День в истории. Вернейший барометр партии, или Самоликвидация комсомола

Sep 27, 2024 19:20



1991 год, 23 августа. У здания Центрального Комитета КПСС в день её запрета. На фоне таких событий в сентябре 1991-го собрался съезд комсомола

27-28 сентября 1991 года, уже после отстранения от власти и запрета КПСС, собрался последний в истории, «XXII чрезвычайный съезд ВЛКСМ». Советского комсомола, организации под пышным и громким названием - «Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз молодёжи». На дворе происходило то, что во все советские годы, без сомнения, назвали бы контрреволюцией, празднующей свой триумф. Компартия была запрещена, её обкомы опечатывались, а созданное и построенное ею Советское государство стояло на грани гибели, жить ему оставалось меньше 100 дней. Спрашивается, что мог и должен был при таких условиях делать и обговаривать молодёжный отряд партии - «коммунистический союз молодёжи», да ещё «ленинский» - в подобный момент? Наивный человек предположит, что, наверное, обсуждать условия перехода в подполье, продолжение борьбы за социализм и советскую власть в новых нелёгких условиях... О, нет. Если бы!

Съезд обсуждал один-единственный вопрос - «О судьбе ВЛКСМ» - и 28 сентября принял решение о самороспуске. В своём докладе последний глава советского комсомола Владимир Зюкин заявил: «Старая система разрушена и вместе с ней из политического бытия должна уйти и организация, которая была элементом системы. Существование комсомола даже в новых одеждах объективно невозможно».
Бурное обсуждение на съезде вызвал только один-единственный момент - тут делегаты проснулись и оживились - судьба имущества организации...
Но этот исторический факт даёт неплохое понимание того, что же такое контрреволюция. Это такая глубокая яма, в которой полностью теряется не только всякая способность сопротивляться и выкарабкиваться из неё, но даже и сама ориентация, понимание того, что, собственно, происходит.

Могут спросить: и как же комсомольцы дошли до жизни такой? Начать придётся немного издалека... В 1923 году переходивший в левую оппозицию Лев Троцкий назвал рабочую молодёжь «вернейшим барометром нашей партии». Он написал, что она «резче всего реагирует на партийный бюрократизм». «Совершенно недостаточно, - рассуждал он в знаменитой статье «Новый курс» в «Правде» от 23 декабря 1923 года, - чтобы молодёжь повторяла наши формулы. Нужно, чтобы молодёжь брала революционные формулы с боем, претворяла их в плоть и кровь, вырабатывала себе собственное мнение, собственное лицо, и была бы способна бороться за собственное мнение с тем мужеством, которое даётся искренней убеждённостью и независимостью характера. Пассивное послушание, механическое равнение по начальству, безличность, прислужничество, карьеризм - из партии вон!»

Фраза насчёт «барометра» тогда вызвала настоящий скандал. Её восприняли как призыв к незрелой молодёжи развернуть борьбу со старшим поколением революционеров, «старой ленинской гвардией». Советская печать 1924 года пародировала эти слова Троцкого так:
Низ важнее аппарата,
Старики же - бюрократы.
Стариков пусть бросит в дрожь
Наш барометр - молодёжь!
Зло от старых коммунистов.
Комсомолец, будь неистов.
Комсомолец, бей отца!
Ламца дрица-ха-цаца.

Эта цитата Троцкого вошла даже в сталинский «Краткий курс истории ВКП(б)» (1938), настолько враждебно она была в тот момент воспринята. Там говорилось: «Чтобы завоевать учащуюся молодёжь, Троцкий льстил ей, называя её «вернейшим барометром партии», и в то же время заявлял о перерождении старой ленинской гвардии».
Но в общем-то фраза Троцкого, хоть она и всерьёз рассорила его со старыми большевиками, была по своей сути верна. В 1930-е годы Троцкий писал: «Всякая революционная партия прежде всего находит опору в молодом поколении восходящего класса. Политическое одряхление выражается в утрате способности привлекать под своё знамя молодёжь».
В 1960-е годы Мао сделал то, что не удалось Троцкому (или он сильно с этим запоздал) - вывел на улицы китайскую учащуюся и рабочую молодёжь, которая, по одной версии, ввергла страну в хаос, а по другой - предотвратила в КНР такое торжество контрреволюции, которое случилось в СССР...

А комсомол в СССР действительно оказался вернейшим барометром партии, причём до самого конца. В партии к началу 1990-х ещё оставались идейные, искренние люди - а в комсомоле их уже не было, он, как точный барометр, предвещал ей скорое крушение...

Все процессы, приведшие комсомол к такому печальному финалу, начались гораздо раньше. Они отражены, между прочим, ещё на советских карикатурах доперестроечных лет - 1970-х, 1960-х и даже 1950-х годов.



Юрий Черепанов (1922-2016). «- Где же твой комсомольский значок? - А он не подходит к этому платью». 1960-е



Сергей Кузьмин (1916-?). «- Дедуся, передай своей внучке билет и поздравь её со вступлением в комсомол, да только поторжественнее...»



Виктор Коновалов (1909-1995). 1954 год. «Атеист».
«- Ты что, касатик, лба не перекрестишь?..
- Неудобно, бабушка! Я же комсомолец...»



Константин Елисеев (1890-1968). 1964 год. «- Комсомольскую свадьбу мы сыграли по-божески!»



Владимир Добровольский (1920-1991). 1978 год. «- Чувствую, будет нам выговор по комсомольской линии...»



Сергей Кузьмин. «- Ишь, какой горластый, весь в тебя. Наверное, тоже комсомольским вожаком будет!»



Виктор Коновалов. «- Что так долго служба тянется? Мы на комсомольское собрание опаздываем!..»

На этой карикатуре интересно то, что оба венчающихся стоят в храме со сверкающими комсомольскими значками...



Рисунок Виталия Горяева (1910-1982). «- Нехорошо опаздывать на службу, а ещё комсомолка!»



Рисунок Евгения Шукаева (1932-1988). «- А где же молодые? - Как где? Венчаются!»

Ну, и как завершающий аккорд... - карикатура из «Крокодила» последних лет существования ВЛКСМ.



«- Я хочу выйти из комсомола!
- Не вижу причины».

Рисунок хорошо отражает степень гнилости этой организации в то время... Но неизвестно, что ещё хуже - унылый комсомольский чинуша, который на рисунке «не видит причины» для выхода из комсомола юного нацика с фашистским флагом - или такой же чинуша, который бодро занимается под крышей комсомола бизнесом под маркой «НТТМ» («научно-техническое творчество молодёжи»)...
Кстати... Тогда я плохо понимал, что такое «НТТМ» и почему оно так назойливо рекламируется. Помню, году в 1988-м внимательно изучил страницу «Комсомольской правды», целиком посвящённую НТТМ, и подивился её крайней бессодержательности, и при этом какому-то нелепому ура-победоносному тону.



Статуэтка «Мальчик-пионер на мопеде с надписью на руле - «НТТМ». Украина, Коростень. 1980-1990-е

А годом позже, идя по Москве, где-то в районе Новослободской, наткнулся на улице на мощнейшую стальную дверь в доме, наглухо запертую, на которой красовалась вывеска «Центр НТТМ». Пожалуй, дверь могла посоревноваться в прочности с железными воротами Бутырской тюрьмы, располагавшейся напротив! Тогда стальные двери были редкостью, это чуть позже, с окончательным возвратом благословенного буржуазного строя, все столбы на улицах запестрели рекламными объявлениями «Железные двери! Железные двери!». Люди, приняв главнейший буржуйский закон «Homo homini lupus est», учились друг от друга обороняться. Но в 1989 году такие бронированные дверные заслоны были ещё внове. И я опять подивился, зачем «научно-техническому творчеству молодёжи», которое ассоциировалось с весёлыми и открытыми молодыми людьми, типа изобретателя Шурика из «Ивана Васильевича...», ограждать себя такой непробиваемой стальной бронёй...



Выражение «научно-техническое творчество молодёжи» ассоциировалось до перестройки с весёлыми и открытыми молодыми людьми, типа изобретателя Шурика из «Ивана Васильевича...»



В действительности же за ним таилось вот это. Михаил Ходорковский, богатейший человек России Святых девяностых, начинавший сколачивать свои капиталы в системе НТТМ

История, Даты, антикоммунизм, клерикализм, Перестройка, Реставрация, Троцкий

Previous post Next post
Up
[]