Горный Алтай: Уймонская долина - в целом, Верхний Уймон

Feb 21, 2017 14:23









Сотни километров горной тайги на невысоких хребтах. Бесконечная пыльная дорога, вверх и вниз по перевалам, редкие деревни, пастбища и горные реки.

3.


4.


Горные почвы, бедные и каменистые, ранняя зима и поздняя весна, холод на северных склонах и сушь на южных - все это горная жизнь.

5.


И вдруг горы расступаются, дорога идет немного вниз - и вы видите широкую долину, дальний край который теряется в дымке на востоке.

6.


Пастбища, сенокосы, леса и перелески, деревни, деревни, кое-где даже поля - Уймонская долина, оазис среди гор Западного Алтая.

7.


8.


9.


Мягкий по сибирским меркам климат, почти всегда солнечная погода, полноводные реки.

10.


На севере встает Теректинский хребет (высота до 3 километров над уровнем моря), на юге - Катунский хребет с его четырехтысячниками и вечными снегами.

11.


Расстояния на Алтае вполне сибирские: от широкой долины до вершин и перевалов ближайшего крупного хребта может быть несколько десятков километров - ровно столько же, сколько на том же Кавказе от равнины до главного водораздела. Белуху и Катунский хребет из котловины видно не очень, но стоит немного подняться по противоположному, северному склону долины..

12.


Катунь здесь почти равнинная река - ниже ущелья Верхней Катуни, но ниже каньона среднего течения, между Уймонской долиной и Чуйским трактом.

13.


Место не менее "сильное", не менее мощное по энергетике, чем та же долина Чулышмана на востоке. Хотя сами по себе пейзажи тут в основном более "мягкие" и привычные для нашего привычного к равнинам глаза - горы поднимаются не так круто, поля, березовые, кедровые, сосновые леса, а скалы и ледники где-то вдалеке.

14.


И можно понять старообрядцев, которые уходили сюда от преследований имперских властей в поисках Земли Обетованной (Беловодье); и Рерихов, которые вслед за старообрядцами искали здесь Шамбалу, которую легко отождествить с Беловодье.

15.


Старообрядцев в Российской империи в более или менее жестких формах преследовали вплоть до 1905 года, в более мягкие периоды запрещая богослужение по дониконовскому обряду, в менее мягкие устраивая репрессии. Староверы бежали, мигрировали из центральных регионов империи - сначала в Керженские леса за Волгой, потом дальше на восток и на север. Практически незаселенная на тот момент, трудно достижимая (несколько месяцев пути от больших городов в лучшем случае) Сибирь, понятно, выглядела заманчивым местом, где можно поселиться и не зависеть от властей.

16.


Изначально Беловодье было принято искать в долине Бухтармы, что за Белухой и Катунским хребтом, в современном Восточном Казахстане, но около начала XVIII века староверы оттуда стали переселяться через горы в Уймонскую долину; также, видимо, немаловажен был и приток поселенцев с севера, из сибирских губерний.
В те годы Алтай был, по сути, ничейным - периферия между Джунгарским ханством и Российской империей
и уже в начале XIX века в Уймонской долине и на южно-сибирской периферии в целом было насчитано чуть ли не несколько сотен тысяч староверов.
Уймонская долина остается русским анклавом на Западном Алтае; три четверти населения Усть-Коксинского района, почти все сосредоточенное в 16 деревнях и селах Уймонской долины население - это русские.

17.


18.


19.


Усть-Коксинский район с его преобладанием русского населения отличается чуть ли не худшими демографическими показателями в республике Алтай. Но надо учитывать, что по российским меркам республика - один из самых благоприятных в демографическом отношении регионов, и "худшие демографические показатели" здесь это просто отсутствие заметного роста населения.

20.


Алтайское население Усть-Коксинского района - это Абайская степь севернее Усть-Коксы, лежащий еще севернее, за Кырлыкским перевалом Усть-Канский район - тоже преимущественно алтайский; об этих местах пойдет речь в следующих постах.

Если говорить в целом про Западный Алтай - Усть-Канский и Усть-Коксинский районы - безопаснее для чужака, чем Алтай Восточный, или Алтай в целом. Не только в русских, но и в алтайских селах чувствуешь себя спокойнее. Сложно сказать, следствие ли это специфики местных алтайцев, или исторически тесное соседство с русскими, или традиционно более туристический характер региона (начиная с Рерихов).
Главная местная не связанная с природой достопримечательность - это село Верхний Уймон, которое исторически было культурно-общественным центром староверов долины.

21.


Это же и старейшее из ныне существующих поселений - оно было основано в 1796 году, во время очередного ослабления гонений. Тогда Екатерина II официально приняла "каменщиков" (жителей гор - "камня") Уймонской и Бухтарминской долины под свое подданство, и позволила им жить по своему обычаю. После этого, собственно старообрядцы переселились из горных ущелий в долину.
В Верхнем Уймоне сохранилось несколько старых деревянных крестьянских домов.

22.


Здесь действует музей старообрядчества (музей истории и культуры Уймонской долины), основанный местной жительницей Раисой Кучугановой; но для его посещения необходимо заранее позвонить хозяйке, и я с моими обычными проблемами со связью во время путешествий туда не попал.
Но я был во втором музее села, пожалуй, гораздо более известном за пределами долины - музее Рерихов, где останавливалась их Центральноазиатская экспедиция в 1926 году.

23.


Музей расположен в усадьбе местного зажиточного крестьянина Атаманова, у которого гостили Рерихи - большой даже для этих мест дом, часть настоящего хозяйственного комплекса, некогда включавшего в себя, помимо обычных амбаров, бани и хлева, еще кузницу, пасеку и гараж для сельскохозяйственных машин (!).
Атаманова в 1929 г. раскулачили как подозрительно богатого и рачительного хозяина, сослали в Нарым, на болота севернее Томска. Дом в условиях социалистического хозяйствования предсказуемо начал разваливаться; к 1960-м годам, когда стал возрождаться интерес к Рерихам и их наследию, и вообще у властей дошли руки до сохранения культурных ценностей, один этаж уже был утрачен. Только на рубеже 1990-х и 2000-х дом наконец отреставрировали, фактически построив заново - довольно качественно и без излишнего глянца, надо сказать.

24.


Сам музей мне не очень понравился: у него присутствуют многие качества, характерные именно для сельских отечественных музеев - некоторая упрощенность подачи информации, не очень глубокая и продуманная экспозиция, бедность подлинными экспонатами, многие из которых с нашей централизацией просто уходят в крупные городские и федеральные музеи. Яркий и самый запомнившийся мне подобный пример - усадьба Пушкина в Большом Болдине на юге Нижегородской области, где он провел ту самую Болдинскую осень.

25.


В музее Рерихов это отчасти компенсируется, отчасти усугубляется искренней, кажется, увлеченностью местных смотрителей рериховской темой; кроме того, в отличие от того же пушкинского музея в Большом Болдине, сотрудники главного уймонского музея явно рады гостям.

26.


Их много - такое ощущение, что посещение рериховского музея входит в программу всех туров в эти места, включая те, которые вроде бы как только на природные объекты.
В музее недвусмысленно преувеличивает мистическая/околорелигиозная составляющая рериховского наследия, и недооценивают реальные научные и другие результаты их экспедиций.

27.


Это, конечно, еще может быть связано не только и не столько с сельским характером музея, но и с общей "модностью", раскрученностью Рерихов сейчас, почти как брэнда.

Уймонская долина - это вторая межгорная котловина в российском Алтае после Чуйской степи, и самая благоприятная для жизни - она ближе к великим равнинам, и тут суше; она несколько ниже, и климат тут мягче и теплее.

28.


Высота Уймонской степи - всего 900-1000 метров над уровнем моря и, как это часто бывает на Алтае, ведущая сюда дорога спускается сверху, она не идет по течению вытекающей из котловины реки Катунь - там узкое ущелье и большое падение высоты. В 2015 году вроде как строилась вторая постоянная связь с внешним миром - дорога вдоль той самой Белухи напрямик в Улаганский и Онгудайский районы. Но пока Уймонский тракт, подходящий с северо-запада, остается единственной связью с внешним миром, что создает значительные проблемы жителям долины, когда где-нибудь на перевале или на высоком карнизе над рекой происходит ЧП - например, если дорогу завалило и размыло. Так было и весной накануне моего приезда в Уймонскую степь (август 2015 года) - дорогу у въезда в долину размыло, и пару недель жизненно необходимые товары приходилось перетаскивать на руках мимо разрушенного участка.
Эта изолированность поражает - до равнины сотни километров, автобус от ближайшей железнодорожной станции в Бийске идет 11 часов (500 километров), а здесь живут тысячи людей, и села, и поля выглядят гораздо лучше, чем где-нибудь в Тверской, Смоленской или даже в Тульской области.

29.


30.


31.


Ну и сохранилось многое, чего уже давно нет в не столь далеких местах:

32.


33.


Даже странно, что советская власть здесь установилась не сильно позже, чем в остальной стране - в 1922 г., и гражданская война на Алтае уложилась в рамки гражданской войны в масштабах страны (1918-1922 гг.).
В Уймонской долине, у села Катанда, был ликвидирован один из самых одиозных деятелей Белого движения - Александр Кайгородов, пытавшийся начать поход с целью освобождения Западной Сибири с территории Западной Монголии; он сам был родом из этих мест (соседняя Абайская степь).

34.


Усть-Коксинский район, центром которого является Уймонская долина, стабильно находится на первом месте в регионе по основным сельскохозяйственным показателям.

35.


36.


37.


38.


39.


Нельзя не упомянуть такой экзотический для нас вид экзотической деятельности, как производство пантов - рогов маралов (благородных оленей), которые используются в основном в восточной медицине. По пантам Усть-Коксинский район находится на первом месте в Горном Алтае и, вероятно, в России.

И даже сейчас здесь можно увидеть людей в более-менее традиционной одежде - в деревнях, просто на улице.
И за традиционными занятиями:

40.


Туристов тут относительно много, но это как-то не мешает местной жизни - да, во многих деревнях есть магазины с сувенирами и просто продукцией местных промыслов, но это как-то не уменьшает ощущение "подлинности" местной жизни.

41.


Идеальное сочетание туризма и местной жизни.

42.


В более современной одежде, зато косят вручную - пожалуй, нигде больше я не видел русских с таким аутентичным, сохранившимся после потрясений XX века образом жизни.

43.


Как и во многих сельских районах бывшего Союза, самым большим и катастрофическим потрясением в этих местах была коллективизация. Тогда сотни, как правило, наиболее дееспособных и работящих крестьян (таких, как хозяин верхнеуймонского дома, где в 1926 году останавливался Рерих) были высланы в Васюганские болота.

44.


Асфальт в Уймонской степи я видел только в райцентре - селе Усть-Кокса, и на начальном участке основной дороги за ним до села Тюнгур, включая ответвление к Верхнему Уймону с мостом через Катунь.

45.


А так вся долина - это грунтовые дороги.

46.


Автомобили редки; пытаясь преодолеть автостопом 18-километровое расстояние между деревнями Мульта и Верхний Уймон, я в итоге как минимум 9 из них прошел пешком.

И это при том, что подвозят здесь не то чтобы очень хорошо, но заметно лучше, чем в восточной части Дальнего Алтая.

47.


Такое ощущение, что чаще здесь можно увидеть бородатого мужика на телеге, чем на машине.

48.


Как видно, лошадь впряжена в некий агрегат советского времени для сбора сена; я очень много ездил по стране, но в действии такие устройства видел только здесь.
Вот еще - правда, тут впряжена не лошадь, а трактор:

49.


Не знаю точной статистики, но чисто визуально тут и сейчас много старообрядцев.
Довольно традиционный образ жизни, относительная сохранность местного устройства - это тоже фактор того, что здесь все выглядит гораздо лучше, чем в нечерноземной зоне Центральной России; при том, что показатели благосостояния и дохода на душу населения тут значительно ниже.
Ехать зарабатывать в город - это очень далеко, и очевидные риски.
А местное сельское хозяйство живо, климат довольно мягок для сибирской горной местности - среднегодовая амплитуда температур всего 37 градусов (-20 средняя для января, +17 средняя для июля; для сравнения - в Москве эти показатели соответственно -7 и +19 градусов), и количество солнечных дней порой приближается к 300 в год - один из максимальных показателей в стране.
Плюс туризм, который растет почти экспоненциально, плюс разведение маралов (сибирских благородных оленей) на панты, которое дополнительно притягивают сюда туристов.
С местной безоблачной погодой самая перспективная отрасль экономики - это солнечная энергетика. В нашей стране газа, атомных и гидроэлектростанций она не очень развита, как и другие нетрадиционные отрасли энергетики. Фактически, вся солнечная электроэнергетика России сосредоточена на Южном Урале (Башкирия, Оренбургская область) и в Южной Сибири (Хакасия, Алтай). Горный Алтай тут выделяется, учитывая отсталость и неразвитость местной аграрной экономики, а также дефицит электрических мощностей - в 2014 г. в Кош-Агачском районе была введена в строй 4-я по мощности солнечная электростанция России. Чуйская котловина, где расположена эта СЭС, превосходит по количеству солнечных дней Уймонскую долину, но ненамного; не так давно солнечная электростанция появилась и в Усть-Канском районе, где солнечного сияния вроде как поменьше. В общем, в Уймоне давно пора развивать эту отрасль электроэнергетики.
К слову, наш хозяин (у которого мои попутчики-израильтяне останавливались по коучсерфингу, а я к ним примазался) - он переехал сюда из Москвы, сдав там квартиру, построил себе дом и развивает здесь солнечную энергетику.
Правда, в основном это развитие заключается в том, что он дистанционно руководит каким-то производством солнечных батарей где-то в Центральной России. На местном уровне - он поставил несколько панелей на своем участке и полностью энергетически автономен за счет них.

50.


Он говорил, что такие инвестиции окупаются лет за 5 за счет коммунальных расходов, плюс неизбежные неформальные издержки подключения к централизованной электросети.
Вообще, удивительно много здесь переехавших из больших городов, в том числе из столиц. Через пару дней, уже на пути в Верхний Уймон и Усть-Коксу, меня подвозил юрист из Петербурга, переехавший сюда чуть ли не 15 лет назад и без проблем имеющий здесь частную практику. Он специализировался на вопросах земельной собственности, и многие его клиенты - те же понаехавшие сюда/просто вложившиеся в землю петербуржцы/москвичи/новосибирцы.
Уймонская долина поподробнее - в следующей серии.

Горный Алтай, Алтайские горы, Урал_Алтай_Иссык-Куль-2015, Уймонская долина, большое путешествие

Previous post Next post
Up