(no subject)

Nov 29, 2018 22:55

Мы посмотрели ещё два фильма Одзу - «Раннее лето» и «Позднюю весну».

Кто бы когда мне сказал, что японское кино окажется мне таким близким, нипочём бы не поверила...

Конечно, «Токийская история» - его главный фильм.

Но и эти неглавные фильмы, тоже послевоенные, - отдельными кадрами стоят теперь в глазах.

Истории очень незамысловатые. Из жизни городских интеллигентных людей. Небедных, без того, что вся жизнь уходит на тяжёлый труд, обеспечивающий существование. Только что кончилась война. Трагедия осталась за кадром.

Отсутствие явных конфликтов. Жизнь в её повседневной красоте, повседневной весомости и повседневной трагичности. И нет не то что злодеев, - нехороших людей в этих фильмах нет. А много ли мы их на самом деле встречаем? И ещё - достоинство, - в поведении, в словах...

Любопытно, что сдержанность у Одзу кажется не меньшей, чем скандинавская, в фильмах Бергмана. Каждый жест наполнен смыслом. Только у Одзу сдержанность и стойкость - печально улыбающихся людей.

Один из фильмов об отце с дочкой. Остаётся за кадром, когда и как умерла мать. Отец, университетский профессор, для того, чтоб выдать дочку замуж, притворяется, что он собирается жениться, и соответственно, сможет жить без дочки рядом с ним.

И вот последний кадр - дочка только что уехала с мужем, и в пустом доме отец сидит и чистит ножиком яблоко. Неспешными движениями по кругу отрезает кожуру.

И стоит в глазах - улыбка его, руки. И за кадром одиночество, и как с достоинством живёшь со своим горем, и... Целый роман за кадром - до слёз.
Во втором фильме девочка выходит замуж за врача, вдовца с ребёнком, ученика своего брата, тоже врача. Уезжает с ним из Токио в какой-то японский Ужопинск. И убеждает семью, которая хочет выдать её за не обременённого ребёнком крайне успешного человека, что она приняла обдуманное сознательное решение.

И тоже - кадры - две женщины, снятые со спины, идут к морю, взбираются на дюны. Разговор.

Эти почти бессюжетные фильмы я смотрела, затаив дыханье, и хочется смотреть опять.

Рельсы, утренний поезд, песок, море, улыбка, ползёт из-под ножика яблочная кожура...

рецензии, кино

Previous post Next post
Up