Анатомия идейной «потемкинской деревни»

Sep 02, 2007 13:39

(рассуждение о том, для чего нужно право на богохульство)
/крросс: http://community.livejournal.com/pg_forever/458980.html
(ПГ НАВСЕГДА -Свободное сообщество участников форума Кураева)
всвязи с запретом на "богохульство" в текущей редакции правил этого сообщества
http://community.livejournal.com/pg_forever/profile /

И не веря ни сердцу, ни разуму
Для надежности, спрятав глаза
Сколько раз мы молчали по-разному
Но не ПРОТИВ, конечно, а ЗА
(Александр Галич. Старательский вальсок)

Примерно 300 лет назад князь Потемкин-Таврический изобрел особый способ демонстрации благолепия деревень: вдоль дороги, убогие домики жителей украшались с ОДНОЙ стороны, видимой проезжающим сановным лицам. Гениальное решение: вместо того, чтобы решать проблемы, раскрасить фасад так, чтобы с дороги их было не видно.
Способ прижился. Его потом использовали генсеки КПСС, придумавшие «нерушимый блок коммунистов и беспартийных». Его скопировали нынешние «отцы отечества», придумав «идейное единство православных нацпатриотов и сочувствующих им атеистов».

«Всем пацакам - одеть намордники и радоваться» (Кин Дза Дза)

Появились такие оксюмороны, как «православный атеист» (с) Сергей Капица. Появились такие сообщества, где «атеисты» живут по церковно-православным правилам и радуются. Вот какая вера - православие! Исконная-посконная, для всех хороша, все при ее правилах довольны и никаких идеологических противоречий не возникает. Лепота… И как тут не поддержать введение православного «закона божьего» (он же - «ОПК») в школе? Пока все (и согласные, и несогласные) молчат - все вроде бы выглядит правдоподобно, но…

«Возмутитель спокойствия, сеятель раздоров» (фольклорный титул Ходжи Насреддина)


Но вот появляется человек и говорит: послушайте, а что это вы, атеисты, агностики, язычники, индифференталы и пр. приняли для себя правила чужой для вас конфессии? (например, правило о запрете т.н. «богохульства» в его православной трактовке).
Тут и становится видно, что все благолепие - это лишь краска на фасаде. Обманка. Не может быть единства там, где людей подчиняют иррациональным правилам чужой для них религии, идеологии или мировоззрения. «Единство православных и атеистов» оказывается фикцией, а тут еще вспоминается: смотрите-ка люди, а ведь православие, или даже (берем шире) христианство - это далеко не единственная религия. То, что в одной религии - святотатство (или «богохульство»), в другой - священнодействие, и наоборот. Так есть у нас равноправие, или в нашем сообществе - как на «скотском хуторе» Оруэлла?

«Все звери равны, но НЕКОТОРЫЕ - равнее прочих» (Скотский хутор)

Те «звери», которые в условиях действия «запрета богохульства» были «равнее прочих» сразу узнаются по своей позиции в обсуждении. Они, обоснованно опасаясь уравнивания с остальными, начинают истово писать о «наемных провокаторах», засланных из-за границы, чтобы «подорвать наше единство и посеять религиозную рознь». Они начинают требовать введения пограничного контроля, цензуры и пр. действий, которые позволят администрации пресечь козни либерально-буржуазных идеологов и врагов православия.
Сообщество, построенное по принципу потемкинской деревни, может сохранять свое иллюзорное благолепие (идеологическое единство) лишь в условиях изоляции и цензуры.

«Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их». (Всеобщая декларация прав человека. Статья 19)

Почему так важно право на богохульство? Совсем не для того, чтобы поощрять насмешки над предметами, символами, текстами и образами, которые кем-то публично почитаются, или провоцировать поведение, которое кем-то осуждается по мировоззренческим или религиозным причинам. Все дело в том, что спектр почитаемых предметов и осуждаемых действий - если брать генеральную совокупность существующих мировоззрений - включает чуть ли не все, что вообще может существовать и делаться. Запрещая действия, неодобряемые в рамках одной религии или мировоззрения, мы лишаем последователей другой религии или мировоззрения действовать в соответствии со своими убеждениями.
Поэтому, в реальности любой закон против «богохульства» - это требование следовать предписаниям и запретам одной, определенной в законе, религии или идеологии и игнорирование всех иных религий и мировоззрений. Только при наличии такого закона, богохульство приобретает социально-психологический смысл: оно становится актом разумного протеста против принуждения к чуждой религии или чуждому мировоззрению.
Сознательное, целенаправленное «богохульство» (святотатство, кощунство) практикуется только там, где существуют законы против него! Вот что наиболее важно. При отсутствии таких законов, «богохульство» утрачивает свою политическую роль и лишается смысла.

«Богохульство» и запреты на него - это признак несвободы сообщества.
Тот, кто выступает за введение или сохранение запретов на богохульство, на самом деле требует идеологического принуждения и религиозной цензуры.
Тот, кто выступает за упразднение этих запретов - на самом деле выступает за то, чтобы акты целенаправленного «богохульства» утратили смысл и, вследствие этого, исчезли из практики сообщества.
Previous post Next post
Up