Суоярви

May 20, 2018 19:10









Совсем недавно у меня была
Глубокая Карелия - глубокая и незамутнённая, как карельское озеро. А теперь из Петрозаводска, после Кижей я опять попал в дальнюю, потаённую часть региона - только тут мне было уже не как в озере, а скорее как в болоте.

3.


Допускаю, что половину эффекта дала перемена погоды, но не всё же.

4.


Даром что Суоярви в переводе означает "Болотное озеро" (согласитесь, что традиционное русское "Шуерецкий Погост", некогда в составе Водской пятины Новгородской Земли - это звучало лучше; деревня с таким названием располагалась не совсем на месте современного города, но недалеко от него).

5.


Суоярви - один из западно-карельских городов, не самый западный западный и не самый карельский, но, пожалуй, наиболее затерянный - между богатой Костомукшей и чуть менее богатой, но более отягощённой культурным наследием Сортавалой. Суоярви - это конец (или начало) труднопроходимого пути вдоль Западно-Карельской железной дороги, другой конец которого вкратце был описан здесь.
Тем не менее, Суоярви - это не разросшийся советский леспромхоз, как очень многие посёлки вдоль этой лесной трассы; деревня здесь была, повторюсь, уже в стародавние времена Господина Великого Новгорода. И в имперские времена здешние крестьяне поставляли на Александровский завод местную руду: в ту эпоху болота были ценны не только и не столько ягодами да дичью. И в межвоенную эпоху тут стало выстраиваться что-то вроде города, появились промышленные предприятия и даже немного зданий в стиле финского конструктивизма - но потом нападение СССР на Финляндию, нападение Финляндии вместе с Германией на СССР, и Суоярви опять наш.
После присоединения к Союзу тут не очень много чего происходило - наверное, самым выдающимся событием было строительство железной дороги на север в 1950-е годы. Тут как и занимались, так и занимаются в основном лесом; в прошлом была картонная фабрика, но в первой половине 2010-х годов она окончательно накрылась. Так что остались, кажется, только частные пилорамы - и РЖД; впрочем, на железной дороге объёмы работы также всё время сокращаются.
На пике развития в Суоярви было 12 тысяч жителей, сечас осталось 9; в принципе, 20-процентная убыль населения - не так уж много по северным меркам.

6.


Но вот Суоярвский район как депрессивный, глухой и периферийный по депопуляции занимает первое место в Южной Карелии (-38%).
И вот как-то не осталось здесь того заграничного лоска, который - пусть и в немного руинированном виде - ощущается в Выборге и даже Питкяранте, и в полной мере чувствуется в Сортавале или Костомукше.
Как-то вот не оставила тут та славная эпоха следов - то есть оставила, конечно, но это именно что еле заметные следы, не более.

7.


Да не сочтут меня русофобом, но ушедшая финская цивилизация выглядит на фоне нашей периферийно-провинциальной действительности довольно ностальгично. Конечно не в такой степени, как немецкая, но тем не менее.
Но как-то в Суоярви всё былое растворилось в современной российской провинциальной (в плохом смысле этого слова) действительности.

8.


Я буквально в последний момент - поезд практически отходил - купил билет на петрозаводском вокзале. Дальний на Соуярви и дальше на Костомукшу ходит из Петрозаводска раз в пару дней и с горем поплам заменяет пригородные, раньше курсировавшие на этом малодеятельном и глухом участке.
Железная дорога из карельской столицы на запад строилась зимой-весной 1940 году, практически одновременно с наступлением Красной Армии на финскую территорию.
Западно-Карельская железная дорога была подведена с юга, от станции Маткаселькя за Сортавалой, несколько раньше - в 1929 году, при уже независимой Финляндии; уже в то время она заканчивалась не в Суоярви, а на станции Найстенъярви - это несколько десятков километров севернее.
Но дорога на Маткаселькя и Выборг - это была связка района с финскими землями, прежде всего с бывшей Выборгской губернией; логично, что для советизации и "карелизации" Суоярви требовался прямой выход в "материковую" часть новоиспечённой родины.

9.


В те же финские годы было начато строительство железной дороги на север, в сторону современной Муезерки и Юшкозера, но закончено оно было только в 1950-е - 1960-е годы.
Итак, поздним и дождливым августовским вечером мой поезд прибыл на станцию Суоярви I.

10.


Стеклянный коробкообразный аквариумовидный вокзал типичен для 1960-х годов.
Обратите внимание на надпись латиницей ("станция") - как и в Костомукше, это дублирование не на карельский, а на финский; остатки Карело-Финской АССР.

11.


Ночь надвигается, дождь - что делать? Правильно - ставить палатку.
Планировка у Суоярви вполне финская, или прибалтийская - город вытянут вдоль одноимённого озера и нескольких улиц, прихотливо проложенных по распадкам и неглубоким долинам, а иногда просто по направлению (на Петрозаводск, например).
Такой потенциал для того, чтобы получилась какая-нибудь Лаппеэнранта, или хотя бы Раквере - но увы.

12.


Но обо всём по порядку.
Город образован пересечением трёх дорог - на Поросозеро/Муезерку/Костомукшу (север), на Питкяранту/Сортавалу/Петербург (юго-запад), и на Петрозаводск (восток).

13.


И каждой автомобильной дороге параллельно своё направление дороги железной - ведущее в те же самые пункты.

14.


15.


Такой вот почти идеальный трёхлинейный город.
Ядро этой суоярвской планировки - опять-таки треугольник, образованный связками между этими тремя путями.
Причём в центре треугольника - условно лесопарковая зона и небольшое озеро, а пульс городской жизни бьётся в северной части этой фигуры (улица Ленина).
Вокзал находится не вполне в центре, а в южной части города - но зато относительно недалеко от районной администрации.
Вот мимо этой администрации, по упирающейся в лес улице Шельшакова пошёл я сквозь какую-то почти осеннюю морось.
Вышел из города, вроде лес, но вот незадача - как кончаются дома, так сразу начинается болото.
Вода подступает практически к самому городу, причём, как я позже понял по карте, практически со всех сторон - хотя в более сухую погоду, наверное, суоярвские болота менее полноводны.
Поставил палатку на каком-то полуострове, между трёх кочек, шаг вправо, шаг влево - и уходишь в чавкающий мох по щиколотку.

16.


Утро не принесло перемены погоды; дождь порой переставал, но быстро осознавал что был неправ, и что Суоярви надо ещё немного увлажнить.

17.


Спальные районы:

18.


Я пошёл к центру города - через редко застроенные кварталы, перемежаемые рощами.

19.


Развилка Петрозаводского шоссе и дороги на север (Поросозеро - Муезерский - Костомукша) - с воинским памятником:

20.


Потом мы попадаем в центр городского треугольника - сначала на горку:

21.


Со старым зданием финского муниципалитета:

22.


Выносные почтовые ящики:

23.


Потом с горки - заболоченная низина с озером Вехкалампи, но она как-то у меня осталась в стороне.

24.


Вот и самый центр - улица Ленина.

25.


Только тут меня проняла суоярвская реальность - до этого момента я думал, что вот сейчас-то начнётся основная часть города и всё изменится.

26.


Но нет - дырявый асфальт, облезлые пятиэтажки без балконов.

27.


И в завершение картины - местная автостанция, напрочь лишённая рейсов по району (только на Петрозаводск и, кажется, на Сортавалу); первый раз за свои 700 с лишним городов вижу такое.

28.


Рынок:

29.


Видимо, после двухсерийной (1939-1940 и 1941-1944) войны от старого Суоярви осталось немного.

30.


Тем более, что и раньше, думаю, город был совсем невелик.
На перекрёстке улицы Ленина (связующая между дорогой на Поросозеро/Муезерку и дорогой на Петрозаводск) и улицы Победы (сама дорога на Поросозеро/Муезерку) стоит так называемая "шайба" - здание городской библиотеки:

31.


Она была построена в 1980-х; а я всё перепутал и решил что "Шайба" - функционализм/конструктивизм финских времён. Впрочем, стилизацию под финскую межвоенную архитектуру, мне кажется, нельзя отрицать.

Ещё розовое здание кинотеатра "Космос" - кажется, финское (я, напротив, сначала подумал что советское):

32.


На этом перекрёстке я познакомился с суоярвской погранслужбой - вернее, это она познакомилась со мной. Пока я совершал очередной оборот вокруг своей оси в поисках подходящего ракурса, на песчаной и изъеденной дождями обочине главной улицы города затормозил "УАЗик" камуфляжного цвета.
Оттуда вылез бодрый мужчина неопределённого возраста, представился, стал выяснять кто я, что я, сколько буду обретаться в их благословенном городе и куда проследую потом. Снабдил номером своего телефона и наказал написать сообщение когда выберусь за пределы его юрисдикции - то есть за пределы Суоярвского района. В этих местах нет общедоступных международных переходов в Финляндию - хотя до границы от города всего около 70 километров; впрочем, возможно, именно этим была вызвана такая бдительность погранца.
Почти как родная бабушка - только что обедом не накормил.

33.


А в Суоярви у меня оставался ещё один пункт программы.
Помнится, в Костомукше, когда я восторгался местным благоустройством и продуманной планировкой, тамошние жители мне доказывали, что это, дескать, всё День Республики, который кочует из одного в карельского города в другой.
Мол, в прошлом году он был в Суоярви - так там такую набережную сделали, что закачаешься.
По карте вполне выходило, что может в городе быть и парк, и оборудованная набережная - вытянутое и извилистое озеро Суоярви тянется через весь город, в южной своей части подходя к центру.
Так вот, преисполненный последней надежды, пошёл я на западный выезд в сторону Питкяранты мимо озёрного берега.

34.


Приозёрные кварталы:

35.


А обещанного великолепия всё нет и нет - грунтовка, озеро заслонено частными домами.
Иногда очень даже неплохими - ну это по-русски:

36.


Но нет - вот начинается парк; но набережная вот такая:

37.


За проливом, в нескольких десятках метаров виднелся остров Любви - судя по всему, традиционное место отдыха горожан; согласно карте, он был соединён с материком мостом.
Но вот подхожу я к самому узкому месту пролива - и вижу опоры моста, но без моста:

38.


И остров Любви.

39.


А потом - через западно-суоярвские окраины на питкярантскую дорогу.
Она, хотя и ведёт в сторону Питера и Москвы, оказалась предательски пустынной.
Дождь почти перестал (то есть задумчиво капал каждые минут 15), но редкие машины брали только от деревни до деревни.

40.


Зато я изучил немало (несколько) сельских населённых пунктов Суоярвского района.

41.


В основном, их центры - с магазинами:

42.


Воды за пределами города оказалось ещё больше - местами болото просто переливалось через дорогу.

43.


Впечатлили места боёв по этому направлению - вернее, память о них.

44.


Насколько я помню, тут, на рубеже реки Коллы, и в финскую, и в отечественную войну были ожесточённые бои.

45.


Местные поисковые отряды каждый год откапывают какие-нибудь новые следы той далёкой войны.

46.


Особенно поразила традиция класть сигареты на мемориалы.
Водитель, подвозивший меня, так и делал - со словами "курите, ребятки".

47.


Почти весь день, медленно-медленно пробирался я до границы Суоярвского района, потом по району Питкярантскому, и уже в поздних августовских сумерках добрался до самой Питкяранты.





О ней - в следующей главе.

август, Север-2016, 2016, Россия, Суоярви, Карелия, большое путешествие, Север

Previous post Next post
Up