В
интервью "Российской газете" про УЭК Алексей Попов в том числе говорит:
"В нашей стране одних только федеральных ведомств, которые занимаются гражданами, полтора десятка. И везде людям нужно предъявлять различные идентификационные документы. Миграционная служба определяет личность человека по паспортным данным, налоговики - по ИНН, для ГИБДД главное - водительские права... Нужен по факту работающий единый идентификатор гражданина в разных ведомствах... УЭК изначально разрабатывалась таким образом, чтобы служить "отмычкой" для всех "замков"."
В отсутствие работающих институтов контроля за оборотом данных (закондательство + насколько возможно в наших условиях независимый контрольный уполномоченный орган + аудит АИС) "по факту работающий" универсальный идентификатор (UID) - новый риск, не вполне осознаваемый его поклонниками.
Не забываем о том, что в текущей своей реализации конструкция межведомственного обмена (Постановление 1184, реальные свойства СМЭВ + расхождения между утвержденными ТКМВ и фактически реализованным взаимодействием) по сути не поддерживает управления правами доступа и контроля за оборачиваемыми данными. На уровне только СМЭВ, кстати, эта задача толкового решения и не имеет - в отличие от задачи логирования и мониторинга фактического обмена, но даже это, насколько я знаю, до сих пор не делается.
В Европе в некоторых странах создание универсальных идентификаторов или использование чего бы то ни было в таком качестве запрещено законодательно, иной раз на уровне конституции, а где не запрещено, обложено жутким количеством ограничений и проверок.
У нас УЭК может стать таким инструментом де-факто. Если станет, то, конечно, не сама карта, а создаваемая под нее инфраструктура, включающая помимо собственно UID, регистр населения с "провязкой" UID на ИНН, СНИЛС и прочие "локальные" идентификаторы. Напомню, что прошлые попытки создать регистр населения были приостановлены из-за общественного недовольства (часто малообоснованного, но от того не менее заметного). Но и времена были другие.
Удивительно, кстати, что Алексей формулирует мысль так откровенно, в терминах "отмычки для всех замков" - именно об этом речь и идет. Повторю, с чего начал: без действенных механизмов контроля за оборотом данных создание таких отмычек невозможно считать оправданным.
Технократическое и никем не оспариваемое "удобство" не может быть решающим аргументом при принятии решений такого масштаба.