Да, я получила именно то, чего хотела. До мелочей. Но не покидает ощущение, что остальные выборы прошли где-то еще, не на этой планете и даже не в этой вселенной.
Хочу сказать огромное СПАСИБО всем членам УИК #423 и, конечно, ее председателю Артему Петровичу Платонову.
Данные по УИК 423Сравнительные данные по району СоколНаша гордость! Копия, заверенная по всем правилам, на руках. Оригинал снят на дружественную камеру, доступа к ней пока нет.
Совершенно замечательная комиссия, удивительные, почти уникальные результаты, чистая работа.
У нас не было ни одного вброса, никаких каруселей, глобальных фальсификаций.
Да, были некоторые шероховатости, пару раз пришлось понервничать, но это и радует - уж прям слишком все идеально получается.
Может, дело было в том, что самым старшим членам нашей команды было где-то между 40 и 50.
Может, в моей странной "везучести" - от всего, что можно назвать "журналистской удачей", меня что-то всегда уводит.
А, может, я просто не поняла, где меня круто обманули и щас буду упиваться своей наивностью:)
Я предпочитаю думать, что просто стала свидетелем идеальных выборов. Таких, какими они должны были быть, чтобы 5 марта 2012 года мы проснулись в новой стране.
ОТ ИДЕИ ДО РЕАЛИЗАЦИИ (личные мотивы и подготовка)
Решив, что я - вполне себе самоценная единица отечественного общества, я прошла инструктаж Гражданина Наблюдателя, тренинг, лекция и тд, специально оставив за рамками свои журналистские возможности. К этому решению в рамках подготовки также прилагалась беготня за своими документами (на которые, кстати, никто толком и не взглянул - я сказала, что наблюдать пришла, мне поверили практически на слово). Скажем, в те минуты, когда вы держались за руки вдоль Садового кольца, я топала к черту на рога к коммунистам на Флотскую, чтобы официально подать заявление на наблюдательство.
Тогда же выяснилось, что УИК, к которому я приписала, уже полностью охвачен "зоркими глазами", мне предложили соседний участок - 423, расположенный в школе, которую, кстати, заканчивал мой отец. Отлично, главное, меня оставили на Соколе. Так в моей ситуации сработал элемент спонтанности, то есть, куда я шла, я знала только географически.
ВЭЛКАМ (явление меня комиссии)
В УИК, как и велено, я пришла заранее, представившись комисии. Сначала я решила, что это старшеклассников заставили что-то перед выборами доделывать - настолько молодой контингент наполнял комнату. Все они сидели и колдовали над бюллетенями. Это первое, что озадачило. На следующий день выяснилось, что один из муниципалов снялся с гонки. Поэтому вся УИК вручную из всех 2000 выданных бюллетеней вычеркивала этого деятеля.
Второе, что аж даже не давало мне спать ночью - я отдала им оригинал направления, не сделав с нее копии, не попросив расписаться или как-то еще закрепить мои полномочия. Просто отдала.
Поэтому, накрученная перспективой фальсификаций, я подстраховалась, не только взяв открепительное, но и попросив редакцию выдать мне редзадание и копию свидетельства о регистрации СМИ - я была готова драться за свое наблюдательство, меняя статусы, отстаивая свои права, пока не начнут выносить с участка. Утром 4 марта меня ждало приятное разочарование - зампред комиссии Сергей Владимирович Жуков встретился мне у входа, без вопросов пропустил в здание, мне кивнула охрана, которая меня уже запомнила. Через полчаса я была в реестре присутствующих среди примерно десятка других наблюдателей, заработали камеры.
"НАБЛЮДОБОРОТНИ" (всякого рода общественные контролеры)
Не скрою, у меня и моей коллеги по наблюдательству Марии Александровны Чарной были некоторые подозрения по поводу отдельных граждан с аналогичным статусом. Знаете, почему? "Слишком доброжелательный и очень рвется в бой" - вот как мы были накручены, ожидая провокаций. Да, ребята, это паранойя:) Сейчас уже можно говорить об этом весело, подозрения не оправдались.
Очень повеселили два гражданина.. эмм.. так скажем, боевой наружности, первом делом спросившие меня "а что тут надо делать-то?", которые, по некоторым данным, были отряжены в нашу глушь штабом нынешнего лидера президентской гонки. Из реестра этого не следовало - насколько я помню, там вообще не было указано, кто послал нас "блюсти правопорядок". Хотя, как выяснилось, на УИК 423 случайно образовался "красный уголок" - наблюдатели разных уровней были посланы в целом с одной стороны - от КПРФ.
К нашим.. эм.. бойцам. По ходу пьесы ребята оказались достаточно ленивыми, чтобы проявлять инициативу, но вполне въедливыми, чтобы следить за процессом, перевыяснять у членов комиссии разные неясности, координироваться с нами.
На подсчет они, правда, не остались. Равно как и еще один тоже наш, "красный" страж законности. Также эпизодически случались иные заинтересованные в прозрачности процесса лица, в том числе - дама от какой-то местной общественной организации (добровольно-принудительно), люди, которые у нас отмечались и благополучно делали ноги по своим делам и пресса. Фотограф и корреспондент (меа кульпа, не спросила, чьих будут, забегалась), яблочники (Камиль, спасибо за контакты и готовность помочь), Роман с Deutsche Welle (мне так стыдно, я забыла ему перезвонить; забегалась еще больше. Verzeihung, Kollege!) и даже миссия ОБСЕ, проошивавшаяся у нас пару часов в не самое удачное для положительной характеристики время.
Таким образом, пережили практически все выборы лишь "доброжелательный" Алексей (первый выход с переносной урной, большая часть времени у стола с допсписками, поездка в ТИК), мастер клинописи Вера (неотлучное бдение у урн, бюллетени упавшие в которые она отмечала палочками, как заключенные на стенке:), Трапезникова О.Н. (член УИК 423 ПСГ, исключенная ТИКом. Мы не поняли, за что. Зато, каемся, она единственная, кто остался считать муниципалов), я (элемент координационного хаоса) и моя великолепная тезка, державшая все сутки руководство УИК в тонусе:)
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЙ ДЕНЬ (члены моей УИК)
Вы говорите, на выборы - как на праздник.
У кого-то этот день и правда был "красным" в хорошем смысле слова (и даже не в коммунистическом:) Год назад председатель нашего УИК Артем Петрович и секретарь Ольга Владимировна стали мужем и женой. РОВНО год назад. Учитывая, сколько нас вчера окружало бумаг, двухлетний юбилей они, можно считать, отметили. Два года - это бумажная свадьба. Долгие лета, ребята! Здесь я хочу отметить организаторский талант Артема, честь и совесть - многие ли из председателей извинились, если бы крикнули на доставшего их наблюдателя? - дотошность в следовании букве закона. И сказать больше спасибо мужественной Оле, которая практически гонялась за мной с предложением зафиксировать одно или другое процессуальное действие, поставить подписи и тд.
А еще извращенный способ отметить свой день рождения нашел один из ПРГ Геннадий Литвинов - он торжественно весь день просидел на одной из книг, на которые разбили список избирателей. Мне думается, на самой тяжелой - ему попался дом с общежитием, периодически именно у его стола можно было видеть очереди. А я все думала, что это он с телефоном весь день не расставался. Пытливый ум вспомнил бы о возможности консультации вышестоящими органами. Здесь все проще - Гена принимал поздравления:) От нас тоже, Ген! Мы не знали, прости, но обязательно желаем тебе такой же честности от всех, кто встретится на твоем пути, какую мы видели вчера в работе!
Тут же хочу вспомнить добрым словом всех остальных членов УИК - девушки Дарья Гребенникова и Олеся Малькова. Даша протокол не подписывала, уехала домой и это можно только одобрить. Здоровья и счастья!
Юрий Зуев, "Участковая избирательная комиссия, откройте". С ним я и наблюдатель Алексей обходили стариков по заявкам. За 2 захода 24 штуки (строка 5).
Тут можно посмотреть 2-минутное видео того, как мы пересчитывали бюллетени из нашей с ним урны, за каждый голос из которой я отвечаю головой. За большую часть остальных из 1342 (строчка 4 протокола) тоже, просто за полночь уже зрение расфокусировалось, не могу не допускать некоторых мелких огрехов.
Два Алексея и Александр. Алексей Барабанов, оказывается, имеет за плечами годы арбитражной практики - я-то думаю, что он такой спокойный:) Двое других его коллег, (за глаза нами окрещенные "красненьким" и "зелененьким" - ни ума, ни фантазии, это по цвету их свитеров) отвечали, видимо, за урезование буйных элементов - вроде наблюдателей. Ребята очень подкованные в избирательном законодательстве, обаятельные и вежливые, немного ленивые, но отличные члены УИК. Такие дипломаты как они нужны на всех подобных мероприятиях.
Святослав Луконин отвечал за допсписок - 51 человек по открепительным (в том числе и я сама) + 24 из тех, кого в списках не было - недовнесенные из общежития и иже с ними (подавляющее большинство студентов, все с документами) + 6 людей из обычного списка, занесенные туда с ошибками - не тот паспорт, опечатка в имени итд. Человек, мужественно проохраняв всю ночь бюллетени от полиции, которая, в свою очередь, охраняла их от него, все время рассказывал какие-то смешные истории. И не для того, чтобы заговорить зубы, а потому что настроение было хорошим. Всего то. Все вносимые им в список проверены, все чисто, никаких карусельщиков.
Сергей Самарин вносил нас, пришлых, в список, насмерть был прибит к урнам - следил за нимпри голосовании, после него и активно участвовал в подсчете.
Еще в комиссии были хорошие, честные ребята, но кроме еще раз большого спасибо за такие качества я, честно говоря, ничего добавить не могу.
МЫ ВЫБИРАЕМ, НАС ВЫБИРАЮТ (граждане с активным и пассивным избирательным правом)
А что за контингент водился у меня на участке, такой, что дал выйти в лидеры голосования самому юному кандидату (строка 22 - 486), опередив нацлидера (строка 23 - 456), спрашивают меня.
Отвечаю. Да такой же, как и везде. Студенты и старики, предприниматели разных мастей, мамаши с детишками, пестрая молодежь, военные, интеллигенты, спортсмены, иностранцы разной степени удаленности своей родины от нашей. Приходили семьями, соседи по лестничной клетке, которые давно не виделись, пересекались у нас за столами, я сама встретила двух одноклассников:)
Старики, к которым мы приходили домой, сами нам бодро докладывали, что отдают свой голос за молодого, "потому что хватит старикам командовать". Это сказала нам бабушка, которая не смогла прийти, потому что у нее отнялись ноги и за которую бюллетень заполняла соседка, потому что она ничего сама уже не видит.
Ни разу не жалею, что пошла всего лишь с 15 бюллетенями (это с запасом) по домам, хотя ребята стращали, что в прошлый раз группу из УИКа пьяный мужик закрыл в квартире на 4 часа - еле успели голоса вернуть вовремя:)
Простуженные и инвалиды, собачники (обалденные псины попадались) и сумасшедшие, семейные и одинокие - ТАКИЕ ЖЕ, КАК ВСЕ МЫ - вот кто на моем участке избиратели. На третьем часу прогулки одна домашняя избирательница уточнила у нас, какой сейчас год "двухтысячный или тысячный"? Тут мы поняли, что это не у нас за день от цифр крыша уехала:)
На участок же народ шел постоянно, но с чуть усиливающимися волнами. Рядом со школой (читай, с уиком) остановка, я предполагаю, на троллейбусе приезжали. Утром и вечером меньше, днем больше.
Вала перед закрытием, массовых акцией, провокаций - ничего и близко не было.
Одна тетенька потребовала наблюдателей, мы прибежали, а она нам выдала целую речь на тему того, какие тут потрясающе вежливые люди. Один дяденька сделал втык, что мы плохо следим, потому что у нас пачками бюллетени выносят. Два, по-моему, по итогам подсчета, или даже один. Ну, поскольку почти каждому вручали по два листа, А4 и А3, которые без навыков оригами в щель, извините, не пролезали, впечатление пачки сложиться могло:)
Вот тут 7-минутная видеоверсия изымания бюллетеней из первой стационарной урны. В программе "вполз" (не вброс же) в урну, единственный более-менее креативный недействительный (из строка 9 - 30) и возможность посмотреть на некоторых членов УИК.
ИТ ХЭППЕНС. СОМТАЙМС. (долгожданные, наверное, многими замечания)
Глобально, еще раз повторяю, придраться не к чему.
Как видите, в протоколе ноль в графе жалоб.
Так, в общем-то, и было. У нас было одно формальное обращение к комиссии.
Дело в том, что допсписки почему-то начали составлять с единицы в графе порядкового номера. Озабоченные выборами люди отчетливо помнят, что эта сфера права полна нюансов, всяких "когда" и "если". И все запомнить особенно в такие краткие сроки невозможно. Вот никто из наблюдателей и не заострил на этом внимание. А по закону нумерация всего списка избирателей - всех книг и дополнительной части - должна быть сквозной. Поэтому вносились исправления - последняя книга у нас заканчивалась на 2241, по-моему, человеке. В допсписок пришлось вносить изменения - исправили порядковые номера граждан с 1 на 2242, с 2 на 2243 и так далее до 30-какого-то, дальше уже новых записывали правильно. Председатель нам все мотивировал, ответил, претензий нет.
В самом начале дня комиссия нас испугала тем, что не даст то, за чем, собственно, мы пришли - копию протокола. Отмазка была такова: ТИК не снабдил УИК техникой, чтобы делать копии с А3. А копии формата А4 они заверять отказывались. В ТИКе нам пояснили, что это бред, и заверять нам должны все копии, "хоть на банановой кожуре сделанные". Пока мы морально готовились проявить волевые качества и накатать первую жалобу, выяснилось, что нужный нам протокол изначально имеет формат А4. Вопрос отпал сам собой.
В какой-то момент у нас здорово разошлось число визуально определенных нами явившихся проголосовать и этих же данных УИКа. Официально оказалось БОЛЬШЕ НА ПРИМЕРНО СОТНЮ, чем у нас. После минутного припадка сверили показания с бдительной Верой, которая не отходила от урн. Ее данные чудно сошлись с УИКовскими (сколько выдали бюллетеней, столько запихнули и в урны) и мы выдохнули.
Несколько озадачила очередь у Гены (где общежитие). Маша даже консультировалась с Горячей линией. Некоторые из избирателей приходили с справкой из ФМС об утере паспорта. После третьего такого документа было, о чем подумать.
Вот, наверное, самая большая очередь, которую я видела на участке.
Я вот думаю, если вообще говорить о фальсификациях, то как полученные результаты с этим вообще состыкуются? Получается, вбросы или там фальсификации со стороны победившего на нашем участке были? Не его лично, конечно, его сторонников. О, ну тогда я тут сижу щас и свидетельствую о злостном нарушении закона со стороны, так скажем, оппозиции. Ох, расследуйте это, пожалуйста, а я посмотрю.