100 лет без Кропоткина. "Товарищ князь"

Feb 08, 2021 23:50



100 лет назад, 8 февраля 1921 года, ушёл из жизни идейный вождь русского анархизма. «Товарищем Петром Алексеевичем Кропоткиным» называла его, сообщая о смерти, главная советская газета «Правда». Князем, то есть «принцем» по-иностранному, он был по рождению. Не единственный в истории принц-революционер, в ХХ веке один такой принц-марксист по имени Суфанувонг даже стал президентом социалистического Лаоса... Соратники шутили, что Кропоткин имел больше прав на русский престол, чем Николай II, поскольку принадлежал к Рюриковичам, в отличие от главы династии Романовых... О кончине Петра Алексеевича пост в этом блоге уже был, я даже публиковал здесь очерк своего родственника-анархиста Александра Атабекяна, на чьих руках умер Кропоткин.
А в этот раз по случаю годовщины просто приведу подборку сатирических рисунков, которыми русская либеральная печать в 1917 году комментировала деятельность Кропоткина. На всякий случай замечу, что ничего непочтительного, с точки зрения революционной традиции, в этом нет: достаточно сказать, что в СССР подборки карикатур на Ленина печатались в траурных номерах по случаю смерти Владимира Ильича.
Прибытия Кропоткина из эмиграции в Россию некоторые законопослушные обыватели ждали с ужасом: великий и ужасный вождь мировой анархии едет в Россию!
Характерная заметка Арк. Б[ухова] в июне 1917 года:



«Бухгалтер после сокрушённого смакования вечерней газеты, с укором в голосе, обращается к жене:
- Вот, ты на дачу хочешь ехать, квартиру оставляешь пустой, а в газетах пишут, что через три дня известный анархист Кропоткин приезжает».

И вот 30 мая 1917 года он приехал на Финляндский вокзал... Первые же заявления резко успокоили и привели в восторг буржуазную публику. Адвокат Николай Карабчевский воспоминал одно из первых выступлений Петра Алексеевича на родине: «Добродушно-старческая, милая речь его, заключавшаяся в восхвалении дружного энтузиазма наших союзников, и в особенности англичан, порадовала многих, так как иные не представляли себе ранее „анархиста“ иначе, как в образе зверином».



Рисунок В. Лебедева. «Так было - так будет.
Перед приездом Кропоткина.
- Граждане! Спасайся, кто может! Главный анархист едет!
Приехал.
- Дети! Осыпайте его цветами! Да, он патриот и против сепаратного мира!»

И, наоборот, столь же резко разочаровали рабочих:



«Выступил.
- Товарищи! Кто говорит о захвате всего, об аресте всего, о конфискации всего, тот...
Что скоро будет.
- Долой буржуя Кропоткина! Долой наймита англо-японской буржуазии! Поворачивай обратно оглобли, старик!.. Долой его!»

После этого Петру Алексеевичу в буржуазной печати стали «ставить на вид», что его последователи-уличные анархисты - увы, далеко не столь благовоспитанны, культурны и безвредны для буржуазии, как он сам.





Рисунок В. Лебедева. «Новый Сатирикон», июль 1917. «Анархист на работе. - Кто там внизу? Ба, Кропоткин - тоже анархист... Лови, старик, узел, помогай... Свой работает!».

И ещё одна популярная тема: противопоставление «добропорядочного революционера» Кропоткина «неприличным» - таким, как Ленин и большевики.
Типичный рисунок на эту тему - эсерка Екатерина Брешко-Брешковская (имевшая прозвище «бабушка русской революции») говорит Кропоткину, глядя на младенца-Ленина: «Таких ли внуков мы ожидали?».





Обложка «Нового Сатирикона» за июль 1917 года. «Семья не без урода. Дедушка русской революции, бабушка её и внук, - тоже её.
Кропоткин: - А знаешь, старая, ведь внучёк у нас совсем другой марки...
Брешко-Брешковская: - Да-с. Германской марки. Ребёнок сполна оплаченный».



Рисунок Ре-ми. Сентябрь 1917. «Дорогу! Некто решительный (Бабушке, Кропоткину, Плеханову и Церетели): - Сторонись, голубчики. Нашего подрайонного Егора Фетюкова, истинного представителя демократии, на первое место пропустите».

История, Даты, личности, Россия, карикатура, революционеры

Previous post Next post
Up