Нижний Тагил: достопримечательности и транспорт

Sep 16, 2016 19:16






Да, старый демидовский завод, замыкающий с запада городской центр - главная достопримечательность города.

3.


Это единственное в России полностью сохранившийся промышленный комплекс XVIII века - во многом потому, что завод проработал вплоть до 1987 года (!).

4.


5.


Сейчас это завод-музей, официально называющийся в честь Куйбышева (довольно странно).

6.


По идее на территорию можно только с экскурсией. Но охрана посмотрела на меня, мой измождённый вид и большой рюкзак, и пустила внутрь просто так. На свой страх и риск, впрочем - предупредив, что коренные заводские жители собаки могут быть против. Они действительно были не очень за, пришлось отбиваться.
Но, в принципе, увиденное стоило того.

7.


8.


Территория не то чтобы совсем заброшена, но и не то чтобы музеефицирована (несмотря на статус "завода-музея").

9.


Не то чтобы совсем захламлена, и не то чтобы благоустроена.

10.


В общем, из серии "50 лет без людей".

11.


Со стороны пруда и Лисьей горки - что-то вроде выставки заводского оборудования для внешнего мира.

12.


Древние заводские цеха отсюда смотрятся как одна машина откуда-то из эры стимпанка:

13.


14.


К плотине и заводу примыкает прекрасное классицистическое здание заводоуправления, одно из крупнейших гражданских зданий на Урале; оно относится к XIX веку.

15.


Сейчас там умещается городской архив и главная экспозиция музея-заповедника "Горнозаводской Урал"

16.


но туда я не попал из-за своего вечного цейтнота: через два часа электричка, а мне ещё центр города смотреть.

Нижнетагильский центр между старым демидовским заводом и НТМК состоит из дореволюционной части и застройки сталинских времён.
Ближе к заводу - несколько кварталов дореволюционной застройки:

17.


18.


Нигде впрочем, кажется, не образующая единого ансамбля.

19.


20.


И довольно неказистая - всё же дореволюционный Нижний Тагил, по населению (40 тысяч человек) превосходивший многие губернские центры, не имел даже городского статуса.

21.


Отдельные красивые здания:

22.


За площадью Молодёжи

23.


24.


Постепенно начинается парадная часть центра.

25.


Это довольно грандиозный ансамбль 1930-х - 1950-х годов.

26.


27.


Композиционный центр этого всего - Театральная площадь (интеллигентное название для индустриального города):

28.


Монумент, украшающий её - это памятник тем самым Черепановым, отцу и сыну, первопаровозостроителям России.

29.


Она больше всего похожа на главную нижнетагильскую площадь.
Собственно, театр, носящий имя Мамина-Сибиряка - советский неоклассицизм 1955 г.:

30.


В 2005 г. во время очередного ремонта в одном из перекрытий было найдено послание строителей здания театра - зэков Тагиллага. Да, значительную часть объёма строительства нижнетагильских промышленных гигантов выполнили зэки, смертность среди которых в войну приближалась к 50%. Так вот, смысл послания в том, что "театр построен не комсомольскими бригадами, как будут утверждать летописи, а создан на крови и костях заключённых - рабов XX столетия", и "привет грядущему поколению, пусть ваша жизнь не знает рабства и унижения человека человеком". Вот так.

В принципе, и Театральная площадь, и площадь Молодёжи уютны и не подавляют своей геометричностью и размером.

31.


Приятные и в меру благоустроенные скверы нижнетагильского центра (Комсомольский сквер):

32.


(сквер НГТМК):

33.


Нетипично для советского индустриального гиганта, больше похоже на в меру обаятельный и исторический областной центр.
Однозначная главная улица - проспект Ленина.

34.


35.


Она не самая длинная, не самая загруженная (проспект Мира и Заводская улица не уступают ей количеством автомобилей), но самая представительная.

36.


Боковые улицы:

37.


По-московски закрытые дворы:

38.


Бульвары всегда к месту:

39.


В конце проспекта Ленина, ближе к вокзалу (он за поворотом) - немного египетского вида обелиск, посвящённый воинам-железнодорожникам:

40.


Привокзальная площадь между городом с одной стороны и вокзалом и монструозной промзоной - тоже вроде архитектурного ансамбля, и даже немного информации о городе:

41.


42.


43.


Задворки центра - начинаются более обычные пятиэтажки.

44.


От Театральной площади вниз к пруду ведёт что-то вроде эспланады с фонтанами.

45.


Там немного незабвенного брежневского стиля в архитектуре:

46.


совсем неплохая скульптура, советская в хорошем смысле.

47.


48.


Дальше под деревья она всё менее советская:

49.


Очень приятно, что центр вытянут вдоль пруда, и при этом вдоль пруда не промзона и не железнодорожные пути, а набережная и зелёная полоса из нескольких парков - ещё один аргумент против суровости Тагила.

50.


Всё это как раз благоустраивалось во время моего пребывания в городе.

51.


Обширная городская трамвайная сеть, по идее, должна справляться с разбросанностью города и удалённостью его районов друг от друга.

52.


53.


Трамвай в городе появился в мрачном 1937 г., на пике строительства НТМК. В 1940 г. свою линию для перевозки рабочих построил и будущий Уралвагонзавод; позже две системы были объединены в одну сеть. Но вплоть до 2008 г. часть трамвайной сети была на балансе города, часть - на балансе УВЗ; они соединялись в районе железнодорожного вокзала.

54.


В принципе, Урал отличается очень развитым трамвайным транспортом; даже в уральских мегаполисах троллейбус не везде смог оттеснить его на второй план, и за постсоветские годы не было закрыто ни одной системы. Но нижнетагильский трамвай, пожалуй, представляет собой самое жалкое зрелище из всех крупных уральских систем.

55.


56.


Практически все линии функционируют, но в условиях нехватки подвижного состава, значительной протяжённости линий и плохого состояния вагоны ходят редко и медленно.
В городе всего 107 трамвайных вагонов.

80.


Из них, впрочем, больше половины новые (тем более что на екатеринбургском "Уралтрансмаше" делают трамваи);

57.


но это не решает проблемы нехватки подвижного состава и плохого состояния путей.

58.


Хотя сайт местного трамвая почти так же хорош, как сайт екатеринбургского наземного электротранспорта.

59.


В Нижнем Тагиле более 40 км трамвайных линий (18-е место в стране)

60.


Сеть городского трамвая охватывает большую часть освоенной городской территории, в том числе заходя в отдалённые районы (Гальяны, Вагонка и обширная восточная промзона).

61.


62.


При этом в сутки перевозится лишь около 20 тысяч человек.

63.


64.


Это один из самых низких показателей среди российских трамвайных систем, примерно столько же перевозят гораздо более компактные трамвайные системы меньших по размеру Комсомольска-на-Амуре, Череповца или Владивостока.
Интересно, что незначительный вклад трамвая в городские пассажирские перевозки - тенденция не то чтобы только постсоветского времени. Конечно, в советское время трамвайный транспорт был значительно более востребован, но уже на рубеже 1960-х - 1970-х годов пассажиропоток упал до 100 тысяч человек в день и оставался примерно на этом уровне вплоть до 1990-х годов.
Такая ситуация могла сложиться в советское время в городах, которые считались достаточно большими и "представительными" и где строились троллейбусные линии.
Но в Тагиле ничего такого не было; вообще, уральские промышленные гиганты - крупнейшие города Союза, где никогда не было и даже не строилось троллейбусных линий.

65.


Нет, трамвай в Нижнем Тагиле остался в главных транспортных коридорах, на главных улицах и площадях города.

66.


Но его значение в городских пассажирских перевозках снижалось.

67.


И это несмотря на непрекращающееся строительство новых линий (1970 г. - северо-западная радиальная линия на Выю, 1971 г. - северная радиальная линия на Северный посёлок, 1981 г. - северный сегмент центрального кольца, 1990 г. - юго-западная радиальная линия на Гальяны); предположу, что эта тенденция была связана с нетипичным для советского времени приоритетным развитием автобусного транспорта.

68.


Как видно, конфигурация сети довольно проста: кольцевая линия в центре,

69.


от которого отходит четыре радиальные линии, восточная из которых разветвляется ещё на три (бывшая сеть Уралвагонзавода).

70.


Впрочем, сейчас кольцевая центральная линия функционирует не полностью: в конце 2015 г. было закрыто движение по одному из важных сегментов сети - по улице Фрунзе; это произошло из-за аварийного состояния моста через реку Тагил. Но, так или иначе, центральная часть сети оказалась разорванной.

71.


Немного об остальном городском транспорте. Наверно, в советское время в Нижнем Тагиле действительно царствовали автобусы, но сейчас от этого почти ничего не осталось.
Сейчас Нижний Тагил - это царство жёлтых ГАЗелей.

72.


Общественный транспорт как сторона городской жизни и часть восприятия города у нас, как правило, недооценивается (хотя сейчас эта тенденция постепенно меняется) - но, в общем, маршрутки в качестве основного городского транспорта заметно ухудшают впечатление от города.

73.


Да, несмотря на то, что они быстрые, вездесущие и мобильные.

74.


Нельзя не упомянуть железнодорожный транспорт - Нижний Тагил не разделяет уральскую склонность к трамвайному транспорту, но с электричками тут всё неплохо, как и везде на Северном Урале (впрочем, электрички это ведь региональный уровень, а не городской).

75.


На территории города 12 станций и остановочных пунктов; впрочем, тут проблема в том, что большая их часть расположена в промзоне, а направление с самым интенсивным движением электричек (южное, в сторону Екатеринбурга; 8 обычных электричек и 4 скоростные) как раз не очень проходит по городу. В общем, как всегда, проблемы с интеграцией в городскую среду.
А вообще - Нижний Тагил был одним из первых городов за Уральским хребтом, куда пришла железная дорога. Горнозаводская линия дошла до города в 1878 году, и вокзал тут довольно крупный для 3 дальних поездов (Москва - Екатеринбург, Соликамск - Екатеринбург и Приобье - Екатеринбург).

76.


А не надо было на электричку, которая отходила в восточном направлении, в Алапаевск через густые леса.

Свердловская область, Нижний Тагил, моногород, Урал_Алтай_Иссык-Куль-2015, путеводитель, большое путешествие

Previous post Next post
Up