День в истории. Указ о свободе торговли

Jan 29, 2025 17:14




29 января 1992 года Борис Ельцин подписал указ «О свободе торговли». Сей документ разрешал гражданам безо всяких разрешений торговать «в любых удобных для них местах, за исключением проезжей части улиц, станций метрополитена и территорий, прилегающих к зданиям государственных органов власти и управления».
Должен сказать, что сам я познакомился со свободой мелкой торговли и тем, чем она кончается, несколько раньше, ещё летом 1989 года. Тогда я продавал с рук «неформальную печать» возле стендов газеты «Московские новости» на Пушкинской площади. Там торговали самыми разными «самиздатскими» газетами и журналами: демократическими, социалистическими, анархическими... И в 1989 году, хотя стоили они по тем временам недёшево - один рубль - их расхватывали, как мясные пирожки на вегетарианском обеде. Первое время продавать газеты на «Пушке» было чистым удовольствием: стоило вытащить пачку газет, как со всех сторон тянулись руки прохожих с рублями, которые жадно их расхватывали, только успевай всем раздавать. Даже времени аккуратно убрать смятые денежные бумажки не было, приходилось просто торопливо совать их в сумку, разбирать уже потом. Пачка газет разлеталась моментально... Продавцы поначалу были люди «идейные»: анархическую газету продавал анархист, социалистическую - социалист, то есть они разделяли те идеи, которые проповедовались в их изданиях.
Помню одного продавца монархической литературы, который называл себя архиепископом, собственно говоря, он им и был, только в какой-то нетрадиционной конфессии, типа РПЦЗ, и торговал в облачении духовного лица.
- А как же девятое января? - спросил я его с весёлым удивлением перед таким чудом-юдом. Мне монархические идеи казались тогда безвозвратно дискредитированными, а он сам - вроде живого ископаемого.
- Вот покупайте, тут всё написано про девятое января...
Не следует думать, что заработок продавцов газет был так уж велик: сейчас я уже точно не помню, но, кажется, получалось копеек 10 с каждого проданного номера. Пойти потом пообедать в «кооперативной» (то есть частной) столовой по соседству (Макдоналдс на «Пушке» ещё не открылся, он заработал только в январе 1990-го), выпить горячий шоколад в «Шоколаднице», и ещё немного останется на мелкие карманные расходы, вот и всё. Правда, некоторые хитрецы, пользуясь высоким спросом, продавали те же самые газеты не по рублю, а по два рубля, резко увеличивая этим свой доход, но на них «идейные продавцы» смотрели с презрением.
А потом... Потом на смену «идейным» пришли чистые «коммерсанты», которым было абсолютно всё равно, чем торговать: хоть анархизмом, хоть монархизмом, всё едино. Общаться с ними было уже не о чем. Ещё чуть позже появились рэкетиры, которые начали «стричь» этот рынок и требовать себе дань, угрожая избиением. Лично я им не платил никогда, но атмосфера резко испортилась. Да и рынок насытился, и издания уже не выхватывали из рук с прежним жадным интересом. Меня это разочаровало. В общем, продавать газеты стало неприятно, и году в 1990-м я бросил это дело.

В миниатюре описанное мной повторяло превращения, которые предстояло пережить «большому» рынку, открытому январским указом Ельцина о свободе торговли. Действительно, первое время можно было продавать что угодно и где угодно. Времена были нелёгкие (именно из-за перехода к благословенному рыночку), и я помню, как самые обычные граждане, никогда в жизни ничего не продававшие, посмеиваясь над собой, выходили к подземным переходам, остановкам автобусов и станциям метро, иногда просто на улицы торговать - книгами из домашних библиотек, разными бытовыми предметами и кто вообще чем горазд. Продавали так и мясо, и другие продукты питания - часто в ужасающе антисанитарной обстановке. Вот примерно такой:












Некоторые «романтики рынка» (такие уникумы до сих пор изредка встречаются) и сейчас с ностальгией вспоминают тот короткий период, как «нормальный капитализм», именно тот, о котором они так долго и страстно мечтали в советское время. Однако такая вольница длилась недолго... Быстрее всего появились те самые рэкетиры, которым надо было отстёгивать деньги. Такого в советское время как-то не предвидели, об этом не предупреждали... В общем, эпоха «свободы торговли» стала стремительно кончаться, даже толком не начавшись. И кончилась...
А могло ли быть иначе? Конечно, не могло. Никакой «свободы торговли» при капитализме нет и быть не может. Ну, а если кто-то сомневается - пусть попробует поторговать, как в том январе 1992 года, в любой «нормальной» капстране...

История, Даты, рынок, Россия

Previous post Next post
Up