Установление культа Афродиты на Кипре: Адонис.

Mar 25, 2016 23:08


Продолжим рассказ о роде царя Кинира, тем более, что следующий его представитель сыграл одну из самых важных ролей в культе Пафосской богини.


La naissance d’Adonis. Gravure de Picart et al. pour les Métamorphoses d’Ovide, livre XОднажды жена кипрского царя Кинира (а некоторые утверждают, что царя Феникса из Библоса или ассирийского царя Тианта) похвасталась, что ее дочь Смирна прекрасней самой Афродиты. Богиня не стерпела такого оскорбления и внушила Смирне страсть к родному отцу. В одну ночь, когда ее кормилица так напоила Кинира, что тот уже ничего не соображал, Смирна забралась к нему в постель.


Abraham Janssens (1573 - 1632, Belgian) Венера и АдонисНу а когда Кинир на утро проснулся и понял, что совершил инцест с собственной дочерью, да еще и таким не обманным способом, он пришел в ярость. Выхватив свой меч, он накинулся на девушке, которая в страхе бросилась бежать. Но отец настиг её у обрыва, где она уже не смогла спастись от него. Тогда Афродита, которая была известна не только своей мстительностью, но и отходчивостью в спешке превратила Смрину в мирровое дерево. Меч Кинира опустился на ствол и разрубил его пополам, и трещины выпало дитя, удивительной красоты - плод страсти Смирны и Кинира, который приходился последнему и сыном и внуком.


Статуя Адониса
Афродита была настолько поражена прелестью младенца, что заключила его в ларец и передала на хранение своей родственнице - богине подземного мира мертвых Персефоне с наказом не открывать. Но, конечно же, всемогущая царица царства мертвых не удержалась и чуть приоткрыла крышку ларца, и тоже была поражена красотой маленького Адониса. Она тут же вынула мальчика, отнесла во дворец и воспитала его. А потом, когда он стал красивым и статным юношей, влюбилась в него.


Charles Joseph Natoire, Venus und Adonis, ca. 1740, Nimes, Musée des Beaux Arts.Когда весть об этом достигла Афродиту, та без промедления явилась к Персефоне, чтобы потребовать свое добро назад. Естественно Персефона отказалась.
Афродите пришлось обратиться к Зевсу. Зевс, хорошо зная, что Афродита тоже не прочь возлечь с Адонисом, отказался решать этот неприглядный спор, передав его на рассмотрение суду под председательством музы Каллиопы.



Веронезе. Венера и Адонис. 1582Та признала за Афродитой и Персефоной равные права на владение Адонисом, поскольку первая способствовала его рождению, а вторая спасла из ларца, но потребовала, чтобы каждый год Адонис имел краткий отдых от посягательств любвеобильных богинь. Соответственно Каллиопа разделила год на три равных части, одну их которых Адонис должен был проводить с Персефоной, вторую - с Афродитой, а третью - по своему усмотрению. Однако Афродита повела дело нечестно: постоянно пользуясь своим волшебным плясом, она заставила Адониса отдать в ее пользу, принадлежавшую ему часть года, а также присвоила часть года Персефоны, отказавшись, таким образом, выполнить решение суда.



Рубенс. Венера и Адонис.Справедливо вознегодовавшая Персефона отправилась во Фракию и заявила бывшему любовнику Афродиты Аресу, что та предпочитает ему Адониса. «Какого-то смертного, да еще такого женственного!» - шумела она. Воспылав ревностью, Арес обернулся диким вепрем, набросился на Адониса, который в то время охотился в горах Ливана, и задрал его насмерть на глазах у Афродиты.


Афродита, державшая в это время путь на Кипр, повернула назад, почувствовав неладное, но нашла возлюбленного уже мертвым. Окропив нектаром капли крови сына Кинира, богиня превратила их в цветы анемоны.

Не минуло полного часа,-

А уж из крови возник и цветок кровавого цвета.

(Овидий "Метаморфозы")
«Анемос» означает по-гречески ветер, и соответствует русскому названию цветка - «ветреница». Он цветет недолго, и нежные лепестки его облетают под порывами ветра, как оборвалась и недолгая жизнь юноши.



Sebastiano del Piombo, Der Tod des Adonis, 1512, Uffizien, FlorenzПо одной из легенд Афродита, в память о возлюбленном, посадила на Кипре и первое дерево граната, цветы которого подобны цветам анемона - столь же недолго живут, а спелые плоды граната, растрескиваясь, напоминают открытую рану. Гранатовое дерево было в древности символом смерти, и в то же время символом воскрешения и обновления. Душа Адониса опустилась в Тартар - подземный мир, но отчаявшаяся Афродита обратилась к Зевсу, вымаливая его разрешения на то, чтобы Адонис мог возвращаться к ней на летние месяцы. Так возник наиболее ранний из известных нам культов умирающего и воскресающего бога.
Ее детьми от Адониса были сын Голг, основатель Голгов на Кипре, и дочь Бероя, основательница фракийской Берои. Некоторые утверждают, что отцом ее сына Приапа был не Дионис, а тоже Адонис.



Венера и Адонис. Якопо Амигони. Холст, мвсло, XVIII век, частная коллекция
В комментариях к произведению Вергилия о пастухе-Адонисе римский грамматик Мавр Сервий Гонорат излагает следующую легенду об Адонсие. Якобы он возжелал однажды возжелал кипрскую царевну Эриному, которую богини девственницы Миневра и Диана очень любили за её целомудрие. Афродита (в этом варианте Венера) же пыталась расжечь страсть девушки к царю богов Юпитеру. Ревнивая супруга громовержца Юнона помогла Адонису силой овладеть Эриномой. Очень разгневался на него царь богов и поразил его своим перуном прямо в своем святилище на горе Касие, где юноша пытался спрятаться от мести Юпитера. Душа умершего Адониса отправилась в Аид, а Эриному превратила в прекрасную птицу павлина (это птица Геры, между прочим) её заступница Диана. Безутешная Венера попросила Меркурия отправиться  в царство теней, чтобы вывести оттуда её возлюбленного. Меркурий, который мог беспрепятственно проникать в любое пространство этого мира, вернул Адониса в мир живых. А Эриноме Диана вернула человеческий облик и она родила юноше сына - Талоса.



Рубенс. Венера и Адонис
Адонис (от финикийского adon - «владыка») - это греческий вариант ближневосточного полубога Таммуза-Думузи, духа ежегодного пробуждения природы. В Сирии, Малой Азии и Греции священный год богини был в свое время разделен на три части, которыми правили Лев, Коза и Змей. Коза, символизировавшая среднюю часть года, принадлежала богине любви Афродите; символ последней части - Змей - принадлежал богине смерти Персефоне, а олицетворявший первую часть года Лев был священным животным богини рождения, фигурирующей здесь под именем Смирны, которая не претендовала на Адониса. В Греции этот календарь сменился другим, состоящим из двух сезонов, который либо, по восточной традиции, делился от равноденствия до равноденствия (как, например, в Спарте и Дельфах), либо, согласно северной традиции, от солнцестояния до солнцестояния (как в Афинах и Фивах).


Fransya Lemyan 1729. Венера и АдонисИ в то же время нет никаких доказательств ни существования семитского культа, точно соответствующего греческому и связанного с этим словом, ни хотя бы мифа об Адонисе на семитской почве; о культе в Библе имеются лишь поздние, греческие сообщения. Достоверно известно о распространении месопотамского культа Думузи-Таммуз.
В честь Адониса ежегодно справлялись праздники - Адонии.



Афродита и Адонис. Аттический краснофигурный лекиф, 410 г. до Р.Х. ЛуврВетхозаветные пророки говорят об этом с возмущением: женщины сидят перед воротами и плачут по Таммузу, они воскуряют «Ваалу» на кровлях, они сажают «веселые растения». Перечисленное как раз и было особенностями культа Адониса: чисто женский культ, действо которого проходило на плоских кровлях, где также выставлялись глиняные горшки с посеянными в них зелеными травами, дававшими быстрые всходы - так называемые «садики Адониса»; ароматы благовоний определяли атмосферу праздника, центром же его был плач в голос по умершему богу. Затем мертвого Адониса, в виде вылепленной из глины фигуры на смертном одре, выставляли на всеобщее обозрение и несли к могиле: изображение, а вместе с ним - и садики, бросали в море. Лишь один источник, относящийся к императорскому времени, говорит о том, что сразу вслед за этим люди утешали себя заверениями, что бог будто бы жив.
В Греции у культа Адониса была и особая роль - для женщин, обычно ввергнутых в тесные рамки, он означал возможность ничем не сдерживаемого излияния чувств, - в противоположность действовавшим в полисе и семье строгим порядкам, одновременно представляя собой антитезу и официальным женским празднествам в честь Деметры.
Греческому обществу, особенно в Афинах и в ионийских городах, свойственно было господство мужчин. Жизнь женщины ограничивалась ее домом, она редко бывала в городе. Однако женщины были допущены к религии.



Гибель Адониса. Джон Уильям Уотерхаус, 1900Во многих культах были женщины-жрицы; кроме того, женщины регулярно принимали участие в праздниках и жертвоприношениях, а некоторые праздники были преимущественно женскими. Во время жертвоприношений девушки несли культовые принадлежности и утварь. Их называли «kanephoroi», и они участвовали во всех процессиях. Женщинам разрешено было даже принимать участие в некоторых ночных празднествах. Изнасилование девицы в подобной ситуации - популярный мотив в Новой Комедии. Аристофан пишет, что женщины гордились священными обрядами, в которых они принимали участие. Тем не менее, женщины занимали всего лишь второстепенное положение. Характер культа определяли мужчины в соответствии со своими представлениями, но они оставляли слишком мало места для проявления эмоциональности. А женщинам нужна была эмоциональная религия, и, по свидетельству Аристофана, они ее нашли. Он пишет, что когда женщины собирались в святилищах Вакха, Пана, Генетюллиды или Колиады (Генетюллида и Колиада - это особые женские богини), то невозможно было пройти из-за шума кимвалов; кроме того, Аристофан дает нам понять, что женщины были привержены культам Адониса и Сабазия.

Финикийская религия, Богиня, Кипр, Адонис, Греческая мифология, Афродита

Previous post Next post
Up