По следам Воинской Славы...

Mar 02, 2013 10:04

23 февраля - красный день календаря… А для нас это еще и замечательный повод окунуться в историю, военную историю нашей страны. И в Подмосковье есть такое место, где наши предки не раз защищали свое Отечество. Речь идет о Бородинском поле. Сейчас Бородинское поле это музей-заповедник, который включает в себя, прежде всего историко-культурный и природный комплекс с историческим ландшафтом и более чем 300-ми памятными объектами. Посетить весь этот огромный комплекс за один день не представляется возможным, а познакомится с его главными объектами - вполне реально.

Наша фото-экскурсия началась со стороны старой Смоленской дороги, в селе Колоцкое. Здесь расположен Успенский Колоцкий женский монастырь (до XXвека мужской), который послужил серьезной преградой для армии Наполеона на пути к Москве в августе 1812 года. Двадцатого августа здесь расположилась штаб-квартира главнокомандующего, светлейшего князя М.И.Кутузова. А позже сосредоточились главные силы русской армии, так как предполагалось, что финальная битва пройдет под его стенами. Но через пару дней Кутузов принял решение отступить к селу Бородино, находя новую позицию более удачной. А спустя еще два дня у подножия монастырских стен состоялся бой русского арьергарда с наступающими французами. В тот же день около стен монастыря вступил в командование партизанским отрядом Денис Давыдов, о чем свидетельствует памятная доска на колокольне монастыря.

Все тем же днем, 24 августа, монастырь был занят французами. И уже Наполеон наблюдал за сражениями с монастырской колокольни. Предание гласит, будто бы Наполеон начертил план дальнейших сражений на стене колокольни. Военные действия нанесли монастырю большой ущерб: французы при отступлении разграбили имущество церквей, сожгли все деревянные постройки и иконостас Успенского собора, верх которого повредили ядрами. На восстановление обители из сумм Святейшего Синода было отпущено десять тысяч рублей. Игуменом Иоасафом на эти средства был восстановлен собор, сделан и вызолочен иконостас, расписаны стены. Полностью монастырь после войны 1812 года отстроился только к 1839 году.

Из села Колоцкое мы продолжаем наш путь в самый центр Бородинского музея-заповедника - село Бородино. Здесь расположено главное здание музея, которое смотрит на главный монумент воинам русской армии на батарее Раевского.

Разделившись на две группы армии фото-союзников, мы прошли в музей, где послушали увлекательную экскурсию. Экспозиция музея новая и посвящена 200-летнему юбилею Бородинского сражения. Многие экспонаты были выставлены впервые: дневник участника Бородинского сражения полкового священника 41-го егерского полка Е.С. Левитского, живописное полотно английского художника Л. Потта «Отступление французских войск из Москвы», набор хирургических инструментов, автографы Александра I, М.И. Кутузова и Наполеона. Среди экспонатов, конечно же, были представлены мундиры, оружие, портреты, личные вещи участников сражения, награды. Наверно, наибольший интерес у всех нас вызвали макет и диорама Бородинского сражения.

От музея мы прямиком направились к монументу воинам русской армии. Монумент был установлен в 1839 году, в 25-ю годовщину вступления русских войск в Париж, а у его подножия был торжественно перезахоронен прах легендарного полководца П.И.Багратиона, смертельно раненного в Бородинском сражении. Отсюда, с высоты батареи Раевского открывается шикарный вид. Там за речкой Колочью, за седыми верхушками деревьев виднеется дошедший до нас свидетель того кровопролитного сражения - храм Смоленской иконы Божией Матери в селе Бородино. А гладь белоснежных полей пронзают памятники, обелиски, монументы, установленные на местах, где в достопамятный день сражения отличились тот или иной полк, дивизия или корпус, на братских могилах.

Погрузившись в автобус, мы направляемся к следующему объекту - Спасо-Бородинскому монастырю.

Среди всех православных обителей России, Спасо-Бородинский занимает абсолютно уникальное место. Он стал первым памятником в нашей стране, посвященный героям Бородинской битвы и долгие годы оставался крупнейшим воинским мемориалом. Кроме того монастырь является символом безграничной любви и верности русских женщин своим мужьям, павших в битвах за свое Отечество. Он был создан по инициативе М.М. Тучковой (вдовы генерала А.А. Тучкова, погибшего при Бородинском сражении) и главным образом на средства женщин и престарелых родителей в память о погибших мужьях, женихах, а также братьях и сыновьях.

На предполагаемом месте гибели мужа (тело генерала так и не было найдено), на Багратионовой флеши, М.М. Тучкова решила установить памятник. Вначале была поставлена деревянная часовня, а затем ее сменила каменная церковь. В день восьмой годовщины Бородинской битвы, Маргарита Тучкова внесла в новопостроенный храм икону Спаса Нерукотворного из походной церкви Ревельского пехотного полка, в котором и служил ее супруг. В церкви было устроено надгробие над символической могилой генерала А.А. Тучкова в виде беломраморного креста с надписью «Помяни, Господи, во царствие Твоем Александра на брани убиеннаго». Впоследствии церковь стала усыпальницей для самой Маргариты, ее сына Николая Тучкова и брата А.М. Нарышкина.

Потеряв единственного сына Николая, Маргарита Тучкова стала постоянно жить на Бородинском поле в маленькой сторожке напротив Спасской церкви. Постепенно к ней стали съезжаться вдовы русских солдат и офицеров, павших в этой битве. Так начала создаваться Спасо-Бородинская обитель.

Послушав замечательную экскурсию о монастыре, посетив дом-музей Маргариты Тучковой (игуменьи Марии), у нас осталось еще немного свободного времени до отправления к следующим памятным местам. Здесь у каждого была полная свобода действий: кто-то решил остаться на территории монастыря и сделать снимки, кто-то решил по фотографировать окрестности и общие планы монастыря. Я же решила дойти до развилки на Семеновское и сделать несколько панорамных снимков монастыря и нескольких монументов (тем более что некоторые позиции для съемки я присмотрела пока мы ехали к монастырю).

Перед тем как отправится в деревню Доронино, где нас ждала заключительная экскурсия и вкусный обед, мы подъехали к одному памятнику. Это единственный монумент, установленный французской стороной в честь всех французских воинов, погибших при Бородине. Он установлен на том самом месте, где в день кровопролитной битвы находился командный пункт главнокомандующего французской армии Наполеона. Памятник достаточно лаконичен. На вершине монумента - бронзовый орел, расправляющий крылья, как основа герба империи Наполеона. На лицевой грани памятника в верхней части высечен латинский крест - символ бессмертия, а под ним - короткая надпись по-французски: «Мертвым Великой армии».

Рядом с французским монументом, на курганной высоте Шевардинского редута установлен памятник артиллеристам-защитникам - 12-й батарейной роте капитана Можарова. От монумента открывает красивый вид на Спасо-Бородинский монастырь. Пофотографировав, мы садимся в автобус и едем в Доронино.

И вот перед нами живой музей крестьянского и военного быта, нас от него отделяет только железнодорожное полотно. Так поселение это военное, у пограничной будки со шлагбаумом нас встречает солдат и приглашает на двор. Здесь опять разделившись на две группы, поочередно переносимся в атмосферу XIX века и вкушаем солдатский обед. В деревенской избе перед нами открываются ожившие картины жизни крестьянской семьи и солдат русской армии, находящихся на постое. Благодаря нашему замечательному экскурсоводу мы узнали о быте крестьян и военных, по каким канонам протекала их совместная жизнь, и многое другое.

Собственно с посещением музея крестьянско-военного быта закончилась наша экскурсия по местам боевой славы Бородинского сражения. Но фото-туристический день еще в самом разгаре - мы едем в Можайск.

Проездом знакомимся с самой красивой достопримечательностью Можайска и едем дальше. На окраине города, на высоком кремлевском холме, освященный вечерним солнцем предстает перед нами величественный Ново-Никольский собор. Выстроенный в псевдоготическом стиле, собор был поставлен на месте Никольских ворот Можайского кремля и частично включил в себя их стены. Глядя на кирпичные стены с белокаменной отделкой, невольно переносишься в московское Царицыно.

Последней нашей остановкой праздничного дня стал Можайский Лужецкий Ферапонтов монастырь. Лужецкий монастырь единственный из 18 средневековых монастырей Можайска, сохранившийся до наших дней. Основанный преподобным Ферапонтом Белозерским на живописном берегу Москвы-реки, монастырь совсем недавно отметил свое 600-летие.

Сделав несколько кадров в монастыре, мы отправились на живописные заснеженные берега Москвы-реки. Асфальтированные дороги нам ни к чему, мы как «настоящие герои всегда идем в обход», застревая в глубочайших сугробах пробираемся к старой плотине. А по пути естественно запечатлеваем красивейшие ракурсы Лужецкого монастыря в ласковых лучах закатного солнышка. Немного уставшие и бесконечно счастливые от такого «марш-броска», мы выползаем к заветной цели. Плотина, надо сказать не в идеальном состоянии и пройти по ней отважились не многие: качающийся мост с односторонними перилами, кривые ступени, сваренные из арматуры вовсе без перил… и бурлящий поток реки внизу. Одним словом экстрим и романтика в одном лице. А какие виды открываются от плотины и с берегов реки, мммм. Тот, кто видел, понимают, о чем я говорю, а другим не объяснишь, слова трудно подобрать.

До комплекса «Святой колодец Ферапонта Чудотворца Можайского», что находится неподалеку в деревне Исавицы, мы решили пойти как все нормальные люди - по дороге. Территория вокруг источника обустроена и очень красивая. Хоть при входе и висела табличка, что фотосъемка платная, к нам никто с просьбой об оплате не подходил, да и мы искать кассу не стали. У источника преподобного Ферапонта установлены купель, часовня и памятник русским монахам. Здесь же в чайной лавке, уже по традиции угощаться монастырской выпечкой в местах нашего посещения, мы подкрепились очень вкусными пирожками и отправились в сторону автобуса.

По возвращению к Лужецкому монастырю, у нас еще осталось немного времени до отъезда и мы решили прогуляться. Наше внимание привлек желтый домик, расположенный в низине за еще одним святым источником. Спрятанный за высоким деревянным забором, с близкого расстояния строение можно было разглядеть только со двора соседнего дома. Никаких опознавательных табличек рядом не было, но видно, что домик не просто обычный деревенский. Он больше походил на те, что принадлежали писателям и другим видным деятелям в Подмосковном Переделкино. И действительно, порывшись в интернете, я выяснила, что это дом-музей художника С.В.Герасимова (собственно по названию улицы сама могла бы догадаться). По тем же самым сведениям из сети, музей закрыт на ремонт на неопределенный срок уже несколько лет и его дальнейшая судьба не известна.

На этом и закончилась наша очередная поездка, в которой мы совершили увлекательную прогулку по местам Воинской Славы.

P.S.

Немного больше фотографий из поездки можно посмотреть тут, по мере того как фото будут загружаться.

Можайск, Доронино, зима, поездка, история, музей-заповедник, Подмосковье, памятник, Московская область, путешествие, монастырь, Бородино, музей, Бородинское поле