Ах, как мало мне было этой ферии! Всего четыре корриды, только-только пульс разогнался, во вкус вошла, подзабытый металлический привкус адреналина почувствовала, как уже все.
Пока буду высиживать пару слов про сам праздник Фальяс, расскажу про корриду (нервных просьба удалиться). Фальяс - одна из первых крупных ферий, открывающих сезон корриды в Испании. Я тоже открыла свой персональный сезон - новая ферия, арена пласа, старые знакомцы.
Арена в Валенсии холодная. Не только потому, что март, и как только заходит солнце, на трибунах становится зябко. Публика тут тоже прохладная: редкие возгласы ole, ни брани, ни поддержки.
Пока не выходит на песок Мигель Анхель Перера, или Микеланджело, как неожиданно точно переводит его имя гуглопереводчик.
О его выступлении газеты писали как о самой спорной корриде ферии. Не на мой вкус - на мой она была вполне безупречна. Но часть зрителей и большая часть прессы побулькивали возмущением - и бык, дескать, до конца фаэны не догорел, а дотлел, и сам МА дотянул последнюю серию бесконечных пасов до авизо. Мол, были в его репертуаре корриды и повесомее.
Безусловно, были. Но любим мы его не за это.
Помню блестящий сезон 2015, лидерство в рейтинге и катастрофу 2016 - две дырки в животе, несколько дней по ту сторону, тяжелейшее восстановление. Он сам в одном из интервью говорил о том периоде: "Я пытался идти, пытаясь бежать, но был совершенно бессилен. Во мне горел соревновательный дух, дух бойца. Но я не мог сделать даже обычных упражнений. Психологически я был подавлен, не было ни сил, ни мышечной массы ... Это был не я".
Парень решил вернуться на свой прежний уровень - и вернулся. Он, конечно, заметно изменился - почти перестал улыбаться, потяжелел. Но главное в нем осталось - вот эта стальная целеустремленность, которая и вытащила его снова наверх.
Он натурально стальной, несмотря на длинные пушистые ресницы и общий облик "анхеля".
Скажем, когда торирует Хосе Томас, он источает печаль. Хуль (извините, дон Хулиан Лопес Эскобар) - воплощение энергии. Моранте, когда его позовут ангелы - хорошо рассчитанное безумие. Мигель Анхель - это воля. И он это свое качество показал на Фальяс на все 100%. Да, в этот вечер он не заставлял наши сердца биться в горле. Но то, как он шаг за шагом, пас за пасом, неотрывно, не давая передышки, подчинял быка своей воле, впечатляло не меньше.
Еще он индивидуалист. Скажем, Хуля или Мансу соперничество заводит, свой лучший "перфоманс" они выдают, когда есть вызов, есть с кем соревноваться. Моранте, наоборот, состязательности не переносит и под давлением немедленно вянет. А Мигель Анхель самодостаточный молодой человек и всегда сосредоточен на себе и своем выступлении.
Мигель Анхель - прекрасный матадор, красивый мужчина, но характер у него как у бульдозера. 550-килограммового быка, который пытался уклониться от боя, он буквально прижал к стене и вынудил атаковать. Такую снулую публику, как в Валенсии и таких безнадежных быков мог продавить только мощный и авторитарный матадор.
И главное - он строит свое выступление на трех столпах классического торео: вероника, натураль и эстокада. Ни грана попсовости, которая снова вошла в моду последние пару лет. Его фаэна - как нить у пряхи, длится и длится непрерывно и практически без узелков, в ней есть сюжет, развитие. Это драма, а не набор цирковых трюков.
Пошла поглядеть на Хавьера Хименеса, молодого матадора, которого я видела как-то в школе тавромахии в Эспартинасе под Севильей. Очень талантливый юноша, наследник андалусских мастеров. Слежу за ним теперь, раз уж, можно сказать, первые шаги по песку застала, еще как новильеро.
Очень познавательно было видеть, как ревнивый молодой матадор, задетый успехом соперников и равнодушием публики, идет на рожон. Вообще у вчерашних новильеро есть эта рудиментарная манера - безоглядный риск, опасные трюки. Хименес пошел на порта гайолу - встречать быка на выходе из ториля, стоя на коленях. Бык его снес.
Сделал несколько чистых ларг на коленях. Снова попал на рога. При этом у юноши очень красивый, мягкий стиль торирования, интеллигентный. Но законы соперничества требуют рисковать. Опытный матадор показывает себя, молодой - сражается с публикой и соперниками. Шрамы и раны не всегда являются подтверждением успешной карьеры. Чаще это свидетельство безрассудства или недостатка мастерства. Чтобы рисковать, нужен многолетний опыт и годами накопленное понимание поведения боевого быка.
Мальчик получил аплодисменты за смелость и урок на будущее.
Я бы теперь с удовольствием посмотрела на них обоих в Севилье, в картеле мечты с Моранте.
Потому что коррида - это вызов, и это великое искусство и жизнь благодаря ей становится из одномерной - многогранной.