Жил-был художник один... Владимир Фёдорович Кадулин (1884-1957). 22 января - день его памяти. Известность стал приобретать в начале ХХ века, в основном благодаря нарисованным им сериям сатирических открыток. Это было время, когда в России большой популярностью пользовались революционные сатирические открытки, с обличениями знатных и могущественных, вплоть до самого государя императора. Но г-н Кадулин тренировал своё остроумие в основном не на сильных и могущественных, а наоборот - на самых безответных и безобидных. Таковы его знаменитые серии открыток - «Типы студентов» и «Типы курсисток». Студентов он высмеивает, скажем, за их национальность:
Или:
Или так:
Политику он тоже иногда затрагивает, но смеётся в основном над теми, от кого нельзя получить сдачи:
Или:
Ну вот откуда он мог знать, скажите на милость, что эта самая партия, РСДРП(б), окажется через несколько лет правящей? Ему такое и в страшном сне не могло присниться.
Или вот - студенты стоят в очереди в ломбард. Весело же! Обхохочешься над убогими нищебродами, верно? Не над богатыми и сильными же смеяться, это может автору и боком выйти.
Другая серия открыток Кадулина - пьяные, где сатирически изображены пропойцы всех сортов и видов.
В общем, смех на открытках Кадулина - это такой смех, который всемерно поддерживает существующий порядок и укрепляет его.
Однако в 1914 году сам этот порядок зачем-то стал погружать себя в мировую преисподнюю. Что ж, Кадулин, как полагается честному художнику-патриоту, до последнего славил процесс погружения привычного для него мира в ад.
Военные открытки автора:
И вот, после трёх лет купания на дне всемирного пекла в России, не пойми откуда, грянула революция. Неужели кому-то не нравилось происходящее? Невероятно... Но эта революция разрушила остатки маленького уютного мирка художника и выкинула его самого в эмиграцию. Вот там-то в нём и пробудился, по-моему, настоящий политический талант, и он стал с неподдельным жаром и кипящей ненавистью изображать своих врагов - революционеров всех сортов.
Вот, например, агитатор (1917), с таких-то всё зло и есть пошло!
«Кандидат на судебные должности» (1917), как язвительно назван освобождённый революцией каторжник:
Красногвардеец (1917), разрушитель благословенного буржуазного порядка:
Военный комиссар (1918):
Сестра милосердия (1918):
На смену Красной гвардии приходит регулярная Красная Армия, но от этого не легче. Регулярный красноармеец (1918-1919):
Командующий флотом (1918):
Комендант станции (1919):
Председатель революционного трибунала (1918):
И благословляющий всё это живоцерковник (1921):
А это небольшие сценки из революционной жизни (нарисовано в 1924-м). Мы уже видели сестру милосердия, а это она скачет куда-то верхом:
Красная медсестра
Мы видели председателя ревтрибунала, а это целый трибунал во всей красе, который судит какого-то мальчонку-кадетика:
Его участи не позавидуешь! Нетрудно представить, какой приговор его ждёт.
Красногвардейцы, хохоча, снимают обувь с то ли расстрелянного ими, то ли замёрзшего:
Именем революционной законности вершится обыск:
Такие дела...