Если северо-запад Нечерноземной зоны, описанный в предыдущем посте, печален, то Гдов печален исключительно. Судьба псковской земли вообще нелегка, все её древние города - это города-крепости, которые десятки раз осаждались и много раз разрушались в той или иной степени, но судьба Гдова нелегка особенно. Северный страж псковских земель, охранявший подступы со стороны Швеции, он подвергался нападениям врагов не меньше, чем сам Псков, но был меньше и медленнее восстанавливался. Едва ли не меньший удар, чем взятие врагом, по городу нанесло окончание Северной войны в 1721 году, после которого Гдов перестал быть крепостью, и, соответственно, лишился гарнизона и военного финансирования. После этого Гдов стал захолустьем, его население то медленно росло, то медленно убывало, оставаясь в пределах 1-3 тысяч человек. В отличие от многих других маленьких городов, Гдов не переживал сколько-нибудь значительных подъёмов, пребывая в этаком сонном упадке. Некоторое оживление городу принесло строительство железной дороги Псков - Гдов - Нарва; это была единственная достроенная из строившихся на Северо-Западе в Первую Мировую рокадных линий. Масштабная индустриализация обошла город стороной; тем не менее, в межвоенное время он развивался немного быстрее, его население к 1941 г. превысило 4 тысячи человек. Но Вторая Мировая война не оставила от города почти ничего - все старые здания города оказались разрушены, железнодорожные пути взорваны. Послевоенное восстановление народного хозяйства не коснулось города в должной мере - железная дорога стала тупиковой, оканчиваясь на станции Гдов, руины памятников архитектуры по большей части были снесены. После войны город вернулся к медленному развитию; некоторое оживление внесло сооружение военных объектов (аэродром Смуравьево), строительство и восстановление мелких промышленных предприятий. Тем не менее, район и город оставались далёкой, бедной глушью - особенно на фоне соседней Эстонской ССР. 90-е годы принесли в Гдов примерно то же, что и везде: население, достигшее максимума (6 тыс. чел.) в 1990 г. упало к 2015 г. до довоенного уровня, промышленность в основном остановилась, аэродром в 2009 г. был закрыт.
Гдов - чуть ли не самый несохранившийся из исторических городов России:
3.
А такой статус что-нибудь да значит в нашей стране, где судьба редко благосклонна к наследию прошлого.
Как видно, несмотря на сохранившуюся старую планировку, старого сохранилось немного.
4.
Как и вся глубинка Северо-Запада, воплощение потерь, которые понесла наша страна в XX веке.
От кремля сохранились лишь напоминающие старые обломанные зубы руины по вершинам валов:
5.
6.
В XVI веке в кремле был построен каменный собор иконы Державной Божией Матери; в 1944 году немцы взорвали его вместе со всеми храмами и городской синагогой.
В 1989-1993 годах собор был воссоздан, и воссоздан на редкость аутентично - строили по старым чертежам и отчасти даже по старым технологиям.
7.
Пожалуй, самая достоверная имитация древнего здания в нашей стране - из тех, что я видел:
8.
Чудское озеро - в паре километров западнее города, в самом городе, под кремлём и в парках - речка Гдовка:
9.
10.
11.
Полузаросшая, тихая, раньше она была куда больше и даже наполняла водой ров, который обходит кремль с востока (река - с запада).
А остальной город - он выглядит примерно так:
12.
13.
14.
(Это главная улица Карла Маркса)
15.
16.
Севернее центра, в сторону выезда на Сланцы и Питер на ней даже местами можно проследить признаки архитектурного ансамбля в стиле сталинский ампир:
17.
Видимо, это начало 1950-х годов.
18.
Это, наверно, самая российско-советская по виду часть городка, только тоже чуть более благоустроенная чем обычно.
Ленин тут вполне классический:
19.
Самый-самый центр города (пересечение улиц Карла Маркса и Никитина, справа - редкое пережившее войну здание):
20.
21.
22.
Гдовский дворик:
23.
Ради справедливости надо отметить, что несмотря на захолустность и упадок Гдова, в плане благоустройства он даже опережает местами почти европейскую Псковщину:
24.
25.
Это же почти Эстония, до которой километров 30 через озеро.
Гулять не то чтобы очень интересно, но довольно приятно, короче.
26.
Тоже Европа (хотя и не такая, как в Себеже) - просторные, даже немного ухоженные парки вдоль речки, незаросшие всякой дрянью и не заваленные мусором травянистые берега.
27.
Сквер имени Яна Фабрициуса:
28.
И сам Ян:
29.
А потом раз - и танк:
30.
Диссонанс, всё же родная страна.
Но даже в парке Освободителей (он же парк Победы) есть что-то эстонское:
31.
32.
И даже могилы павших не за забором:
33.
И Ленин в зелени, как будто на прогулке:
34.
Эта зелень на самом деле - площадь 25 Октября. Очень зарос Гдов.
А местами попадаются и по-столичному, не по-европейски роскошные особняки - сказывается близость Питера:
35.
Вообще, город больше завязан на Питер, до которого почти 250 км, чем на Псков, до которого вдвое меньше. Пока в Гдове была ещё жила железная дорога, то поезд ходил именно в Питер, тем более что с Псковом железнодорожного сообщения не было со времён Великой Отечественной.
Сейчас, когда железная дорога тут скорее мертва, чем жива, остаётся только автобус (железнодорожного вокзала, увы, я не посетил):
36.
Ещё - в Гдове совсем неплохой краеведческий ("музей истории края") - в ещё одном чудом уцелевшем здании (дом купца Бояринова):
37.
38.
39.
Перед ним на улице - всякие артефакты старины:
40.
Чудское озеро, на берегу которого в паре десятков километров южнее города я ночевал:
Неожиданно напомнило соседнюю Прибалтику - дюны, сосны, мелководье, бескрайняя вода:
41.
42.
43.
44.
45.
Уютные турбазы европейского типа:
46.
47.
Вдруг резко российские реалии - военное присутствие, граница близко:
48.
49.
Ну и деревни на Псковщине, в отличие от городов, выглядят не сильно лучше среднероссийского уровня (с поправкой на дачи питерцев) - даже несмотря на близкую эстонскую границу:
50.
51.
Будущее Гдова не очень оптимистично, некоторую надежду даёт лишь относительная близость Санкт-Петербурга (есть куда съездить на заработки) и близлежащее напоминающее Прибалтику Чудское озеро (развитие туризма, которое, правда концентрируется в основном в деревнях южнее города). Ещё, конечно, есть близлежащая граница с Эстонией, Евросоюзом и НАТО, которая в условиях перевооружения и повышенного внимания к внешним врагам, вероятно, создаёт всё больше рабочих мест в городе и районе.