Так получилось, что вторая часть рассказа о показательных выступлениях на Макс 2013, посвящена Китайской пилотажной группе "Первое августа". Это их первое выступление за пределами Китая.
1. На старте Китайские истребители пилотажной группы "Первое августа".
2. Пилотажная группа «1 августа» базируется на авиабазе Янцунь недалеко от города Тяньцзинь. Входит в 24-ый истребительный полк ВВС.
3. Изначально, пилотажная группа китайских ВВС была создана 12 февраля 1962 года и носила название "Bа Yi" "Ба И" то есть "81" как символ 8 месяц 1-й день - день создания НОАК. В те времена она выступала на истребителях J-5 (МиГ-17).
4.
5. Тогда пилотажная группа насчитывала 9 самолетов из которых, 5 выступали и 4 постоянно находились в резерве. В то время, "Bа Yi" использовали три цвета дыма (красный белый и синий) к которым позже добавились еще желтый и оранжевый. Каждый конкретный самолет использовал только один цвет дыма. На самолетах J-5 ПГ "81" выступала вплоть до 1997 года!
6.
7. В 1997 году ПГ "81" получила свое официальное название, под которым она стала известна во всем мире "1 Августа" а китайское название сменилось на "By Yi Feixing", что на русский можно перевести, как "Летящее 1 августа". В этом же году, китайские летчики пересели на новые самолеты J-7EB (МиГ-21Ф).
8.
9. Окрашены они были как и ранее в красно-белую гамму. Рисунок немного отличался от варианта окраски J-5. Теперь "1 Августа" выступали в составе 6 самолетов. При этом еще 5 всегда находились в запасе. Бортовые номера стали двухзначные от 01 до 11. Первое свое выступление в новом качестве они совершили 20 декабря 1997 года.
10.
11. На самолетах J-7EB за время его эксплуатации в команде произошло две из трех катастроф.
В июне 1997 года сразу три пилота погибли когда три самолета столкнулись и разбились во время тренировочного полета выполняя вереницей петлю. 15 сентября 1998 года недалеко от города Чжухай разбился еще один самолет. Пилот погиб.
12.
13. В 2001 году команда снова меняет самолеты и пересаживается на более современную модификацию J-7GB. С появлением J-7GB в очередной раз меняется раскраска самолетов. Теперь ПГ выступает в бело-голубой гамме. Самолеты были оборудованы генераторами дыма белого, красного и синего цветов.
14.
15. Позже, в арсенале группы появились дымы различных цветов. В этом же 2001 году команда получает статус 81-ой пилотажной группы. В 2001 году появилась официальная эмблема, которая стала наноситься на фюзеляж слева и справа по бортам чуть впереди кабины. Эмблема выполнена в красном, синем и белом цветах и изображает роспуск строя из 5 самолетов J-7.
16.
17. В 2009 году ПГ "1 Августа" сменила явно устаревшие J-7 на Chengdu J-10. Если предыдущие модели истребителей были созданы на базе советских истребителей Миг-17 и Миг-21 соответственно, то J-10 внешне является переработанной версией израильского истребителя "Lavi", который создавался израильскими инженерами при помощи США.
18.
19. В свое время, США не желая создавать себе конкурента, который мог бы серьезно потеснить их мировые продажи проекта F-16, не стали поддерживать финансирование серийного производства "Lavi", а в одиночку Израиль не смог развернуть полномасштабное производство.
20.
21. Всего было построено 3 образца "Lavi", один из которых до сих пор используется как лаборатория для тестирования авионики. Но в начале 2000-х израильтяне удачно продали проект в Китай. На основе "Lavi" появился J-10. В создании этой машины принимали участие консультанты КБ Микояна и ЦАГИ. Рассекречена программа была в 2009 году.
22.
23. Этот самолет оборудован российской авионикой и двигателем АЛ-31ФН конструкции КБ им. Люльки производимого НПО "Сатурн". Двигатели АЛ-31ФН, отличаются от базовой модели АЛ-31Ф нижним расположением коробки агрегатов и увеличенной на 200 кгс тягой. Двигатель специально был разработан для КНР и производится ММПП "Салют". Всего было закуплено 399 двигателей, 123 из них в 2013 году.
24.
25. При переходе на J-10 ПГ "1 Августа" в очередной раз сменила ливрею, в которой к бело-голубой гамме добавился красный цвет в виде сужающейся полосы от носа к килю и красный флаг на киле. Но данный вариант раскраски не был утвержден и фактически, был создан в единичном экземпляре на самолете с номером 10. Следующий вариант был похож на предыдущий.
26.
27. Передня кромка киля стала синей, на крыльях добавились красные дуги, а номера стали желтыми. Изменению подверглась и эмблема. Профили самолетов с J-7 изменились на J-10, а самих самолетов стало 6 по числу выступающих в группе.
28.
29. Но и эта ливрея не стала окончательной, как впрочем, и эмблема группы. Последние выступления команда провела в новой ливрее в которую добавился серый цвет в виде куносообразной полосы на киле. Она нанесена цветом, очень близким к нейтральному 18% серому.
30.
31. В общем, стало больше синего цвета, сам цвет стал более темным, исчезли надписи на английском, номера снова стали красными, а на эмблеме профили самолетов собрались в ровный треугольник.
32.
33. Что можно сказать о J-10? Судя по его приведенным в открытом доступе ТТХ нельзя назвать этот самолет уж очень проворным. Наличие всего одного двигателя создает тяговооруженность 0,69 при полной заправке (то есть массе самолета 18 тонн).
34.
35. То есть J-10 по официальным данным находится на уровне Су-17М4, самолета, который был истребителем-бомбардировщиком. Однако, судя по видео записям, J-10 может совершать довольно энергичные маневры в вертикальной плоскости.
36.
37. Если взять открытые данные по двигателю АЛ-31ФН с сайта производителя и заявленную массу в снаряженном состоянии J-10 и посчитать тяговооруженность самостоятельно, то результат будет равен 0,7. Это почти точно совпадает со значением из таблицы в Wiki.
38.
39. Воткни китайцы в J-10 два двигателя, его тяговооруженность, при грубых расчетах, стала бы 1,05 с учетом увеличения массы самолета и двойного (на каждый двигатель) запаса топлива. В таком случае, он мог бы составить конкуренцию многим современным самолетам.
40.
41. На МАКС пилотажная группа прилетела своим ходом, совершая всего несколько посадок для дозаправки. Китайцы показали выдающийся мастерство, и были очень благодарны зрителям МАКС 2013 за поддержку и внимание к их выступлению, об этом сказал их ведомый, при посадке пилотажной группы.
42.
43.
44. А тем временем погода в Жуковском окончательно испортилась и начал накрапывать дождь. Но Китайских летчиков это не остановило.
45.
46. Хотя погода все-же наложила свой отпечаток на программу (а может она и задумывалась такой) - самолеты больше наворачивали круги.
47.
48.
49. В этот раз многие пилотажные группы показывали элемент пилотажа когда самолет задирает нос и летит на минимально возможно скорости: 200 км/ч. Смотрится очень интересно.
50.
51.
52. Во влажном воздухе дымы смотрятся еще более лучше, чем при хорошей погоде - во всем есть свои плюсы :)
53.
54.
55.
56.
57. Китайцы на посадку, а у меня на этом пока все.
В следующий раз продолжим, спасибо за внимание. :)
P.S.
Часть текста была взята из открытых источников:
1,
2.