Jul 08, 2021 12:09
Парижанка севастопольская, или чемодан без ручки
В последнее время у поклонников и фанатов РКМП участились приступы имперского зуда о хрусте французской булки в стиле «можемповторить» и «комуянкинешмогли», в частности о фалломорфировании на тему линейных кораблей типа «Севастополь». Мол, были эти кораблики лучшими в мире, а коммуняки проклятые в линкоры ваще не смогли.
Кстати, при слове «линкор», воображение рисует картину чего-то похожего на линкор «Миссури», увиденную в голливудских блокбастерах. Но увы «Севастополи» были на много меньше (на 90 метров короче) и слабее чем «Миссури». Но это так к слову, о необходимости понимать, о чем идет речь и вовремя включать губозакаточную машину.
Да, надо признать очевидное - новые линейные корабли СССР не построил. До войны не успел, а после линкоры однозначно стали бесполезными.
Кстати, по некоторым данным маршал Тухачевский как раз и был казнен в том числе и за то, что утверждал, вопреки капризам Сталина, что линкоры уже устарели, для обороны СССР не нужны, а вражеские - можно легко уничтожать авиацией и ракетами.
СССР смог сделать другое - он довел доставшиеся ему по наследству линкоры, эти «чемоданы без ручки и без дна», которые и нести тяжко и бросить невозможно, во что-то хоть, сколько-нибудь, пригодное к употреблению по прямому назначению. Именно об этом и речь.
(СССР смог и другое - он создал свое собственное независящее от запада кораблестроение. Но это - тема специального поста).
Поясню подробнее - в конструкцию линкоров типа «Севастополь» изначально, с момента проектирования была внесена громадная масса несуразиц и ошибок, сделавших эти корабли крайне малопригодными для выполнения главной задачи военно-морского флота любой страны - защиты собственного торгового судоходства на мировых морских коммуникациях.
Поясню подробнее по порядку, первый, главнейший косяк почти всех кораблей российского императорского флота, остававшийся и советском флоте как минимум до конца 50ых годов - это почти нулевая мореходность. Связано это с тем, что адмиралы в штабе флота, в Питере, под Шпицем, привыкли тому, что Маркизова лужа зимой замерзает, и войны на море зимой как бы нет. Поэтому они заказывали корабли, способные выходить в море только летом, только в штиль и только очень не далеко. Даже печальный опыт броненосца «Русалка», утопшего в сентябре в не особо сильный кратковременный шторм по причине конструктивных недостатков и безалаберности командира корабля, ничему адмиралов не научил. И кораблики, пригодные к выходу в море только в штиль и не пригодные к дальним, автономным, плаваниям, продолжили заказывать и строить. Адмиралам, привыкшим к замерзшей Маркизовой луже, даже не приходило в голову, что зимой море не замерзает не только на юге, в Севастополе, но и на Севере, в Мурманске, а шторма бывают и летом и на Черном море даже круче чем на Балтике. И что судоходство и война там зимой не прекращаются. И что ближайший порт может быть портом врага, в котором не укрыться от шторма. И однотипные корабли строили для ЧФ в Николаеве, с теми же врожденными дефектами и мало пригодные для круглогодичного ведения боевых действий.
Линкоры типа «Севастополь» только подтверждают это правило, корабль сей родился с массой врожденных дефектов.
Дефект первый - таранная носовая оконечность. В то время это была мировая мода, и очень мало кто из адмиралов был способен ей противостоять. Российские адмиралы тоже не смогли. Таранная носовая оконечность очень сильно снижает мореходность корабля, при волнении и шторме он зарывается носом в волну, что грозит печальными последствиями.
Дефект второй - угольное топливо. Уголь можно подавать в топки котлов только лопатами вручную, перетаскивая его в корзинах. То есть способность корабля поддерживать заданную скорость, полностью зависит от мускулов и выносливости кочегаров и их помощников. Связанная с этим проблема - необходимо увеличивать численность экипажа, что сильно ухудшает и без того не высокую обитаемость корабля. А ведь в то время мазут как топливо на кораблях РИФ уже начал применяться, РИ была одним из лидеров мировой нефтедобычи, т.е. жидкое топливо, которое подается в котлы насосами и его подача не зависит от усталости мышц экипажа, и легко могло быть применено и на этих кораблях. Кроме того, у угля как топлива есть еще один недостаток - демаскирующий.При сжигании он дает громадный столб густого черного дыма, который засекается противником на дистанциях вдвое превышающих дистанции стрельбы ГК, что делает абсолютно невозможным скрытное приближение к противнику.
Дефект третий - линейное расположение артиллерии главного калибра и бортовое казематное расположение т.н. «противоминной артиллерии». Какой толк от четырех трех-орудийных башен-«аналоговнетов», на которые фалломорфируют поклонники РКМП, если идя в атаку (или выходя из нее), «Севастополь»може вести огонь по врагу только из трех стволов ГК первой (или четвертой)башни, а идущий ему на встречу (или догоняющий его) вражина отвечает из четырех, пяти или даже шести стволов? Бог, он как известно на стороне больших батальонов. Из-за линейного, а не линейно-возвышенного , как у супостатов, расположения башен ГК, вторая (и четвертая) башняможет вести огонь только на борт, поскольку вести огонь прямо по ходу корабля ей мешают надстройки. Т.е. все башни главного калибра и противоминная артиллерия одновременно могли вести огонь только на борт, примерно как это было во времена Синопа или Абукира, в общем, в очередной раз российские адмиралы готовились даже не к недавно прошедшей РЯВ, а к позапрошлым войнам давно закончившегося 19 века.
Дефект четвертый, прямо связанный с третьим- негде размещать зенитную артиллерию. Оно конечно в момент проектирования корабля опасность от бомбардировщиков казалась невероятной, но уже к дню вступление линкора в строй эта угроза стала очевидной, и ее в авральном порядке начали купировать. Но,увы, так и смогли решить проблему полностью из-за врожденных изначальных дефектов. А из адмиралов и главных конструкторов никто не оказался достаточно мудр и прозорлив.При этом имеющаяся многочисленная противоминная артиллерия не была универсальной, из-за своего казематного расположения, и в качестве зенитной использоваться не могла.
Дефект пятый. Как известно у всех машин «вместо сердца - пламенный мотор».И корабли не исключение. Вот только «моторы» у этих линкоров были импортными, британскими. Впрочем, импортным было почти все жизненно важное оборудование этих кораблей. Т.е. строительство этих кораблей в РИ было типичной отверточной сборкой, а РИФ тотально зависел от милости союзника по Антанте. Большевики все это смогли - СССР смог создать собственное производство практически всего необходимого для своего ВМФ. А нынешняя РФв вопросе производства корабельного оборудования вернулась к statusquo царских времен …
Дефект шестой - обитаемость. Если для господ офицеров-золотопогонников на корабле были оборудованы неплохие каюты, то матросы спали на подвесных койках, которые « в свободное ото сна время» положено было свернуть в рулон, вынести наружу и привязать к лееру. Т.е. после вахты, уставшему от таскания угля к топкам матросу предстояло «редкое счастье» - отдыхать в мокрой койке. Что приводило к заболеваниям, в том числе и к туберкулезу.
Линкору «Севастополь», в советское время с 1921 по 1943 год носившему название «Парижская коммуна», из-за чего он получил прозвище «Парижанка», «повезло» - он был самым плавающим линкором из этой серии. Остальные корабли серии прошли в море на порядок меньше миль и практически всю свою службу протирали борта о пирсы.
И если летнее плавание «Парижанки» под командованием наркомвоенмора Фрунзе в германский Киль прошло благополучно, то банальный туристический круиз вокруг Европы - переход 1929 года из Санкт-Ленинграда в Севастополь едва не кончился катастрофой, от которой корабль едва спасся в империалистическом порту «вероятного противника» - во французском Бресте. Более того, первоначальный план похода с возвращением корабля в Кронштадт пришлось отменить . «Парижанка» в компании крейсера «Профинтерн» с громадным трудом дошла от француского Бреста до фашистских итальянских портов - с начала в Кальяри, потом в Неаполе. После выхода кораблей из фашистского Неаполя, корабли первоначально взяли курс на Гибралтар, но в Москве поняли, что они просто не дойдут до Кронштадта. Было решено развернуть корабли на восток, поскольку идти в Севастополь куда ближе, а после завершения сего плавания оставить их в Черном море, в Севастополе.
(Кстати, тем кому интересно и кто «не забанен в Гугле»( ) могут легко сравнить сколько прошли в морях и океанах британские, американские или даже французские линкоры ).
Убедившись на собственном опыте, только по счастливой случайности едва не ставшей роковым повторением судьбы «Русалки», большевики поняли, что этот корабль - чемодан без ручки, и его надо срочно приводить хоть во что-то пригодное к употреблению по прямому назначению и принялись модернизировать корабль.В 1930-1938 годах линкор прошёл капитальный ремонт и модернизацию на базе Севастопольского морского завода. 25 старых угольных котлов были заменены на 12 новых мазутных; установлены новые системы связи и управления стрельбой;удлинен корпус и изменена носовая часть для уменьшения заливания во время полного хода; установлены 6 зенитных пушек на носовой и кормовой орудийных башнях; сделаны противоторпедные були; удалены подводные торпедные аппараты, увеличена толщина крыш башен до 152 мм; увеличена толщина брони средней палубы до 75 мм. Орудия ГК получили более мощные двигатели вертикального наведения, была увеличена высота амбразур башен, соответственно возрос угол вертикального наведения орудий и дальность стрельбы. Линкор получил новые кормовую и носовую надстройку с дальномерными постами и зенитным вооружением; что потребовало из-за увеличения размеров надстроек сдвинуть грот-мачту вперёд и придать передней дымовой трубе скос назад. Позже, входе ВОВ, зенитную артиллерию корабля постоянно усиливали. В итоге абсолютно негодный корабль стал годным хоть к чему-то. Но, увы, все врожденные дефекты, особенно расположение артиллерии и хлипкую конструкцию корпуса, устранить не удалось. И понимая принципиальную неустранимость врожденных проблем, большевики не рискнули переводить на север, в Мурманск, другой корабль этого типа, хотя советский Северный флот остро нуждался в кораблях всех типов и классов…
Традиционная экономия «на спичках» - на учениях, привела к тому, что только во время ВОВ всплыл седьмой дефект корабля - низкая живучесть артиллерии главного калибра. При заявленном ресурсе в 250 выстрелов, стволы главного калибра начинали разрушаться, не отстреляв и 100 выстрелов. Всего за время войны по врагу из 12 стволов главного калибра было выпущено 1159 снарядов, а противоминной артиллерией - 1169 снарядов. «Выпущено снарядов» вовсе не значит, что все они попали во врага.
Т.е. корабль не смог потратить даже один боекомплект. На севастопольских складах еще в начале
80-ых годов, через 25 лет после списания корабля в металлолом, лежали его снаряды, изготовленные до войны. Так что вклад кораблей этого типа в Победу очень сильно преувеличен пропагандой.
Скорее своим существованием эти корабли разоряли страну.
Помните известную печальную шутку на тему «подарить стране крейсер»?
И кстати, о конструкторах корабля. Один из них с баснописной фамилией А.Н. Крылов написал басни, упс, мемуары, и был награжден высшими советскими наградами, хотя учитывая перечисленное выше, заслужил 58 статью еще при царе…
флот,
линкор севастополь,
история,
люди,
ВМФ