59 лет назад. Непримкнувшие

Jun 29, 2016 15:09



Карикатура голландского художника отражает, как увидели победу Хрущёва на Западе: на асфальтовом катке Первый секретарь ЦК КПСС раскатывает в блин своих оппонентов: Молотова, Булганина, Шепилова, Кагановича, Ворошилова, Первухина, Сабурова и Маленкова.

29 июня 1957 года победой Н. С. Хрущёва и его сторонников завершился пленум ЦК КПСС. Большинство Политбюро ЦК (которое тогда называлось Президиумом ЦК) потерпело поражение, а лидеры этого большинства были выведены из ЦК (позднее их исключили из партии). В официальном постановлении пленума их назвали "Антипартийной группой Маленкова, Кагановича, Молотова и примкнувшего к ним Шепилова".
Эпоха "дворцовых переворотов" 1953-1965 годов (против Берии 1953-го, против "антипартийной группы" 1957-го, против Жукова 1957-го, и, наконец, против самого Хрущёва 1964-го) может показаться пёстрой, богатой непредсказуемыми поворотами. Но сейчас, с исторического расстояния, понятно, что все или почти все эти перевороты вели в одном направлении.
А именно: защищённость отдельного представителя руководящего слоя общества росла (в начале этой эпохи он избавился от угрозы ареста и расстрела, а в конце - получил даже гарантию пожизненного социального статуса). Этого жирного куска, полученного "элитой", ей хватило на добрых два десятка лет брежневской "стабильности", когда никаких дворцовых переворотов уже не было, а их попытки на пленумах ЦК (например, группы "Железного Шурика" Шелепина в конце 60-х) неизменно терпели поражение. А спустя 20 лет назрел уже новый "элитный" запрос - о превращении полученного пожизненного статуса в наследственный, что означало восстановление частной собственности и буржуазного строя.
Но интеллигенция в 50-е и 60-е годы такого же гарантированного статуса не получила (что показал судебный процесс Даниэля и Синявского), и это уже тогда, в 60-е, подтолкнуло её к созданию диссидентской, то есть правой оппозиции. Идеи которой весьма способствовали позднее разгрому социализма и распаду СССР.
Ну, а лидер разгромленных "антипартийцев" Вячеслав Молотов, который даже на июньском пленуме в конце концов остался один против всех и так и не поднял руку за постановление ЦК, на следующую четверть века стал самым заметным в то время оппонентом политики Кремля "слева". Хотя многие интеллигенты в то время воспринимали его отнюдь не как "левака", а, наоборот, как "замшелого консерватора".


Н. С. Хрущёв и его упрямый оппонент В. М. Молотов. Голландская карикатура

Удивительно, как всё было безнадёжно перепутано в то время: самые ярые реакционеры мнили себя наиболее передовыми людьми, а прогрессисты, даже довольно умеренные, наоборот, выглядели ретроградами.
Любопытно, что "антипартийная группа" не "висела в воздухе", а, совсем как старые оппозиции 20-х и 30-х годов, имела некоторую поддержку и в низах партии. Бывали случаи, когда партийные организации КПСС отказывались одобрить постановление ЦК «Об антипартийной группе». Например, Камчатский областной комитет партии информировал ЦК о срыве рабочего собрания на рыбоконсервном заводе № 46 Кихчинского рыбокомбината Усть-Большерецкого района: за предложение поддержать антипартийную группу проголосовал 81 человек, а за одобрение постановления ЦК только 31 человек (после этого директора завода отстранили от должности, а заново собранный митинг одобрил постановление ЦК).




История, СССР, Даты, Хрущёв, советская печать

Previous post Next post
Up