1937-й и 1984-й

Jun 01, 2017 18:53



Обложка книжки известного либерала Юрия Карякина (того, который "Россия-ты-сдурела") и других против С. Г. Нечаева. Книжка вышла в 1976 году, но поворот в официальной оценке Нечаева совершился в конце 30-х годов

Забавно, что известный блогер-"нейтрал" Велемир Долоев doloew1917 неожиданно выступил в роли моего биографа, припомнив давно стёртый им вместе со всем его старым блогом и, честно говоря, полузабытый мной комментарий. Я писал тогда:

"Между прочим, я в своё время, ещё до всяких перестроек, при блаженной памяти К.У.Черненко, получил на уроке в школе за эту цитату из манифеста Компартии пониженную оценку. Ну, не двойку и даже не тройку, а четвёрку, что ли, вместо пятёрки. Просто я сказал, что в комманифесте отрицается семья, и процитировал все эти фразы про общность жен и т.д. Учительница истории от многократного повторения словосочетания "общность жен" покраснела, но возразила: "не понимаю, где вы это увидели - отрицание семьи, здесь речь идет только об отрицании буржуазной семьи". Ну, и слегка снизила оценку за ответ."

Долоев комментирует:
"Это ладно при Черненко - при Сталине же за повторение некоторых антиконсервативных цитат классиков марксизма вам могли резко снизить продолжительность жизни.
Причём, при всём различии в масштабе последствий, расстреливали марксистов в тридцать седьмом, в сущности, по той же самой причине, по которой в 1984 пострадал и юный Майсурян."

Конечно, в 1937-1938 годах происходил весьма существенный идейный поворот, до сих пор малоизученный. В качестве примера... Именно тогда диаметрально изменилась историческая оценка такого революционера, как Сергей Нечаев. Ещё в 1934 году журнал "30 дней" помещал в высшей степени хвалебные отзывы Ленина о Нечаеве, в мемуарном очерке Владимира Бонч-Бруевича. Малая Советская энциклопедия начала 30-х годов признавала за Нечаевым "огромную революционную энергию". Но в 1938 году Большая Советская энциклопедия уже называла его "уголовным преступником"... Позднее, именно за официальную отрицательную оценку Нечаева уцепились такие либералы, как Юрий Карякин (в своей книжке 1976 года "Чернышевский или Нечаев?"), чтобы начать развенчивать и громить "революционаризм" как таковой. Как там говорил "архитектор перестройки" А. Н. Яковлев: "После XX съезда в сверхузком кругу своих ближайших друзей и единомышленников мы часто обсуждали проблемы демократизации страны и общества. Избрали простой, как кувалда, метод пропаганды «идей» позднего Ленина. <…> Группа истинных, а не мнимых реформаторов разработали (разумеется, устно) следующий план: авторитетом Ленина ударить по Сталину, по сталинизму. А затем, в случае успеха, Плехановым и социал-демократией бить по Ленину, либерализмом и «нравственным социализмом» - по революционаризму вообще."
Так что либералы-1976 и 1993 (а Карякин принадлежал и к тем, и к другим) вышли из той самой шинели 1937 года...
Ну, и происходили другие идейные подвижки в самых разных областях. Каждую из них по отдельности можно было бы считать чем-то случайным. Но, как говорил по другому поводу В. И. Ленин: "Есть детская игра - кубики. На каждой стороне их представлена часть какой-нибудь вещи - дома, дерева, моста, цветка, человека. В несобранном виде эти картинки ничего не дают, только бессмысленный хаос. Когда же, выбирая соответствующие сторонки кубиков, всячески повёртываете их, прикладываете одну к другой, получается осмысленная картинка, рисунок... Если у вас есть терпение достаточно долго повозиться с кубиками... находя на стороне одного кубика продолжение изображения на другом, в результате обнаружится политическая картинка, смысл которой не возбуждает никаких сомнений."

Что же касается советской школы эпохи Черненко, то должен заметить, что в ней, вопреки тому, что можно было бы ожидать, царил определённый политический плюрализм. Либералов в своём школьном классе я не помню. Были, и даже довольно много, ребята неопределённо-буржуйских взглядов. Помню разговор с одним из них, который, кстати, читает этот блог и оставлял в нём комментарии (но сейчас он, пройдя "лихие девяностые", по-моему, пересмотрел свои тогдашние взгляды). А тогда он, не без ёрничества, как-то спросил у меня, в чём, по-моему, смысл жизни. Смысл моего ответа был примерно таков:
- Ну, как в чём. В том, чтобы бороться за свободу и счастье всего человечества.
Он ехидно засмеялся:
- В гробу я видал такой смысл жизни!..
Ещё был в моём классе парень, именовавший себя "анархистом". Правда, об анархии он имел довольно слабое представление, только с чувством повторял, что "анархия - мать порядка". Но своих взглядов не скрывал и не боялся их высказывать. Был и другой одноклассник, ходжаист по взглядам. По крайней мере, теперь бы его назвали именно так. Этот неплохо разбирался в политике, хвалил Мао и Энвера Ходжу, и часто затевал на уроках дискуссии с учителями, в которых они оказывались обычно слабее него. Один раз, например, он стал доказывать вполне правоверной по взглядам учительнице истории, что в Албании построен коммунизм. Она, конечно, с ним спорила. В конце концов они сошлись на том, что в Албании построен "военный коммунизм"... Но мне понравился сам тон дискуссии - ей не пришло в голову обвинить его, скажем, в "антисоветчине".

личное, революционеры, Реставрация

Previous post Next post
Up