Кормилица приводит Мирру к Киниру
Кинир прибывает на Кипр в сопровождении войска. Он вел свою родословную от одной из правящих сирийских династий, о чем автор пишет так: «От Герсы и Гермеса родился Кефал, которого похитила влюбившаяся в него Эос. Сойдясь с ним в Сирии, она родила Тифона, сыном которого был Фаэтон. Сыном Фаэтона был Астиной, а его сыном Сандок, который отправился в Киликию из Сирии и основал там город Келендерис. Женившись на Фарнаке, дочери Мегассара, царя Гирии, он породил Кинира» который, став могучим правителем «... с большим числом людей переселился на остров Кипр... женился там на Мефарме, дочери кипрского царя Пигмалиона…».
Пользуясь тем, что Мефарма была верховной жрицей Афродиты, Кинир довольно быстро занял лидирующее положение в социально-религиозной иерархии, получив статус кипрского царя-жреца Афродиты, учредив потомственное в своем роду жречество в Пафосском храме, наследуемое по мужской линии, о чем упоминает в своей «Истории» Тацит: «…жреческие должности начали занимать лишь потомки Кинира.». При храме процветало искусство гаруспиков, которое, по словам Тацита, «… занес на Кипр киликиец Тамир».
С именем Кинира древняя историческая традиция и современная археология связывают строительство храма Афродиты в Палеопафосе (Древнем Пафосе), о чем упоминает Корнелий Тацит в «Истории»: «…храм поставил Кинир - на том самом месте, куда прибой вынес рожденную морем богиню».
Пафосский царский дом сохранял имя Кинирадов вплоть до конца IV века до н.э. Детей у Кинира и Мефармы, согласно дошедшим до нас источникам, было десять; Мирра, Эвна (ставшая супругой первого царя Саламина - Тевкра), Бресия, Лаогора, Орседика, Оксипор, Мигдалион, Лаодика, и трагически погибший возлюбленный Афродиты - Адонис.
Храм в Пафосе
Изначально на месте будущего храма существовала культовая роща, где поклонялись Великой Кипрской богини доахейского происхождения.
По приказу Кинира место, где располагалось святилище Афродиты, имевшее размеры 20х50 метров было обнесено стеной сложенной из больших гладко отесанных каменных блоков и существенно отличалось от традиционного греческого храма. Это было открытое огражденное пространство, где находился жертвенник, не дошедший до наших дней, но который неоднократно пытались реконструировать, опираясь на сохранившиеся находки подобного типа. Вероятнее всего, что алтарь Афродиты, тесно связанный с местом культа был неподвижным (переносные жертвенники встречались в храмах крайне редко), имел четырехугольную форму и стоял на небольшом возвышении в несколько ступеней. Поскольку на алтаре приносились сожжения, то устроен он был под открытым небом, для того, что бы дым мог беспрепятственно подниматься к небу. Впрочем, в культе Афродиты часто упоминаются «безогненные» или «бездымные» жертвы, то есть жертвы не кровавые, которые не предавались сожжению. По словам Тацита «В храме принимают любых жертвенных животных, каких кто принесет, но для заклания выбирают самцов; прорицания считаются самыми верными, если они составлены по внутренностям молодых козлят. Обливать жертвенники кровью запрещается, лишь молитвы и чистое пламя возносятся с алтарей, и, хотя они находятся под открытым небом, не было еще случая, чтобы дождь залил огонь».
Святилище Афродиты в Палео Пафосе. Реконструкция Дж.Фишера фон Эрлаха, 1721 год
Сакральным центром святилища был находившийся под небольшим красивым навесом, темный серо-зеленый конический камень. Павсаний (II век н.э.) упоминает, что видел камни - не обработанные и обработанные в виде куба, пирамиды или конуса - как культовые символы во многих храмах, где они служили предметом величайшего поклонения. О некоторых из таких камней рассказывали, что они являются аэролитами - то есть были посланы божеством с неба.
Знаменитый камень Афродиты, служивший центральным символом культа богини, имеет форму трехгранной пирамиды, высотой 1.22 метра. Тацит пишет об этом камне так: «Идол богини не имеет человеческого облика, а напоминает мету на ристалищах - круглый внизу и постепенно сужающийся кверху. Почему он такой - неизвестно».
Сегодня этот камень называют «карадаш», что означает «черный камень», однако, это название появилось, вероятно, позднее эпохи расцвета культа.
Все пространство Храма, называемое теменос, огораживали высокие стены из гладкого камня. Повсюду были изображения людей, мифических существ и животных, которые предавались плотским утехам: женщины-кентавры совокуплялись с жеребцами, козы с сатирами, наяды с оленями - все живое было объято одной необузданной страстью.
Весной в Храме Афродиты проводились так называемые Афродисии - иначе говоря, сексуальные оргии, не участие в которых каралось смертью.
Женщины должны были отдаваться чужестранцам за деньги хотя бы один раз в жизни. Они приезжали в Храм и занимали места в определенном помещении святилища. Любой чужестранец бросал деньги на пол возле выбранной женщины, которая смиренно шла за ним в другую залу и прямо под открытым небом предавалась сексуальным утехам с неизвестным. После этого она могла уйти домой.
Местные жрицы Афродиты каждую весну купаются в море и выходят из него обновленными. Как и сама богиня, которая возвращала себе девственность всякий раз, стоило ей лишь искупаться в море, омывающем кипрские берега.
Во времена римского владычества Пафос был столицей Кипра. По преданию он был основан ещё в 12 веке до н.э. Но это был совсем другой город, и располагался он не здесь, а в километрах пятнадцати отсюда, в районе современной деревни Куклия. Новый Пафос был построен лишь спустя восемь веков. Правитель тогдашнего города-государства Агапенор перенёс его поближе к морю, на место сегодняшнего "верхнего" города.
С момента переноса Пафоса в эти места, а это было уже во время правления Птолемеев, вплоть до римских времен (с 3-го века до н.э. до 1-го века нашей) здесь хоронили местную знать.
Где-то в IV столетии нашей эры Храм пришел в упадок. Это было связано частично с землетрясениями, а частично с распространением христианства.
Одна из гробниц в Пафосе.
Именно в Пафосе произошло событие, повлиявшее на становление христианства, как мировой религии. В 45 году, во время своего первого миссионерского путешествия, апостол Павел, который тогда еще был Савлом, обратил в христианство римского наместника Кипра Сергия Павла. Обращение проконсула-язычника в христианство стало поворотным моментом в истории христианства.
Помимо Пафоского, на Кипре существовало еще два храма Афродиты - в Амафунте и Идалионе, а так же храм Астарты в Китионе.
В каждом из этих святилищ были обнаружены жертвенные дары богине, принесенные женщинами. Обычно это были небольшие статуэтки женщин, которые являлись как бы образом самого молящегося - Адоранты. К ним относятся и подвесные плиты, о которых уже говорилось выше.
Фигурки адорантов с тамбуринами из святилища в Китионе (Ларнака). Конец 6 века до н.э.
Их цилиндрическое тулово исполнялось на гончарном круге. В руках у них тамбурин - это однозначно финикийское влияние, эти фигурки посвящают божеству свою мелодию. Также есть адоранты с цветком лотоса, с козлятами и с другими дарами.
Кипр. Начало V в. до н.э.
Люди приносили в храмы тысячи и тысячи таких скульптур. Когда они вырабатывали свой срок, их закапывали в специальные ямы. Так их и нашли археологи.
В Идалионе было святилище-роща, которое раскапывал немецкий археолог Макс Онефальш-Рихтер. Святилище можно было условно поделить на три части: храм, где на жертвенниках сжигались подношения богине, жреческие апартаменты и двор, в котором выставлялись многочисленные вотивные фигурки. Согласно античному мифу, именно вблизи Идалиона от клыков дикого вепря погиб Адонис, возлюбленный Афродиты.
Вот такую картину застал археолог, когда в 1885 году вел раскопки в святилище Афродиты в Идалионе. Огромные фигуры богинь и смертных дев, посвященные Афродите; одни стоят - как стояли больше двух тысяч лет, другие разбились - от одной статуи откололась голова, от другой - ноги в сандалиях, от третьей - рука в массивном браслете, несущая богу бычка. Все они созданы в разные эпохи и даже разными народами. Вероятно, так же, как Идалион, когда-то выглядели Олимпия, святилище Аполлона в Дельфах, Афинский Акрополь, но от них дошли в основном только фрагменты, Кипр же более полно сохранил облик своих святынь.
Хотя никаких письменных упоминаний о месте, где происходили мистерии Афродиты, не сохранилось, многие исследователи склоняются к мысли, что, как и в культах других богов, обряды происходили обычно в священных рощах, где воздвигались специальные жертвенники. В одной из таких рощ Пигмалион просил Афродиту оживить Галатею. По преданиям, божество, как правило, само давало определенные знаки, и указывало, где именно надо воздвигнуть храм. Именно этой причиной объясняют то, что многие святилища находились в пустынных, далеких от жилья местах. Таким образом, исходя из дальнейшей всемирной известности кипрского храма Афродиты и его особой роли в культурной традиции античности, уместно предположить, что само место для постройки храма было выбрано отнюдь не случайно. Согласно единодушному мнению современных археологов и историков, в среде догреческого населения Кипра уже задолго до описываемого периода существовал древнейший, по сути своей оргиастический культ, обтекаемо определяемый современной наукой как культ «богини плодородия». На основе археологических находок считается, что «богине плодородия» начали поклоняться в районе древнего Пафоса до 3 тыс. до н.э.