверь - один из самых богатых историческими достопримечательностями российских регионов за пределами Золотого и Серебряного колец.

5.


Впрочем, это уже другой разговор.

6.


Но большая часть тверских райцентров, не говоря о деревнях - это депрессивные и быстро (до 3% в год в случае городов, а посёлки ещё быстрее) пустеющие места. Совершенным эталоном здесь можно считать близкие к Московской области Кимры; на контрасте между Кимрами и соседней (20 км) Дубной, наукоградом с почти московским уровнем жизни, можно изучать российские контрасты.
Из этого печального правила есть два исключения.
Первое - ЗАТО (закрытое административно-территориальное образование) Озёрный - единственный крупный населённый пункт Тверской области, где растёт население; ну да ЗАТО в России почти все даже если не растут, то чувствуют себя в социально-экономическом аспекте совсем неплохо.
Второе исключение, как и первое, расположено на северной периферии Тверской области, и это город Удомля. Удомля - моногород при Калининской атомной электростанции.

7.


Энергетические моногорода, вместе с моногородами-наукоградами и военными моногородами - своеобразная "элита" этой категории населённых пунктов, для которых в целом характерны многочисленные социально-экономические и экологические проблемы.
В отличие от текстильных изделий, на российское электричество никогда всерьёз не падал спрос; в отличие от металлургии, в электроэнергетике нет таких проблем с амортизацией оборудования и связанных с ней экологических проблем. А моногорода при атомных электростанциях - это "элита внутри элиты": АЭС - сложный, дорогостоящий, с трудом заменимый, требующий постоянного внимания, инвестиций и большого количества образованных и квалифицированных сотрудников объект, так что город при атомной электростанции - это уже отчасти наукоград.

8.


Тверская Удомля, впрочем, тоже уменьшается (в последние годы депопуляция - до 2% ежегодно), но до 2011 года численность населения была в целом стабильна.
Но город выглядит очень неплохо - пожалуй, чем любой другой город Тверской области (а я был во всех), и это явно не только наследие советского времени.

9.


Интересно, что микрорайоны многоквартирных жилых домов в 1970-х - 1980-х годах строились южнее железной дороги (магистраль Ярославль - Рыбинск - Сонково - Бологое), а севернее, между станцией Удомля и озером Песьво, сохранился посёлок Удомля, возникший, при строительстве этой самой железной дороги во второй половине XIX века (сейчас это микрорайон "Старая Удомля), в свою очередь, некогда поглотивший деревню Мерлугино:

10.


Как видно, удомельские микрорайоны и с запада окружены частным сектором бывших деревень (Санниково и Паношино), а Калининская АЭС, как и полагается, находится на расстоянии нескольких километров, северо-восточнее жилой застройки. Здешняя местность живописная и изобилует озёрами, что очень благоприятствует строительству атомных электростанций, которым нужно много воды для охлаждения реакторов.
Я планировал побыть в Удомле хотя бы полдня.
Но, как это обычно бывает, я ехал через город транзитом: по трассе Москва - Санкт-Петербург из окрестностей Твери до Вышнего Волочка, потом по боковой дороге до Удомли, а в Удомле рано утром я должен был сесть на дальний поезд до Ярославля.
Но с автостопом в тот день мне не повезло, и 180 километров от тверских пригородов до Удомли я преодолевал полдня и ещё полночи, и прибыл в тверской атомоград часа в 3 пополуночи.
Но в начале июля в этих краях светает рано, и в остававшиеся пару часов до поезда я успел кое-что посмотреть.
Но, к сожалению, не добрался не только до АЭС, но и до северной, старой части города, и до берега озера.
На въезде по Вышневолоцкому шоссе находится не такой уж маленький для 30-тысячного города, благоустроенный парк Венецианова.

11.


Он украшен памятником Алексею Венецианову, художнику первой половины XIX века, последние десятилетия своей жизни прожившему в селе недалеко от нынешней Удомли:

12.


Да, как это часто бывает в России, молодой город пытается "вписаться" в окружающий его регион с помощью известных местных уроженцев, которым, наверное, и присниться не могло такое будущее.
(Как видно, качество фотографий в основном предрассветное).
Там же - элемент в целом стандартного для российского райцентра набора памятников - монумент ликвидаторам Чернобыльской аварии:

13.


Как это обычно бывало в Советском Союзе, микрорайоны Удомли в целом прямоугольные, а улицы прямые:

14.


(и очень зелёные)

15.


Удомельский пейзаж с типовыми общагами (или, может, "гостинками"):

16.


Автобусная остановка, объединённая с торговым павильоном - тоже вполне типовая для российской провинции - но вы посмотрите на качество асфальта:

17.


И на жёлтый зигзаг остановочной разметки, который встретишь и не в каждом крупном отечественном городе.
На восточном краю города возвышается построенный в начале 2000-х годов Владимирский собор:

18.


Да, сейчас православным храмом в России никого не удивишь, но далеко не в каждом 30-тысячном райцентре есть новый храм такого размера (и построенный так рано).
Стоит немного подняться (например, на путепровод через железную дорогу) - и становятся видны леса, окружающие город почти со всех сторон:

19.


Кроме микрорайонов из многоквартирных домов и малоэтажной застройки бывших деревень и посёлков западнее и севернее, есть в Удомле и "внутренний" частный сектор, образующий несколько кварталов между многоэтажками и железнодорожной станцией:

20.


Впрочем, не исключаю, что изначально и он входил в состав какой-нибудь деревни, или, что вероятнее, появился здесь в составе пристанционного посёлка Удомля.
Деревни на месте Удомли существовали давно, но концентрация населения здесь, как и в тысячах других мест в наше необъятной стране, началась после того, как тут прошла железная дорога.
Как уже упоминалось выше, это произошло во второй половине XIX века, а именно в 1869 году, когда мимо озера Песьво прошла Виндаво-Рыбинская железная дорога.
Москва уже тогда была основным железнодорожным узлом страны.

21.


Но очень много железных дорог строилось для связи центральных и приволжских регионов страны со столичным Санкт-Петербургом напрямую, а также для прямого вывоза хлеба из южных регионов в прибалтийские порты - обе эти категории железнодорожных линий сейчас потеряли своё значение, а с ним и значительную часть траффика (если не весь).
Магистральная железная дорога Рыбинск - Сонково - Бологое была построена довольно рано - уже в 1870 году, а к 1898 году она была продлена до Ярославля. Тогда не было железных дорог не только в Сибири и на Урале, но и за Волгой, и даже до Волги в её основной части рельсы почти нигде не доходили; почти вся железнодорожная сеть была сосредоточена на крайнем западе огромной империи.
Сейчас она выполняет скромную роль связки между радиальными железными дорогами Москва - Архангельск и Москва - Санкт-Петербург, а также обеспечивающая немногочисленные прямые поезда между Северной столицей и Поволжьем, 150 лет назад обслуживала громадный грузопоток между тогдашней столицей империи и Волжским бассейном. Ведь Рыбинск был тогда главным внутренним портом страны, главным конечным пунктом Волжского торгового пути.
Впрочем, вокзальное здание станции Удомля явно относится к гораздо более позднему времени:

22.


(Оно явно уступает исторической вокзальной архитектуре, но в то же время является далеко не худшим образцом в своём жанре, если сравнивать с другими современными представителями этого жанра).

23.


В окрестностях нового вокзального здания, впрочем, сохранились старые дома, которые вполне могли быть построены в одну и ту же эпоху с железной дорогой и предназначались для железнодорожных служащих:

24.


Такой вот получился короткий взгляд на Удомлю.

25.


А поезд с поэтическим названием "Текстильный край" уже уносил меня на восток, в сторону Рыбинска, о котором и будет мой следующий рассказ.

Удомля, Тверская область, 2016, Россия, Центр, июль, железная дорога, моногород

Previous post Next post
Up