Jul 06, 2013 18:12
В театре обратил внимание на одну странную особенность восприятия. Как просто устроена голова, каждый раз признавать это грустно, но надо. В хоре есть один молодой человек с выпученными глазами, похожий на нервную белку из мультфиьма "Ледниковый период". Узнал его - и сразу проникся симпатией, постоянно кажется, что он бегает по сцене и никак не может найти свой желудь. "Но он всё-таки не белка," - напоминаю я себе время от времени, "я о нем ничего не знаю." Человек-белка не похож ни на кого из знакомых, никакие проекции на него не падают, просто мультперсонаж. Это зеркальное отражение ксенофобии, обеих половин слова.
Дважды антоним, чувство, вцелом, хорошее, потому что в плюс. О минусе говорить сложнее, потому что надо двигаться вдоль общепринятых границ и даже иногда заступать за черту - у бдительных политкорректных знакомых рамки будут значительно уже. С ксенофобией можно обращаться по-разному, допуская, конечно, что она есть. Если ее нет - всё и так гладко, вопросов не возникает.
Первый способ - назову его русский, он мне понятный, свой. В его основе лежит представление, что другого человека можно понять, можно нырнуть на глубину внутренних побуждений и разобраться, чем я отличаюсь от него. Любые отличия: привычки, цвет кожи, сексуальная ориентация, язык - можно анализировать в силу собственных умственных способностей. Если есть желание, можно "навязать ближний бой - дать блистательную баталью." Потому что такое понимание личного пространства - перекрывающиеся области. Свобода в виде воли, в противоположность европейскому (условно) представлению о том, что моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. Затасканное выражение, но имеет смысл процитировать именно его - оно постоянно попадается в статьях культурных до зевоты публицистов, в речах политиков, в брошюрах для мигрантов. Личные пространства не перекрываются, границы жесто заданы законом или еще какими-нибудь нормами. Люди в них как в целлофановых пузярях, ходят, спят, смеются, едят, визжат, плачут - всё в замкнутой экосистеме. До постороннего не дотронуться, но он и не обидит, такой грустный баланс.
Мне ближе, конечно, первая модель. Но всё чаще не хочется спорить, не хочется понимать, тянет просто отойти в сторону. Сам-то ладно, но по-настоящему мне хочется, чтобы такие жесткие, негибкие границы со всеми их недостатками были и в России, потому что любая тема, выброшенная на общественное обсуждение, вызвает лишь бесплодные срачи. Размечтался.
обобщения