Краснодарская трамвайная система - крупнейшая и старейшая на юге России. Трамвай в кубанской столицу был пущен в 1900 г., раньше в России трамвайные пути и контактная подвеска появились только в Нижнем Новгороде, Казани, Курске, Орле, Казани, Астрахани. В Российской империи краснодарский трамвай стал семнадцатым. Дальнейшая история городской трамвайной системы довольно обычна для нашей страны - бурное развитие до революции и до Второй Мировой, дальнейшее, но уже не такое бурное развитие в 1950-е - 1980-е годы. Две особенности - во-первых, уже в 1914 г. заработала пригородная линия в соседнюю станицу Пашковская, благодаря чему краснодарский трамвай почти сразу же стал междугородним; во-вторых, городская трамвайная система пережила 1990-е и 2000-е без потерь, и даже с некоторыми приобретениями. Таких городов в стране единицы; большая их часть расположена на Урале. В 1999 г. была построена двухкилометровая ветка в северной части города. Недавно в очередной раз были озвучены планы строительства новых линий и превращение некоторых существующих линий в линии скоростного трамвая. Краснодарский трамвай не только хорошо сохранился, он ещё содержится в неплохом состоянии, что в моих глазах сильно поднимает Краснодар, который как город мне не очень.
Сейчас длина линий краснодарского трамвая - около 63 км в двухпутном исчислении, это 12-е место в России:
Как видно, трамвайные линии охватывают весь город, соединяя между собой вокзал, центр города, крупнейшие спальные районы на востоке (Комсомольский) и на западе (Юбилейный). Троллейбус есть почти везде там же, где и трамвай (на параллельных улицах или дублирует), но маршрутная сеть построена таким образом, что два вида электротранспорта мирно сосуществуют.
Так, для транзитного движения через центр между западной и восточной частями города удобнее трамвай, для движения с запада на восток севернее центра - троллейбус. Пожалуй, единственной частью города, где господствует троллейбус, является северо-запад между железнодорожной станцией Краснодар II и Славянским (Солнечный, Фестивальный). В свою очередь, трамвай безраздельно господствует на северо-востоке Краснодара (восточнее Краснодара II).
Самая живописная часть сети - это центральная:
Узкие улочки, низкие дома, атмосфера станицы:
Восточнее центра главной трамвайной магистралью является улица Ставропольская, по проекту 2013 года эта линия должна стать одной из линий скоростного трамвая:
Этот район - один из немногих в Краснодаре, имеющих городской облик; не в последнюю очередь благодаря трамваю посреди относительно широкой улицы и паре площадей.
Северо-восточная часть города тоже имеет традиционно городской облик - пятиэтажки послевоенного времени, типовой ДК:
В западной части города я был в 2010 году, но мои фотографии оттуда, увы, не дошли до нас.
Более-менее типичный Краснодар:
Краснодарский трамвай не только неплохо сохранился, сама система поддерживается в очень неплохом состоянии. По ощущению, более 50% длины линий - на выделенном полотне, за пределами центра - почти все линии.
Пути на совмещённом полотне тоже, как правило, в неплохом состоянии:
При таком охвате и состоянии сети неудивительно, что городской трамвай пользуется популярностью:
Ежедневно трамваями в Краснодаре пользуются около 300 тысяч человек.
Подвижной состав - 226 трамваев.
Набор вагонов, которые можно увидеть в Краснодаре, вполне типичен для России.
Основная часть - всё ещё Татра Т3:
На втором месте - жестяные КТМ-5:
Попадаются даже модернизированные:
Есть ещё немного КТМ-19:
В последнее время появились даже КТМ-23:
Как-то так, спасибо за внимание.