Если
Алапаевск - это немного грустно после живой и гудящей
горнозаводской сердцевины Свердловской области, то Ирбит - это совсем грустно. Некогда ярмарочная столица, процветающий и довольно населённый (больше 20 тысяч человек населения) центр аграрной западносибирской глубинки, сейчас это "тёмная сторона" Свердловской области, изнанка Урала.
3.
Вместе с тем, в значительной степени сохранилось наследие прошлого - ирбитский старый город, один из крупнейших на Урале:
4.
Ирбит - самый старый город региона после
Верхотурья; как и Алапаевск, Ирбит официально обрёл этот статус в ходе екатерининских реформ, но на пару лет раньше - в 1775 г. Официально это была награда за то, что горожане сохранили верность императрице во время Пугачёвского бунта. Но, наверно, всё же в основном это было связано с тем, что здесь, на соединяющей Европу с Сибирью Бабиновской дороге, аж с 1640-х годов собиралась чуть ли не крупнейшая на Урале Ирбитская ярмарка. О мощи и живучести этого торгового явления говорит тот факт, что ярмарка осталась на своём месте даже после того, как межконтинентальные торговые пути в XVIII в. сместились на юг и многие стоящие на них крупные торговые города пришли в упадок. Город вместе с ярмаркой несколько поблекли после строительства Транссиба; он уже в 1880-е прошёл примерно в 100 км южнее; но именно местная торговая мощь во многом привела к тому, что перед самой революцией, в 1915 г., сюда дотянули от Екатеринбурга железную дорогу. Ярмарка, прервавшись на время Гражданской войны, дожила до 1929 г.
За пределами Свердловской области Ирбит, пожалуй, известен прежде всего своими мотоциклами "Урал". "Мотоциклетная столица России" - единственный в России производитель тяжёлых мотоциклов и чуть ли не единственный в мире производитель мотоциклов с колясками ("боковыми прицепами"). В какой-то момент завод малость захирел, но сейчас вроде кое-как работает, производя более 1000 мотоциклов в год; он сумел закрепиться в нише "надёжная мощная жрущая много бензина не требующая сложного ремонта советская ретротехника", и в этом качестве продукция завода пользуется спросом за рубежом - прежде всего в США. На базе заводской коллекции открыт Ирбитский музей мотоциклов - наверно, главный туристический объект города; туда я, увы, не попал (было уже поздно).
Но, судя по всему, для благополучия города одного тысячи мотоциклов в год недостаточно, и Ирбит остаётся всё также депрессивен. Как и практически вся глубинка юго-западной Сибири (и глухой северо-восток Свердловской области), он стремительно депопулирует: за постсоветские десятилетия население здесь уменьшилось почти на треть.
5.
В регионе больше населения за это время потеряли только
Волчанск и Кушва (которая не так далеко от Нижнего Тагила)
Сейчас в Ирбите о ярмарке мне напомнил только вот этот вид - это, наверно, бродячий цирк, но он прямо ассоциируется с ярмаркой:
6.
Но, на самом деле, главное напоминание о ярмарке - это Ирбитский пассаж, который ещё называли "Невским проспектом Ирбита".
На фото справа:
7.
А от самой ярмарки остался обширный пустырь, частично занятый Сиреневым сквером.
8.
9.
Огромный комплекс торговых рядов снесли, как и почти все церкви.
Старый город в основном расположен южнее этого пространства.
10.
Гуляя по Ирбиту в 2015 г., я не застал той разрухи, которая была
описана Варандеем в 2010 году. Но депрессивность чувствуется.
Ещё мне показалось, что запущенность в старом Ирбите не сочетается с аутентичностью (как это часто бывает).
Наоборот, тут запущенность сопровождается какой-то нецельностью и "ненастоящестью" облика города.
11.
Сретенская церковь - кажется, единственная уцелевшая в центре города - долго была цехом завода автоприцепов:
12.
Плюс чересчур много рекламы.
13.
Но в городе, конечно, есть что посмотреть.
14.
15.
Старые дома, как правило, довольно неказистые, но зато встречаются целые исторические улицы.
16.
К сожалению, я совсем не добрался до второй ипостаси Ирбита - мотоциклетной; за этим аспектом города отсылаю опять-таки к
Варандею.
Немного мотоциклов в исторической части города (завод, мотоциклетный музей и соцгород расположены дальше по Советской улице, за железной дорогой):
17.
В Ирбите больше многоквартирных домов, чем в
Алапаевске, но всё равно они занимают не больше одной пятой площади города
18.
Всё остальное это в основном частный сектор.
19.
Железная дорога в Ирбит всё-таки пришла, но уже в советское время -
20.
21.
Относительная (по меркам Свердловской области) непопулярность железнодорожного транспорта в этих местах можно объяснить, как и в случае с Алапаевском, тихоходностью последнего - 200 км до Екатеринбурга на поезде придётся преодолевать 5 часов (впрочем, на автобусе 4, не сильно меньше).
Вокзал 1916 г. постройки:
22.
Железную дорогу, достроенную в 1915 г. до Ирбита и дальше на восток, до Туринска и Тавды, продлили до Междуреченского (станция Устье-Аха) в Ханты-Мансийском округе уже в 1969 г., с началом освоения западносибирской нефти. Сейчас дальний поезд на Устье-Аху из Екатеринбурга составляет значительную часть пассажирского движения на этой линии.
23.
В Ирбите к тому же линия неэлектрифицированная (что скорее исключение на Восточном Урале), и нет прямых пригородных до Екатеринбурга - только до станции Егоршино, где надо пересаживаться.
Окрестности Ирбита, как и вся долина реки Ница - освоенный сельскохозяйственный район, резко контрастирующий с начинающимися не так далеко на север таёжными просторами.
24.
Ещё раз вспомню, как за Уралом тонка становится прослойка между глухой тайгой и лесостепью - всего километров 150-200.
А замысловатая траектория моего пути вела меня немного в сторону Екатеринбурга, а потом на юг, в Камышлов.
25.