Jul 06, 2014 15:40
Про Бога.
Интеллект во Вселенной иерархичен. Уровень интеллекта, превосходящий человеческий, условно называется Высшим Разумом или, коротко, Богом. Сколько есть уровней интеллекта следующих за человеческим мы не знаем, и вопрос этот пока что лишён смысла. Про Бога мы знаем весьма мало, описание Его формулируется в основном апофатически, т.е. описывается не что есть Бог, а чем Бог не является. Значительные продвижения в познании Бога произошли после известных евангельских событий и появления Нового Завета. Сама личность Иисуса Христа при этом до сих пор вызывает споры, на наш взгляд не столь принципиальные, суть которых можно объяснить вопросом о том, является ли погруженная в аквариум рука формально всё еще человеком, или это вид плавающего существа. По результатам многовековых анализов евангельских событий выработана модель Святой Троицы, консолидирующая в себе всё то знание о Боге, которое после этих событий было получено. Как обычно, модель эта хотя и представляется существенно более продвинутой по сравнению с совсем ограниченными ветхозаветными представлениями, тем не менее является всего лишь моделью и ни в коем случае не может претендовать на "истину о Боге". В частности, полученные знания говорят о том, что:
- Бог не антропоморфичен, т.е. не представляет из себя конкретную личность, а скорее в некотором смысле многолик;
- Бог существует вне времени и (нашего обычного) пространства;
- Бог является создателем и полным хозяином того пространства-времени и той вселенной в которых мы живём.
Про человека.
Человек представляет из себя двухприродное существо, сочетание материальной оболочки на базе обезьяны-примата и некой духовной сущности. Материальная оболочка существует несколько десятков лет и отмирает. За это время духовная сущность должна в некотором роде созреть, и от степени зрелости и готовности далее продолжит своё существование за пределами воспринимаемого нами мира. Фаза существования человека на земле - это своего рода фильтр, полезным результатом которого являются зрелые духовные сущности, приобретшие за это время определённые свойства. Свойства эти нами до конца полностью не осознаются, но в целом представляют собой способность духовной сущности в существенной мере "отсоединиться" от своей материальной оболочки и материального существования. Кто-то этого достигает, кто-то нет. Недостигшие этого уровня зрелости далее направляются на следующий этап "стирки", судя по всему существенно более радикальный и интенсивный (видимо лучше туда не надо). Или просто ликвидируются. Существенно важной частью "зрелости" духовной сущности является чёткое осознание наличия высшего разума, как нашего полновластного Хозяина ("любовь к Богу") и осознанная приверженность земной миссии спасения ("покаяние"). Вопреки расхожему мнению нравственные и моральные вопросы существования человечества на земле имеют по крайней мере второстепенное значение. Успешное прохождение человеком (а личность человека - это именно его духовная сущность) земного фильтра именуется "спасением".
Взаимодействие человека и Бога.
Восприятие мира человеком осуществляется по 6 каналам: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, интуиция. Пять первых каналов являются базовыми для материального существования, шестой канал предназначен для общения с потусторонним миром и с Богом. Есть люди к этому более способные, есть менее способные. Взаимодействие по каналу интуиции происходит, например, во время молитвы. Конкретное воздействие высшего разума на наше существование в православной теории предстаёт в форме понятия Благодати Святого Духа. Степень воздействия Благодати может быть различной - от едва заметной, до весьма явно проявляющейся даже на материальном уровне. Люди, существенно преуспевшие в земной жизни на пути "спасения", именуются святыми. Общение человека и Бога по мере продвижения человека по пути спасения увеличивается, поэтому святость также соответствует более благодатному состоянию, т.е. более обильному стяжанию Святого Духа.
Про свободу выбора.
По некоторой причине необходимым условием прохождения земного фильтра является свободный выбор человека двигаться в этом направлении и значительные для того личные усилия. Именно поэтому "тесны врата и немногие находят их", "Царство Небесное силою берётся" и т.д., а фильтр - это скорее воронка с узким выходным отверстием. Человек, вставший на путь спасения, получает как поддержку, так и испытания, позволяющие ему убедиться в сложности пути и укрепиться в своём выборе. После значительных усилий (обычно среднеуспешных) самого человека, он получает помощь в продвижении и очищении. Земная жизнь построена в известной степени автономно и механистично, осуществляемый контроль для человека практически незаметен. В значительной степени человек - "сам кузнец своего счастья". Хочешь - заверши себя через 40 лет, хочешь - попробуй пройти дальше на следующий уровень. Удобные обстоятельства для принятия решения предоставляются всегда. Принцип свободы выбора приводит также к склонностям многих к разного рода материализмам и отрицанию существования высшего разума ("Если бы Бог существовал, он бы не позволил... и т.д.").
Про "жизненные ценности" и "земное счастье".
Молитвенный опыт показывает, что Бог "откликается", и человек порой получает то, что просит из земных благ. Тем не менее, это неприоритетное направление, которое может поощряться лишь ввиду важности самой молитвы и необходимости взращивания любви в Богу. Сами по себе земные ценности никакого значения, разумеется, не имеют, поэтому их обильная раздача не происходит. Скорее наоборот, человек, вставший на путь спасения и преуспевающий на нём, подвергается даже большим страданиям и потерям, приобретая в то же время больше Благодати (вспомним, что апостолы систематически подвергались гонениям и почти все погибли не своей смертью).
Про грех.
Грех - весьма общее понятие, это в принципе любая форма отклонения человека от "небесного" к "земному", т.е. это как раз то, что требуется изжить. Человек рождается вполне себе земным существом, а должен превратиться во что-то совсем другое. В известной степени поэтому любой грех является смертным. Изживание греха происходит различными путями с общим названием "покаяние", от чего-то человек избавляется самостоятельно, что-то можно изжить только при помощи Благодати. Самым главным условием является собственное желание от греха избавиться, без этого не происходит ничего. Оно и есть основа покаяния.
А почему невинные дети гибнут?
Самый обычный "контр-вопрос". Ответ таков, что, повторим, земное счастье не является приоритетом, а скорее наоборот. Гибель детей - в первую очередь результат деятельности самого человека (в наше время чаще всего это аборт, военные действия, и т.д.). Это способ расшевелить взрослых к размышлению о жизни и привести к покаянию, хотя всего объяснения бы конечно же не знаем.
Спасутся ли некрещёные?
Есть уверенность, что православие - лишь один из путей (на мой вкус лучший) для работы над собой в направлении "спасения", но не единственный. Главной целью является достижение нужного состояния сознания, что видимо реально и для других конфессий и для людей вне всяких конфессий.
Что сделал Христос?
По нашему мнению Его активность на земле напоминает что-то типа отладочного вмешательства в цикл производства, что-то сломалось и нужно было исправить, проапгрейдить, улучшить. Детали можно старательно додумывать (что в догматическом богословии и делают), на наш взгляд это особой пользы не несёт и большого значения не имеет. Теоретизирования при очень ограниченной информации сомнительны.