23 мая 1945 года советская газета «Красная звезда» опубликовала вот такое занятное поздравление, поступившее в Москву в дни Победы:
К этой публикации прилагался вежливый, но предельно холодный и сухой ответ Сталина, где он благодарил за поздравления. Все другие аналогичные поздравители удостоились более длинных и тёплых ответов.
А это небольшая коллекция советских карикатур на финского маршала-барона.
Рисунки Кукрыниксов:
Кукрыниксы. Двуликий Янус Маннергейм. 1941
Кукрыниксы. Мясники. Маннергейм, Рюти и Таннер. 1940
Кукрыниксы. 1940
Кукрыниксы. «Баронет Ситрин барону Маннергейму: - Примите этот подарок для вашего народа из наших рабочих рук». 1940
Кукрыниксы. Маннергейм. 1943
Кукрыниксы. «Фашистская псарня». 1941
Стихи Самуила Маршака:
Гитлер вымолвил в Берлине:
«Муссолини, куш!»
- Ляжет на пол Муссолини,
Толст и неуклюж.
Если фюрер скажет резко:
«Мой Трезор, ату!»
- Вихрем мчится Антонеску
С плёткою во рту.
Если Гитлер палку бросит,
Говоря: «Аппорт!»
- Маннергейм её приносит,
Радостен и горд.
У стола сидят собачки,
Образуя круг.
Ждут какой-нибудь подачки
Из хозяйских рук.
Но обещанные кости
Ест хозяин сам.
Только плети, только трости
Остаются псам.
А это творчество Бориса Ефимова:
Борис Ефимов (1900-2008). «Дружеские узы. Соузники, то бишь союзники Гитлера». 1941. Слева направо изображены в виде собачек: Виши (нарисован маршал Петен), дуче Муссолини, Антонеску, Хорти, Маннергейм
Борис Ефимов. «Современные псы-рыцари («Вся Европа за Гитлером»). Фюрер: - А ну, сделать весёлые лица! Ж-жива! 1942. Из книги «Гитлер и его свора»
Это - «поздравление» к юбилею маршала:
Борис Ефимов. Рисунок к 75-летию Маннергейма. 1942
Борис Ефимов. «Неуклюжий камуфляж. Финские бандиты под «прикрытием». 1943
Борис Ефимов. «Финский оборотень. Нехитрая, но подлая двойная бухгалтерия». 1943
Борис Ефимов. «Бодрое настроение. У маршала Маннергейма очень хорошее самочувствие, если не считать некоторой ломоты в перешейке и колотья в боках...» 1944
Борис Ефимов. «На Карельском перешейке». 1944
Рисунки других известных художников:
Константин Ротов (1902-1959). «Прогнать этих палачей подальше от Финляндии! Свалить всю обанкротившуюся правительственную шайку! (Из декларации Народного Правительства Финляндии)». 1939. Здесь барон изображён в виде летучей мыши
Художник Пётр Магнушевский (1899-1971). Текст Александра Флита (1891-1954):
Из всех отъявленных холопов,
Из всех немецких псиных свор
Фашистских холуёв Европы
Финн - самый жадный пёс и вор!
Гремит орудий наших сила,
Грохочут громом небеса.
Один конец, одна могила
Ждут и «хозяина», и пса!
Соломон Боим (1899-1978). «Добьём финского шакала в его логове!». Ленинград. 1944
Владимир Гальба (1908-1984, рисунок и стихи). Маннергейм. Ленинград. Почтовая открытка из серии «Цепные фашистские собаки». 1943
Уральского хребта его волнуют дали,
Но собственный хребет ему погнули и сломали.
Лев Коростышевский (1909-1973). Маннергейма знобит. 1940-е
Иван Сивохин (1920-1991). «Маннергейм: «Я крест несу, а ты не встаёшь!..» (Маннергейм обращается к корове с надписью Suomi на боку)
Василий Власов (1905-1979). Червовый король. Игральная карта. Карикатура на Маннергейма. 1941
Юлий Ганф (1898-1973). «Год коренного перелома в ходе войны». 1943
Художник Борис Пророков (1911-1972), поэт Михаил Дудин (1916-1993). Листовка с письмом к барону фон Маннергейму от гарнизона советского Ханко. 10.10.1941
Листовка Маннергейму от имени гарнизона Ханко имела любопытную предысторию. Накануне маршал выступил с ультиматумом к ханковцам, причём своё обращение начал в льстивом тоне: «Доблестные, героические защитники Ханко!» Художник Борис Пророков (он известен как автор карикатуры на стиляг 50-х годов «Папина "Победа"», но создал и немало других ярких произведений) вспоминал: «Дальше следовал пышный букет льстивых комплиментов. Барон говорил об истощении наших ресурсов. Он уверял, что героизм ханковцев напрасен, и вместо голодной смерти предлагал нам почетный плен. Дальше следовали обычные обольстительные обещания. Кончалось обращение ультиматумом, на размышления давалось два дня. Если почетное предложение маршала не будет принято, говорилось в листовке, гарнизон полуострова будет уничтожен. Два дня со стороны противника не было ни одного выстрела».
Вот тогда и решено было распространить подобную листовку с обращением в стиле письма запорожских казаков турецкому султану. Борис Пророков: «Мы с Михаилом Дудиным написали текст листовки, командование базы одобрило его. На другой день наши бойцы вместе с газетой получили листовку «Ответ барону Маннергейму». Когда она издавалась, о Маннергейме думали меньше всего. Его агитировать было, конечно же, бесполезно. Листовка делалась для наших людей. И, надо сказать, своей неожиданностью, дерзостью она отвлекла внимание от самого обращения Маннергейма. Бойцы переписывали и перерисовывали листовку множество раз, размножали ее через копирку и различными способами перебрасывали к противнику. На сухопутной границе красноармейцы делали из можжевельника луки и, обмотав стрелы листовками, пускали их в финские траншеи. На финском языке листовка не печаталась, но читалась по радио. Впрочем, к Маннергейму она все же попала».
Начиналась обращение так: «Его высочеству прихвостню хвоста её светлости кобылы императора Николая, сиятельному палачу финского народа, светлейшей обер-шлюхе берлинского двора, кавалеру бриллиантового, железного и соснового креста барону фон Маннергейму. Тебе шлём мы ответное слово!»
Фрагмент предыдущей листовки. Маннергейм и Николай II
Из листовки: «Всю тёмную холуйскую жизнь ты драил господские зады, не щадя языка своего. Ещё под августейшими ягодицами Николая кровавого ты принял боевое крещение. Но мы - народ не из нежных, и этим нас не возьмёшь. Зря язык утруждал. Ну, хоть потешил нас, и на этом спасибо тебе, шут гороховый».
Защитники Ханко пишут письмо маршалу Маннергейму. 1941
Фрагмент предыдущей листовки. Маннергейм и Гитлер
А это листовки на финском языке, обращённые к солдатам финской армии:
Листовка на финском языке. «Солдаты финской армии! Слуга русского царя Николая Кровавого, лакей английских банкиров, вешатель крестьян, убийца финских рабочих палач Маннергейм». 1939-1941
Листовка на финском языке. «Маннергейм - палач финского народа». 1940
Ещё карикатуры:
«Гадалка (Маннергейму): - Линия, родимый, прерывается!.. Видно, недолго жить осталось».
Плакат. Слуга двух господ (Франции и Британии). 1939-1941
«За собачью верность. Крест от собачьего рыцарства»
Плакат в Выборге. 1941
1944. Контрпропаганда в ещё занятом финской армией Выборге. Надпись: «Лижи, пока твоя шкура цела, волосатую задницу «фюрера»
Такие дела...