Как срубали голову гидре революции, или Автор первого отечественного перформанса

Oct 19, 2021 09:34

19 (7) октября появился на свет один из колоритнейших деятелей русского черносотенства - Сергей Труфанов, в монашестве Илиодор (1880-1952). Он прославился как друг, а потом враг Григория Распутина, автор разоблачительной книги о своём бывшем приятеле «Святой чёрт». Но ещё больше он прославился как автор того, что в наше время назвали бы перформансами. На фотографии - один из его самых знаменитых перформансов - срубание головы «гидре революции», с её последующим сожжением.



«Гидра революции» была сооружена и сожжена, как считается, между 9 и 27 июля 1911 года

Текст печатного комментария к фотографии:
«Нам удалось достать «гидру революции», сооружённую иждивением иеромонаха Илиодора и снятую перед тем, как она была торжественно сожжена на площади города Царицына в присутствии почитателей Илиодора. Когда впервые в газетах появились известия об этом средневековом курьёзе, изобретённом иеромонахом, Илиодор публично заявил, что сообщение о «гидре» и о сожжении её - наглый вымысел левых газетчиков - его врагов. Фотография - это документ. Впрочем, существование и ауто-дафэ илиодоровской «гидры» нашло себе подтверждение и в специальном расследовании, произведённом по поручению министерства внутренних дел. Утверждают, что эта история и была первым толчком в длинной эпопее падения бывшего в то время в большом фаворе иеромонаха Илиодора».

Ещё Илиодор ставил перед своими прихожанами портрет графа Льва Николаевича Толстого, которого называл «великим духовным разбойником» и «яснополянским бесом», и призывал их плевать в него - это был другой его не менее знаменитый перформанс.



Григорий Распутин, епископ Гермоген и монах Илиодор. Фото Карла Буллы

Потом, рассорившись с властями и будучи лишён духовного звания, Илиодор заявил, что отныне уважает графа Толстого. Либеральный журнал «Сатирикон» сообщал об этом в 1913 году не без иронии: «Илиодор основывает новую религию на основе поклонения разуму, природе, братской любви без различия национальностей. Последователи должны жить коммуной, брак свободный, праздники будут установлены в честь Христа, Будды, Конфуция, Магомета и Л.Н. Толстого».



Заметка из журнала «Сатирикон» о новом вероучении Илиодора. 1913

Художник Ре-Ми (Николай Ремизов, 1887-1975) в том же журнале отозвался на это событие карикатурой:



Рисунок Ре-Ми. 1913 год. «Мнение заинтересованного лица. «Бывший монах Илиодор собирается проповедовать учение Толстого, но пропущенное сквозь призму его, Илиодора, миросозерцания». (Из газет).
Из двух зол... Тень Толстого: - Знаешь, что, братец? Ты уж лучше плюй на мой портрет, как раньше плевал, а?»

После того, как та самая «гидра революции» победила, Илиодор пытался подстроиться к новым временам и проповедовать в Царицыне, провозглашал себя «красным папой». В 1921 году он писал главе Совнаркома В.И. Ленину:
«Глубокоуважаемый товарищ - брат Владимир Ильич! С тех пор как я вышел из рядов попов-мракобесов, я в течение девяти лет мечтал о церковной революции. В нынешнем году (на Пасху) церковная революция началась в Царицыне. Народ, осуществляя свои державные права, избрал и поставил меня патриархом «Живой Христовой Церкви» (ЖХЦ)... Церковная революция имеет целью разрушить поповское царство, отнять у народных масс искажённое христианство и утвердить их религиозное сознание на основах истинного христианства или религии человечности. А все эти достижения церковной революции должны привести к одному: к примирению масс с коммунистическим устройством жизни... Как вы, Владимир Ильич, смотрите на это? Признаёте ли Вы какое-либо значение за церковной революцией в деле достижения русским народом идеалов социалистической революции? Если Вы интересуетесь затронутым вопросом, то не нужно ли будет приехать мне к Вам в Москву и лично побеседовать с Вами об этом, по моему мнению, весьма важном деле?».
Но встреча не состоялась. А в 1922 году, после новых скандальных историй, Илиодор довольно закономерно оказался в эмиграции.
Советская печать ещё какое-то время следила за заграничными похождениями скандально известного экс-духовного лица.



Рисунок Константина Ротова (1902-1959). 1924 год. «Карьера «наших» за границей.
Отец Иллиодор.
Сейчас он - кино-актёр.
Для отца Иллиодора - всё равно,
Что - бог, что - кино!»

Ну, а различные перформансы (хотя слова этого по-прежнему не было), одним из зачинателей которых в ХХ веке стал эпатажный иеромонах, приобрели в Советской России немалый размах и популярность. Только по большей части они носили уже антирелигиозный и антимонархический характер, что Илиодора, наверное, огорчило бы. Хотя - как знать?

Вот, например, одна из таких художественных акций:



Трамвай-гроб на Красной площади (1928). С 1909 по 1930 год по московской Красной площади ходил трамвай. А в 1928 году здесь проехал агитационный трамвай - гроб русского капитализма. В нём лежал огромный карикатурный труп буржуя.

История, Портреты контрреволюционеров, Даты, Распутин, Россия

Previous post Next post
Up