Аббатство Сен-Пьер в Муассаке огромной раковиной выходит на площадь с ресторанами, где туристы мирно жуют конфи де канар с видом на конец света.
Портал Апокалипсиса был вырезан в XII веке - веке самых тревожных ожиданий конца времен. В черные века люди ждали Страшный Суд буквально завтра. Апокалиптические темы - Страшный Суд и загробное воздаяние - самая распространенная тема романских порталов. Человек должен был помнить - это будет суд без апелляции, для кого-то вечное проклятье, а для других, достойных, новая вечная жизнь в блаженстве - единственная надежда для человека романского времени.
Спаситель придет в облаках; вернется, чтобы положить конец существующему миру вместе с нищетой, голодом, войной; будет судить живых и мертвых и откроет новое и вечное время.
Портал считался границей двух миров - мирского и священного, связывал их между собою. Прихожане были неграмотны, и здесь, в краю ересей и оппозиции церкви назидательные "живые картины" служили устрашающей проповедью в камне.
Детально и подробно портал в Муассаке описал Умберто Эко в романе "Имя розы", сделав его символом Средневековья.
Правда, мастера Муассака, изображая долгожданное видение, исключают из своей истории все "живописные" эпизоды Страшного Суда. Нет тут ни врат ада, ни бесов, которые пихают в раскаленные котлы души грешников. Есть только главный герой, а остальные небеса заполняют четыре зверя, два архангела и двадцать четыре старца. Они сидят как оркестр вокруг Христа, и в чистом экстазе поют ему славу.
Но большинство праздных туристов, и я тоже, приезжают в Муассак, чтобы посмотреть на выражение лица пророка Иеремии. Его усы и борода - несомненный пластический шедевр не только своего времени, но даже и сегодня. И тело движется вопреки природе - ноги влево, голова вправо. Так даже г-жа Кабаева не изогнется.
В аббатстве ещё есть клуатр с мильоном резных капителей (на самом деле 72). Но я его потом покажу.