День в истории. «Бессмысленные мечтания»

Jan 17, 2024 09:02



Николай II (1868-1918)

17 (30) января 1895 года молодой государь император Николай II произнёс в Зимнем дворце речь, в которой была ставшая знаменитой фраза про «бессмысленные мечтания». Он принимал депутацию дворянства, деятелей земств и городов. Интерес к этому событию был огромным: что скажет общественности молодой государь? К каждому жесту нового царя присматривались с напряжённым интересом. Текст своей речи он положил в барашковую шапку, которую держал на коленях. Позднее ехидно рассказывали, что время от времени он опускал к ней глаза, «как ученик, плохо выучивший урок». Николай II действительно боялся сбиться и волновался, хотя внешне старался этого не показать. И он заявил: «Мне известно, что в последнее время слышались в некоторых земских собраниях голоса людей, увлёкшихся бессмысленными мечтаниями об участии представителей земства в делах внутреннего управления. Пусть же все знают, что я, посвящая все силы благу народному, буду охранять начало самодержавия так же твёрдо и неуклонно, как охранял его мой незабвенный покойный родитель». Преодолевая стеснение, Николай произнёс последнюю фразу очень громко, почти выкрикнул.
Слова императора о «бессмысленных мечтаниях» произвели громадное впечатление. Вся эта сцена надолго оказалась в центре внимания общественности, постепенно обрастая различными живописными подробностями. Рассказывали, что один из пожилых членов дворянской депутации от неожиданности выронил из рук большое золотое блюдо с хлебом-солью, которое с грохотом упало на пол. Царь попытался поднять блюдо, чем только усилил общее замешательство. Государыня, ещё плохо знавшая русский язык, встревожилась и по-французски спросила у фрейлины: «Что случилось? Почему он кричит?». Та тоже по-французски отвечала: «Он объясняет им, что они идиоты...»
Ещё рассказывали, что слов «бессмысленные мечтания» в первоначальном тексте речи не было, там говорилось про «несбыточные» (а по другой версии, «беспочвенные») мечтания. Но от волнения молодой император перепутал слова.
Это событие надолго, если не навсегда, предопределило отношение интеллигенции к Николаю II. И он вполне отвечал ей «взаимностью». Премьер Cергей Витте вспоминал, что ему не раз приходилось говорить в докладах по разным поводам: «Таково общественное мнение». На это Николай иногда в сердцах отвечал: «А мне какое дело до общественного мнения». «Государь совершенно справедливо считал, - разъяснял С. Витте, - что общественное мнение - это есть мнение «интеллигентов», а что касается его мнения об интеллигентах, то раз за столом кто-то произнёс слово «интеллигент», на что государь заметил: «Как мне противно это слово», - добавив, вероятно саркастически, что следует приказать Академии наук вычеркнуть это слово из русского словаря».
Историк и публицист Александр Кизеветтер (1866-1933), позднее один из лидеров партии кадетов, писал:
«Личность молодого нового императора, Николая II, была тогда совсем незнакома русскому обществу, и для всех составляло загадку, какое направление будет дано правительственной политике в новое царствование. Перемена царствования тотчас возбудила надежды на просветление политического горизонта; ведь мы вообще охотно верим в то, чего нам хочется. Ловили малейшие признаки для предположительного обоснования своих надежд. Так, женитьба Николая II на принцессе Гессенской, почти совпавшая с его воцарением, учитывалась как обстоятельство, дающее основание ожидать, что новое царствование будет либерально-прогрессивным, а опирались эти оптимистические предсказания всего лишь на то, что Александра Фёдоровна слушала в Германии университетские курсы и имела степень доктора...
Победоносцев решил во второй раз «спасти самодержавие» от подкопов... По замыслу Победоносцева, эта речь должна была сыграть точно ту же роль, какую некогда сыграл им же составленный манифест 29 апреля 1881 года, то есть сразу и бесповоротно пресечь всякие поползновения к изменению наличного государственного строя и положить конец брожению умов. Победоносцев не понял, что момент был теперь совсем иной. В апреле 1881 года общество было ошеломлено убийством Александра II и стремилось успокоиться от бурных событий предшествующих лет, а революционное подполье было совершенно истощено и обессилено. Манифест 29 апреля 1881 года только приложил, как бы сказать, последний штрих к уже обозначившемуся перелому в общественных настроениях. Теперь, в январе 1895 года, положение было совсем иное. Волна общественного возбуждения не спадала, а, напротив того, воздымалась и росла... Вот почему царская речь 17 января 1895 года вызвала в широких общественных кругах чрезвычайное раздражение. Немедленно появилась и пошла по рукам прокламация, составленная в форме обращения к Николаю II. Она начиналась словами: «Вы сказали ваше слово; вчера мы ещё совсем не знали вас; сегодня всё стало ясно; вы бросили вызов русскому обществу, и теперь очередь за обществом; оно даст вам свой ответ».
Если после манифеста 29 апреля 1881 года все притихли и рассеялись по своим углам, то теперь произошло нечто прямо противоположное. Правда, не было никаких манифестаций и демонстраций, - такие проявления общественного возбуждения были ещё делом будущего, - но во всех домах, где только собиралась значительная компания, ни о чём ином не было речи, как лишь о словах государя, и в тех запальчивых комментариях, которые при этом им давались, вы не могли не почувствовать, что день 17 января составил роковую историческую дату».

Тогда же, в 1895 году, по рукам стали ходить списки сатирических стихов, в которых излагалась история царской речи 17 января. Отрывок:
...И нахмурив очи строгие,
Чтоб скорее зло пресечь,
Корифеям демагогии
Царь сказал такую речь:
За благие пожелания
Всех я вас благодарю,
Но бессмысленны мечтания
Власть урезать мне, царю!
Вы о вольностях всё грезите,
Как Дантон или Марат,
И с суконным рылом лезете,
Сан факонс, в зеркальный ряд.
Ах, калики перехожие,
Провинцьялы, дикари,
Панамисты толстокожие,
Санкюлоты из Твери!
Или вы воображаете
(В самом деле, - как умно!),
Что собою представляете
Вы парламента зерно?
Далеко зерну до колоса!
Не пришла ещё пора!
Дам пока вам право голоса
Лишь для возгласа «ура».



Лауриц Регнер Туксен (1853-1927). Коронация (священное коронование) императора Николая II Александровича и императрицы Александры Феодоровны. 1898



Коронация Николая II, Красное крыльцо. Коронационный сборник 14 мая 1896 года



Коронация Николая II, Петровский дворец. Коронационный сборник 14 мая 1896 года

А это вдохновитель и фактический автор речи 17 января обер-прокурор Синода Константин Победоносцев:



Константин Победоносцев (1827-1907)



Кукрыниксы. Карикатура на К.П. Победоносцева. 1955



Кукрыниксы. Николай II. 1955

История, Портреты контрреволюционеров, Романовы, Даты, Россия

Previous post Next post
Up