Газета New York Times опубликовала статью, где вспомнила о революционере Рахметове и создателе этого литературного образа, Николае Чернышевском. Поводом к этому послужило выступление лидера КНР Си Цзиньпина в Казани на саммите БРИКС, где он вспомнил и о Чернышевском, и о его герое.
Из статьи:
«Выступая в Казани, Россия, на саммите стран БРИКС, Си сказал лидерам Бразилии, России, Индии, Южной Африки, Ирана, Египта и ряда других стран, что мир вступил в новую важную эпоху, «определяемую турбулентностью и трансформацией». «Мы стоим перед судьбоносным выбором. Пусть будет таким турбулентным, или вернуть его в русло мирного развития?» - спросил Си.
В качестве духовного руководства для решения предстоящей задачи Си сослался на русский роман 1863 года, который прославлял революционную борьбу и вдохновлял Владимира Ленина.
Г-н Си Цзиньпин часто опирался на историческую и литературную традицию России, чтобы выразить своё намерение подорвать - и в конечном итоге вытеснить - западные идеи и институты. Но, призывая к духу революционной жертвенности внутри БРИКС, группы, которая расширяется за счёт новых стран-членов, г-н Си сигнализирует о намерении сплотить развивающийся мир для более активной борьбы против американской мощи.
Малоизвестный и радикальный роман, который китайский лидер назвал своим источником вдохновения, даёт представление об образе мышления г-на Си, когда он готовится проверить приверженность Дональда Трампа институтам и альянсам, которые лежат в основе порядка, возглавляемого США.
Книга «Что делать? (Из рассказов о новых людях)» была написана Николаем Чернышевским в тюремной камере в 1862 и 1863 годах, после того как царские власти заключили его в тюрьму за «злой умысел свергнуть существующий порядок» из-за его предполагаемых связей с подрывными организациями.
Евгений Данилович-Горовых (1930 г.р.). Н.Г. Чернышевский пишет роман "Что делать?" в Алексеевском равелине Петропавловской крепости
Роман мало известен на Западе, возможно, потому, что непрерывно перескакивающий с предмета на предмет, запутанный рассказ о любовном треугольнике в утопической швейной мастерской читается с трудом. Как обмолвился русский поэт Афанасий Фет, настоящим преступлением Чернышевского было «преднамеренное кривлянье самого дурного тону», превратившее чтение книги в «почти невыносимую работу». Это может подтвердить один из авторов этого эссе, который несколько раз пытался и не смог завершить чтение романа, находясь в качестве журналиста в Пекине.
Алексей Руднёв (1896-1975). Н.Г. Чернышевский на допросе в Сенате. 1949
Александр Фомкин (1924-2000). Отказ Н.Г. Чернышевского от помилования. 1955
Притягательность книги для г-на Си Цзиньпина заключается в её главном герое, Рахметове. [Рахметов вовсе не «главный герой», а эпизодический, хотя и весьма важный для сюжета. - А.М.]. Отпрыск княжеского рода, Рахметов в 16 лет восстаёт против своего властного отца, закаляет свой организм тяжёлым физическим трудом и переезжает в Петербург. В Петербурге его вербуют в подпольную группу и перерождают в «особенного человека» - настоящего революционера.
Рахметов отказывается от хорошей еды, вина и женщин. Он читает классику философии, литературы и науки. Он отказывается от матраса и даже, чтобы испытать себя, проводит ночь на кровати, утыканной гвоздями, оставляя своё тело в крови. Он «совершенно чёрств для личных чувств, не имеет личного сердца» и сосредоточен исключительно на том, чтобы делать всё возможное для достижения своих целей.
Радикальная утилитарная идеология романа воодушевила Ленина, который позаимствовал название «Что делать?» для своей знаменательной работы 1902 года, в которой он порывал с пацифистски настроенными социал-демократами в пользу формирования авангарда агрессивных профессиональных революционеров.
Роман Чернышевского также вдохновлял многих красногвардейцев (хунвейбинов) Мао Цзэдуна и городскую молодёжь, которая откликнулась на призыв Мао жить среди китайских крестьян в сельской местности во время Культурной революции. Среди этих так называемых сосланных молодых людей был и Си. По его собственным словам, он впервые прочитал эту книгу ещё подростком, когда жил в пещере в сельской провинции Шэньси. Си Цзиньпин был впечатлён аскетичным образом жизни Рахметова и посчитал его методы подходящими для закалки воли. Си говорил, что он следовал примеру Рахметова в своей жизни: спал без матраса, принимал холодный душ, а также занимался спортом под открытым небом в любых погодных условиях, включая дождь и снег.
Г-н Си Цзиньпин призвал именно к этому идеалу жертвенности и силы духа на саммите БРИКС, заявив другим лидерам, что «непоколебимая решимость и пылкая борьба Рахметова воплощают в себе именно ту силу духа, которая нам нужна сегодня». Чем сильнее штормы нашего времени, тем твёрже должны мы стоять на передовой линии, демонстрируя несгибаемую решимость и новаторскую смелость».
Примечательно, что для западного потребления Китай преуменьшил радикальность программы Си, вычеркнув ссылку на Рахметова из официальных английских стенограмм выступлений китайского лидера. [...]
Путин остаётся важным партнером Си. Российские государственные СМИ в нынешнем году сообщили, что Путин собирался в июне подарить китайскому лидеру на день рождения один из экземпляров книги Чернышевского; Путин организовал саммит БРИКС именно в Татарстане, где располагалось родовое поместье Рахметова. В октябре эти двое государственных мужей встретились в казанском Кремле, находящимся в конце той улицы, которая прежде называлось улицей Чернышевского. [...]
Именно Си принимает на себя мантию Рахметова - этого «особенного человека», движущей силы истории, - и верит, что его железная воля и дальновидное руководство избавят мир от той турбулентности, которую создали США».
Роман «Что делать?» в переводе на китайский язык
Авторы статьи:
Джон Гарно - соучредитель консалтинговой компании Garnaut Global, специализирующейся на исследовании геополитических рисков;
Сэм Чэтуин Джордж - директор отдела по исследованию Китая, компания Garnaut Global.
Источник (на английском языке):
https://www.nytimes.com/2024/12/15/opinion/china-brics-xi-jinping-trump.html От себя добавлю пару слов... Я уже много раз писал, что Чернышевский написал не просто роман, а создал проект, чертёж под названием «Рахметов» как своего рода идеальный инструмент изменения мира. И в XIX веке «мантию Рахметова» принял на себя В.И. Ульянов-Ленин, который переложил литературный проект «Что делать?» Чернышевского в свой, уже публицистический проект под тем же названием. Который и стал основой будущей РКП(б), основавшей СССР и весь «мир под красным знаменем». Мир этот никуда не пропал, он изменился, но при этом он изменил до неузнаваемости и весь остальной мир. Очень хорошо, что первоистоки его не забыты и, хочется верить, ещё послужат человечеству для движения вперёд.