Jun 20, 2008 17:51
В " Новом Манеже " выставка. " Перехватывая знамя" . Название несколько странное , но точное. Авангардная живопись первой половины 30-х годов, с 1928 по 1935. Время не долгого увлечения Сталиным новым течением в русской культуре. Художники, в своём большенстве евреи, сегодня совершенно всеми забыты. Картины взяты из запасников провинциальных музеев. Первое впечатление - интересно. Чувствуеться большоё влияние Филонова, Сезанна, немецкого экспрессионизма. Большие полотна. Самолёты.Рабочие цеха. Корабли. Собрания. Портреты . Нотюрморты. Рассказы об ужасах " имериализма - коллониализма". Пляж, надо думать в Африке, гуляют гопода в пробковых шлемах, а кругом висилицы с повешенными неграми. " Парад калек " - инвалиды в калясках со звероподобными лицами , господа в цилиндрах , приветствующие ветеранов первой мировой войны. И снова заводы , фабрики ,авиация, корабли. Трудная жизнь страны которая выбрала новую судьбу. Полное отсутствие пафоса, помпезной державности и лакировки. Работа на фабрике тяжолая. Служба в армии опасная. Люди одеты бедно. но достойно. На картинах жизнь такой какой она видимо и была. Впрочем социалистический авангард просуществовал не долго. На подходе быво другое течение. " Социалистический реализм". Радостные застолья передовых колхозников. " " Незабываемая встреча в Кремле", " После дождя", " Письмо с фронта". Сталиновский гламур. Торжественные заседания. Съездовские рукоплескания. Не построенный, но уже везде нарисованный Дворец Советов на Волхонке. Вазы . Хрустали. Улыбки. И мудрый вождь , хитро прищурев глаз , смотрит в светлое будущее. Но это уже сюжет другой выставки и другого времени. А " Перехватывая знамя " надо смотреть, что бы знать историю своей страны и её культуры. Забытых художников и забытых картин быть не должно. " Моим стихам , как драгоценным винам настанет свой черёд" писала современница этой выставки М . Цветаева. А может быть эта строчка и про живопись тоже? Кто знает... Кто знает........