Дом П.П. Смирнова на Тверском бульваре пережил множество владельцев - от камергера графа Орлова до членов Реввоентрибунала. Пройдя через много рук и перестроек, он, к счастью, в целом сохранил облик, который придал ему в 1905 году Федор Осипович Шехтель. Плюс качественная реставрация, без отсебятины.
Именно этот особняк Шехтель не строил, а перестраивал. И он, культурно выражаясь, получился эклектичный. Такой "чего изволите"... Хочет хозяин романский зал - пожалуйста, хочет будуар рококо - вот он, хочет египетскую гробницу - изобразим и ее.
Вот, к слову, про псевдороманский зал - столовую в особняке Смирнова. В московских купеческих особняках рубежа веков модно было иметь обеденный зал в готическом стиле. Шехтель и сам построил таких немало, вот хоть в особняке Зинаиды Морозовой. Этому есть вполне понятное объяснение. Большинство московских купцов были англофилами. Поднялись они на торговле тканями (мундирное сукно для армии, госзакпзы, вот это все). Богатство их ткалось на английских станках, время они проводили в Англии, местной готики неизбежно повидали много и дома хотели устроить себе маленькую Британию.
Смирнов же торговал русской водкой, англофилом не был, и от коллег по цеху хотел отличаться. Вот Шехтель ему и спроворил Романский зал - пухлые колонны, капители корзинкой и прочий бой роланда с феррагутом.
Люстра, по одной из версий, спроектирована самим Шехтелем. По другой - трофейный югендстиль.
Камин
Фрагмент камина
Фрагмент портала
Витраж окна, выходящего на Тверской бульвар с изображение виноградной лозы
Окно со стороны фасада
Впрочем, в особняке много чего понарошку. В камине, впечатляющем габаритами, никогда не разводили огонь. Он декоративный, обогревался дом паровым отоплением. На роскошный кованый балкон никто никогда не выходил - он выше уровня пола на половину человеческого роста.
Ну и как большинство московских особняков в стиле модерн, этот недолго прослужил хозяевам.
Рокайльная комната, потолок с точечным освещением. Позже Шехтель использовал его в особняке Дерожинской.
Классический зал в стиле позднего ренессанса
Будуар или Малая гостиная
Египетский зал