Россия - страна одновременно однообразная и контрастная.
4.
5.
С одной стороны - равнины и леса на десять тысяч километров, через два континента почти без перерывов, и в то же время почти европейская жизнь в нескольких крупнейших городах через несколько десятков километров может смениться совершенно советским, а то и почти дореволюционным пейзажем.
6.
7.
8.
А кое-где в лесах и болотах растворяются и такие следы цивилизации, и при наличии некоторой фантазии вообще можно ощутить себя вне времени и пространства.
9.
Сильнее такая машина времени работает на севере - сплошная полоса расселения там с годами всё больше распадается на отдельные обжитые ареалы, и население всё больше концентрируется в городах - особенно в крупных.
10.
Вполне логично, что лучше всего эти контрасты ощущаются на примере Ленинградской области и Санкт-Петербурга.
11.
12.
Санкт-Петербург , который в последнее десятилетие по качеству городской среды и уровню благоустройства приближается к Москве, а по особенностям планировки и городского устройства так вообще всегда был самым европейским городом России, как и в петровские времена, окружён озёрами, испещрёнными озёрами лесами, болотистыми лесами и просто болотами.
13.
14.
Северо-западное направление, самое живописное из всех и в плане природы мало чем отличающееся от Финляндии, в большей степени освоено жителями Северной столицы.
15.
16.
А если ехать на юго-восток, в сторону Москвы и основной части страны, то, как это ни парадоксально, начинается самые безлюдные и глухие места.
17.
Самое печальное, что они не столько неосвоенные, сколько брошенные: население ленинградско-новгородско-тверской периферии так и не восстановилось после Великой Отечественной войны, а сейчас продолжает уменьшаться, как и почти везде в российской нечернозёмной глубинке.
18.
19.
Но вот болотистое приграничье Ленинградской и Новгородской областей - тут, кажется, никогда не было сколько-нибудь значительного сельского населения; впрочем, ещё во времена Новгородской республики здесь сформировалась сеть опорных слобод и погостов.
20.
Из-за близости к столице империи эти места ещё с XVIII века оказались гораздо лучше обеспечены транспортной инфраструктурой, чем это обычно бывает на российской периферии.
21.
В конце XIX - начале XX века эту территорию прямо-таки исполосовали радиальные железные дороги, связавшие Петербург с остальной частью страны южнее и юго-восточнее столицы.
Ладожское озеро и
Балтийское море оставляют не очень много пространства, и на расстоянии 100 километров от бывшей столицы дистанция между соседними радиальными железными дорогами - порядка 30-40 километров, что меньше чем даже в Московском регионе.
При Российской империи далеко не все эти железные дороги успели достроить и довести до ума, и планировавшаяся магистраль Санкт-Петербург - Новгород - Орёл, призванная обеспечить связь столицы с хлебными районами страны в обход уже тогда перегруженного Московского узла, была достроена только до Новгорода.
22.
23.
Прямая петербургско-новгородская линия осталась малодеятельной.
24.
25.
Ведь путь между Петербургом и Новгородом через магистральную Московско-Петербургскую железную дорогу, станцию
Чудово и участок Чудово - Новгород лишь немногим длиннее по километражу. При этом время, необходимое для преодоления этого пути, даже меньше (на четверть): все участки электрифицированы, а "полускоростная" специфика железной дороги Москва - Петербург дополнительно ускоряет движение всех поездов, курсирующих между Санкт-Петербургом и Чудово.
26.
Так что линия Петербург - Новгород (точнее петербургский пригород Павловск - Новгород) имеет сугубо местное значение.
27.
В 1930-е годы началось самое масштабное за историю петербургско-новгородской периферии хозяйственное освоение: добываемый из болот торф имел тогда очень высокий спрос в растущей энергосистеме страны; другими словами, весь Ленинград и Ленинградский регион отапливался торфом и получал электроэнергию из сжигаемого торфа.
28.
Деревни в глубинке продолжали пустеть, но в послевоенные десятилетия ещё один фактор принёс некоторое оживление в эти места: в Советском Союзе началось массовое строительство дачных посёлков. Под Питером, в условиях не самой простой для освоения болотистой местности и наличия сплошных лесных массивов между сельскими населёнными пунктами, дачные кооперативы достигли самых больших в стране масштабов: в отдельных случаях в одном массиве "садоводств" (как это принято называть в Северной столице) располагаются десятки тысяч участков сотни-другой тысяч дачников.
29.
Вот петербургско-новгородская железная дорога так и занималась в основном перевозкой торфа и дачников, а со стороны Новгорода - ещё и рабочих на новгородское градообразующее промышленное предприятие "Азот" (сейчас "Акрон"); с двух сторон началась электрификация линии.
30.
Но в постсоветское время торфодобыча и использование торфа в энергетике стали стремительно снижаться. Электростанции в Европейской России перешли в основном на природный газ, и редкие поезда от Павловска в сторону Новгорода перевозят преимущественно дачников.
31.
Впрочем, если быть точным, на участке до Новолисина (который успели электрифицировать) сохраняется относительно интенсивное движение электропоездов (порядка 10 пар в день), а вот расположенные дальше населённые пункты и дачные посёлки обслуживает один дизель-поезд (в поcледние годы сочленённый рельсовый автобус) в день, следующий до станции Рогавка в посёлке Тесово-Нетыльский, который расположен уже на севере Новгородской области.
32.
33.
34.
От станции Рогавка ходит пригородный поезд уже до Великого Новгорода, а примерно раз в неделю курсирует прямой поезд от Витебского вокзала Санкт-Петербурга до Новгорода - единственный, проходящий всю линию.
35.
В районе Рогавки и Тесово-Нетыльского посёлка с 1930-х годов формировалась протяжённая сеть узкоколейных железных дорог, к 1970-м гг. ставшая одной из крупнейших на Северо-Западе, в тогда изобиловавшим узкоколейками болотно-лесном регионе.
36.
В 1990-е - 2000-е годы местная добыча торфа и, соответственно, перевозка торфа по узкоколейной железной дороге Тесовского транспортного управления упала во много раз, но, в отличие от десятков и сотен подобных предприятий по всему бывшему союзу, местная узкоколейка не закрылась.
37.
38.
Кое-как продолжает она работать и сейчас, привозя торф исключительно для нужд посёлка.
39.
Но всё большее значение имеет другая, необычная для нашей страны (и самая обычная для европейских узкоколеек) - туристическая.
40.
41.
Причём всё началось
с создания группой энтузиастов музея на базе узкоколейки, то есть это в чистом виде "инициатива снизу".
42.
Они же - после полного закрытия регулярного пассажирского сообщения по узкоколейке - стали организовывать поездки по части функционирующей линии для желающих:
43.
Впрочем, и эта группа энтузиастов возникла не на пустом месте: и до этого не один год в Тёсово-Нетыльский приезжали юные и не очень любители узкоколейных железных дорог, преимущественно из Санкт-Петербурга, в посёлке у них даже имелась своя база.
44.
Некогда (в конце 1970-х годов) длина Тесовской сети узкоколеек
доходила до 179 километров.
45.
Сейчас действует около 16 километров путей, часть которых - фактически, полузаброшенные и проходимы только на специальной технике.
46.
(карта взята с
сайта Сергея Болашенко).
Насколько я понимаю, сейчас действует только участок пути южнее озера Тигода.
47.
По этой линии в отопительный сезон производится вывоз торфа:
48.
И по ней же в выходные проводятся пассажирские экскурсии.
Впрочем, насколько я понимаю, лишь по восточной половине узкоколейки, примыкающей к посёлку Тёсово-Нетыльский.
49.
Посёлок вытянут на три километра с севера на юг, от станции Рогавка на ширококолейной железнодорожной линии Санкт-Петербург - Новгород до узкоколейного переезда, откуда и начинается действующий пассажирский/туристический маршрут Тёсовской узкоколейки.
Но сами рельсы узкой колеи начинаются гораздо раньше, менее чем в километре южнее вокзала.
50.
51.
От типового для 1940-х - 1950-х годов вокзального здания станции Рогавка второстепенными улочками минут за 10 можно выйти на центральную Советскую улицу, проходящую через весь посёлок.
52.
53.
54.
Тут же - сквер и воинский мемориал:
55.
На севере Советская улица переходит в Станционную улицу, которая, в свою очередь, соединяется с "полукольцевой" автодорогой Мга - Любань - Луга, дающей выход на Санкт-Петербург, на юге (тоже непрямым путём) можно выехать к Великому Новгороду.
56.
57.
Советская улица и несколько центральных кварталов Тёсово-Нетыльского застроена приятными, но довольно обычными послевоенными двухэтажными жилыми домами:
58.
59.
60.
Не столь типовое и красивое здание местного дома культуры:
61.
И почти столь же красивое здание детского сада:
62.
И домами следующих десятилетий постройки:
63.
64.
Вот чем занимаются жители этого некогда многолюдного (8 тысяч жителей в 1959 году, сейчас менее 2,5 тысяч жителей, уже в советское время здесь стало жить вдвое меньше людей) в условиях многократного снижения объёмов добычи торфа?
65.
66.
Согласно Википедии, тёсовчане вяжут веники (именно так) и производят строительные материалы.
67.
68.
69.
У северного конца Советской слева виднеются узкоколейные рельсы:
70.
Согласно яндекс-картам, здесь расположен "остановочный пункт Мемориал" (видимо, названный в честь воинского памятника), но на местности никаких его следов обнаружено не было.
71.
Впрочем,
как сообщают, сюда, поближе к вокзалу, иногда подъезжает мотриса, забирающая экскурсионные группы для экскурсии по узкоколейке.
Путь немного идёт на юго-восток, но потом заворачивает на юг и продолжается в целом параллельно Советской улице.
72.
Чуть южнее расположено нечто похожее на торфоперегрузочную станцию.
73.
На востоке совсем рядом проходят пути железнодорожной станции Рогавка широкой колеи, чуть дальше расположен остановочный пункт "123-й километр".
74.
Примерно тут на яндекс-картах обозначен "остановочный пункт Центральный Посёлок", но и его я не нашёл.
75.
Видимо, это часть инфраструктуры, которая функционировала тогда, когда по Тёсовской узкоколейке ещё осуществлялись регулярные пассажирские рейсы.
Узкие рельсы идут практически через дворы:
76.
Узкоколейка идёт на юг и чуть-чуть на юго-запад, пока не доходит до того самого переезда на южном краю посёлка.
Перед переездом в прежние времена функционировал узкоколейный остановочный пункт "4-й пост", но в наши дни посадка пассажиров производится на импровизированной станции после переезда.
77.
Здесь же, той же группой энтузиастов был организован музей узкоколейной железнодорожной техники:
78.
79.
Один из четырёх в России, на минуточку - и из трёх, расположенных на действующих (или некогда действовавших) узкоколейных железных дорогах пассажирского и/или грузового назначения.
80.
В основном на втором пути:
81.
(По количеству автомобилей можно оценить популярность узкоколейки для "туризма выходного дня"):
82.
83.
84.
Внутри салона поезда, на котором я незадолго до этого приехал с торфяных полей:
85.
Внутри отреставрированного старого деревянного вагона - немецкого, кажется:
86.
Стоит только поражаться энтузиазму и настойчивости любителей железнодорожного транспорта, восстановивших это всё своими силами.
87.
Впрочем, немало образцов подвижного состава ещё ждут своего часа:
88.
От музейной станции отходит короткий путь на юг, где за воротами находится менее габаритный подвижной состав (дрезины):
89.
На них можно покататься, кстати:
90.
За воротами, видимо, расположена и материально-техническая база музея.
Проходящую через переезд узкоколейку украшает модная надпись "Тёсово":
91.
92.
После станции линия идёт по типичной для старых торфоразработок "разлинованной местности".
93.
Прямые насыпи (изначально все под узкоколейки) пересекаются с прямыми же дренажными канавами и другими насыпями.
94.
Минут 20-30 езды, 10 километров пути - и узкоколейный поезд приходит в некое место на краю торфяного поля.
95.
96.
Здесь - что-то вроде "торфяной станции".
97.
98.
Стоит спецтехника:
99.
В основном комбайны, занимающиеся непосредственно добычей торфа:
100.
101.
Имеются служебные строения:
102.
Нда, зимняя оттепель - максимально живописное время для посещения торфоразработок.
103.
Кажется, что в некоторых местах стоит ступить на эту жирную чёрно-коричневую землю - и она поглотит тебя без следа.
104.
Впрочем, весь торф уже добыт и сложен в кучи, зимой производится только вывоз, а новой добычи до весны ждать не стоит.
105.
Наш поезд:
106.
Короткий обратный путь в посёлок - а там уже темно:
107.
И долгий обратный путь до Витебского вокзала Санкт-Петербурга.