Сланцы

Dec 18, 2015 14:31






Сланцы - город на юго-западе Ленинградской области, до Санкт-Петербурга от него около 190 километров. Город - типичный первенец индустриализации 30-х годов; он был основан в начале 1930-х годов при Гдовском месторождении горючих сланцев (по крайней мере, относительно происхождения названия не может быть двух мнений:))
Сланцы имеют типичный для городов 30-х годов застроенный сталинками центр с непременным ДК:

2.


И позднесоветские микрорайоны в характерном для Санкт-Петербурга и Ленинградской области (где в проектировании типовой застройки традиционно преобладали питерские архитекторы) стиле:

3.


На мой взгляд, брежневская застройка городов Ленинградской области совсем неплоха по меркам застоя (гораздо менее унылая, чем в самом Питере), и вызывает у меня ассоциации с тем, что строилось в те же годы в соседней Прибалтике.
В Ленинградской области не очень много городов с цельным центром 30-х - 50-х годов, поэтому сочетание питерского позднесоветского и советского 50-х годов смотрится довольно необычно.

4.


Ленинградская область находится не западнее Псковской, но смотрится даже более европейской - неплохие дороги, не самая стандартная для советских городов архитектура.
Но для этого региона характерны чисто российские контрасты: Петербург и ближайшие пригороды резко сменяются заболоченной глушью, где население убывает, деревни почти все брошенные, и обстановку оживляют только петербургские дачники (именно в Ленинградской области находятся самые крупные в России дачные массивы). Кроме того, в Ленинградской области разветвлённая и сложная ещё с царских времён железнодорожная сеть во многих районах развита больше автодорожной.
К западной и юго-западной части Ленинградской области это всё относится в меньшей степени; тем не менее, южнее магистральной автодороги Санкт-Петербург - Таллин есть мало что кроме лесов и болот; город Сланцы находится именно в этой местности и относится к дальней периферии региона.
Город, конечно, выглядит оживлённее соседнего Гдова, но всё равно довольно депрессивно по меркам Ленинградской области - добыча сланцев в России переживает не лучшие времена (опять мы не как все). Теперь основное промышленное предприятие города - это цементный завод.
Город довольно депрессивный - в относительно благополучной Ленинградской области он имеет вполне псковские темпы уменьшения населения (более 20% за 25 лет, среди крупных городов региона больше депопуляция только в Тихвине).

5.


Сейчас население города всего 33 тыс. чел. - меньше, чем в 1959 году.

6.


Город довольно приятен для депрессивного промышленного центра - благодаря планировке и зелени.

7.


Центральная часть города компактна, планировка прямоугольная.
Основа - две широкие улицы: местами имеющая вид бульвара идущая с запада на восток улица Ленина, самая парадная улица города -

8.


9.


На ней находится ДК.
На западе она переходит по мосту реку Плюссу и упирается в здание бывшего карьероуправления с памятником Кирову:

10.


Если перед памятником повернуть налево, то попадёшь на дорогу, ведущую в Гдов и Псков.
На востоке она упирается в отвалы градообразующего завода "Сланцы":

11.


Более длинная идущая с севера на юг улица Кирова:

12.


На ней находится вторая монументальная городская сталинка - здание больницы.
Соответственно, пересечение двух основных улиц - самый оживлённый перекрёсток города, гораздо оживлённее безымянной главной площади перед ДК.

Впрочем, приятная послевоенная застройка - это только пара кварталов, дальше - позднесоветское зодчество. К сожалению, не все дома того периода имеет относительно неунылый ленинградский облик:

13.


Сланцевский дворик:

14.


Весьма ухожен для провинции.

15.


Советские ржавые вывески - примета чаще всего именно депрессивных индустриальных городов:

16.


Видная на заднем плане, в конце улицы церковь Серафима Саровского - единственное новое здание, которое я видел в городе; она явно делает город более живым.

17.


Ощущение некоторой депрессивности от Сланцев усиливает пыль и копоть в воздухе от сланцевых шахт - некоторых из которых хотя и не очень уже работают, зато, по словам местных, слабо но упорно тлеют. Ещё пыль от цементных заводов и бетономешалок.
Городской парк, расположенный непосредственно северо-западнее центра города, несколько лысоват, и почти с каждой его точки видна труба завода "Полимер":

18.


Зато - прямо в парке протекает река Плюсса, неторопливо несущая свои тёмные болотные воды к Нарве:

19.


Согласитесь, это очень удобно - когда и парк, и пляж в одном месте.
На юге, по мере приближения к улице Ленина парк становится немного гуще и торжественнее - здесь он носит лесное название "Роща".

20.


Стоит сказать и о городском транспорте.
Как видно, центр компактный, но сам город разбросанный, и решать эту проблему помогают целых 9 автобусных маршрутов:

21.


Станция Сланцы, расположенная южнее центра - сейчас конечная на малодеятельной тупиковой линии от станции Веймарн (которая расположена на линии Гатчина - Таллин). Ещё недавно поезда ходили до Гдова, а ещё раньше (до 1944 года) до Пскова. Сейчас весь пассажирский траффик здесь - это дизель-поезд до Петербурга 4 раза в неделю.

22.


Грузовой траффик после остановки градообразующего предприятия тоже, думаю, стремится к нулю. Восточнее станции расположена обширная промзона, по площади превышающая основную жилую часть города. Дорога на Кингисепп, по которой я уехал в сторону Питера автостопом, идёт рядом с ней, но сама промзона скрыта за деревьями.

23.


Ближний Север-2015, Северо-Запад, Сланцы, Ленинградская область, июнь, путеводитель, 2015

Previous post Next post
Up