Пленные красноармейцы.
В прошедшей не столь давно передаче "Поединок" на канале "Россия-1", посвящённой роли Владимира Ильича Ленина в истории России, оппонирующие стороны представляли писатель Александр Андреевич Проханов и глава партии ЛДПР Владимир Вольфович Жириновский. Последний выступал в типичной манере антисоветчика, вместо реальных исторических фактов, реальных высказываний исторических деятелей et cetera воспроизводя фантазии антисоветских пропагандистов всех времён, начиная от Гражданской войны и заканчивая нашими днями. Но как минимум в одном своём высказывании Жириновский превзошёл, наверное, всех: и агитаторов Деникина и Колчака, и Геббельса, и Солженицына, и Сванидзе.
Итак, в ответ на вопрос журналиста Константина Викторовича Сёмина Жириновский выдал: "из-за того, что был Октябрь 1917, в первую неделю Великой Отечественной Войны три миллиона советских солдат сдались в плен! ТРИ МИЛЛИОНА!!!"
Сказаны эти слова были в обычной манере Жириновского - с истерическим апломбом и яростным сотрясанием воздуха. И естественно, никакой реальной фактуры за ними не стоит. Я здесь даже не буду останавливаться на том простом факте, что в Рабоче-Крестьянской Красной Армии никаких "солдат" не было, были красноармейцы, они же бойцы. Сразу перейду к более важному аспекту.
Во-первых, пленение трёх миллионов красноармейцев в первую неделю войны не могло произойти просто технически. Почему? А это понятно из численности Вооружённых Сил СССР к началу войны. Они насчитывали 5435 тысяч человек: 4605 тысяч в сухопутных войсках, 476 тысяч в ВВС и 354 тысячи в ВМФ. Кроме того, ещё 75 тысяч человек (из них 10 тысяч гражданского персонала) насчитывали разные ведомства, состоявшие на довольствии в Наркомате обороны. Итого на вооружённые силы приходится чуть более 5,5 миллионов человек. Кроме того, ещё 380 тысяч человек служили в войсках НКВД. Таким образом, всего в силовых структурах, отвечающих за вооружённую оборону СССР, служило около 5,9 миллионов человек. Из этого числа в пяти военных округах на западе страны: Ленинградском, Прибалтийском Особом, Западном Особом, Киевском Особом и Одесском - находилось 2,9 миллиона человек в составе сухопутных войск и ВВС, 220 тысяч в ВМФ и около 150 тысяч в составе войск НКВД. Просуммировав, мы получаем почти 3,3 миллиона на весь запад страны. При этом эти войска не были сосредоточены компактной массой у границы, а в силу незавершённости развёртывания состояли из трёх не связанных эшелонов, разбросанных вглубь страны на 400 километров. Какой из этого следует вывод? А очень простой: чтобы захватить три миллиона пленных, германским войскам требовалось за неделю продвинуться вглубь советской территории до 400 километров, то есть выдерживать среднесуточный темп наступления где-то в 55-60 километров, и занять Карелию, Кольский полуостров, Ленинград, Прибалтику, практически всю Белоруссию и большую часть Украины. Повторюсь, всё это надо было сделать за неделю. И главное - три миллиона пленных в такой ситуации означали полную аннигиляцию советских войск, противостоящих Вермахту и бескровный захват германцами Москвы.
Во-вторых, даже германцы при всей неточности и завышенности их цифр относительно захваченных неприятельских военнопленных подобных бредней не заявляли. И согласно германским документам, число красноармейцев пленённых за 22-30 июня, то есть за 9 дней, составило 112874 человека. И даже если не делать поправку на то, что срок на два дня превышает неделю, мы увидим, что Жириновский беспардонно завысил указываемое германскими источниками число пленных красноармейцев чуть ли не в 27 раз!
Закончив с технологической критикой и приведением документальных цифр, я перейду к несколько иному аспекту высказывания Жириновского. А именно к формулировке. Что сказано Жириновским? А сказано им: "три миллиона <...> сдались в плен". Я специально подчёркиваю слово "сдались", потому что оно очень важно. Думаю, всем понятна смысловая разница между формулировками "попал в плен" и "сдался в плен". То есть по мнению Жириновского, пленённые германскими войсками красноармейцы сами чуть ли не с радостными возгласами сдавались в плен. Вряд ли надо объяснять, сколь тяжкое оскорбление Жириновский нанёс детям, внукам, правнукам и праправнукам сотен тысяч попавших в плен воинов - а ведь это миллионы людей, живущих сейчас на пост-советском пространстве. И вот этим абсолютно реальным, не выдуманным миллионам людей один мерзавец, пользуясь своей репутацией шута, плюнул в лицо.
И наконец, о словах Жириновского, согласно которым красноармейцы в плен попадали, оказывается, из-за Октябрьской Революции. Тут лишь скажу, что в Восточной-Прусской операции 17 августа - 15 сентября 1914 года германские войска, оборонявшие Восточную Пруссию, захватили в плен (по германским заявкам) около 150 тысяч пленных из состава русских 1-й, 2-й и 10-й армий. При этом в первой фазе операции русские войска вообще-то наступали, и даже в относительно успешных боях пленные составляли очень высокую долю от общих потерь - например, в сражении у Гумбинена общие потери русских войск (по неполным данным) составили около 19 тысяч, а число пленных, захваченных германцами (по германским заявкам), составило 9,5 тысяч человек, то есть около половины потерь. И стоит отметить, что в начале Восточно-Прусской операции германские войска не имели численного преимущества. А что получалось в Первую Мировую, когда противник этого преимущества добивался хотя бы на одном участке, видно по Горлицкому прорыву и разгрому русских войск в Галиции в мае 1915 года. Относительно этих событий бывший генерал Русской Армии Николай Николаевич Головин в своей работе "Военные усилия России в Мировой Войне" пишет: "Во время прорыва германских и австро-венгерских войск в Галиции с 1 по 25 мая (сражения у Тарнова, Санока, Перемышля, Жидачева, Львова) мы теряем пленными 653 офицерских и 211 533 нижних чинов". И это только один участок фронта! Так что, русские солдаты из состава разгромленной под Танненбергом в августе 1914 года 2-й армии генерала от кавалерии Александра Васильевича Самсонова или из разбитой в мае 1915 года у Горлице 3-й армии генерала от инфантерии Радко Дмитриевича Радко-Дмитриева тоже "сдались в плен из-за Октября 1917 года"?
А вообще, передача ярко показывает, что такое безвременье и регресс. Потому что только в период безвременья и регресса можно так плевать в историческую память народа и при этом оставаться в политике.
И в завершение процитирую человека, прошедшего через кошмар нацистского плена - Николая Ипполитовича Обрыньбу. Он вступил в московское ополчение и попал в германский плен в октябре 1941 года. В своей книге Обрыньба писал: "Наша колонна растягивается, люди идут, обнявшись, поддерживая обессилевших, пошатываясь, мимо проносятся на восток серые крытые и открытые машины, полные гогочущих при виде нас людей, целящихся в нас объективами фотоаппаратов, людей, зараженных коричневой чумой. Да, идет война, не только физическое уничтожение грозит нам, фашизм старается уничтожить наше достоинство, веру во все лучшее, прекрасное. Трудно будет выжить в этом аду, но во сто крат труднее остаться человеком". И когда я читаю строки про "гогочущих при виде нас людей", то почему-то думаю в первую очередь не о нацистских солдатах 1941 года, а о современных мерзавцах, устраивающих глум над одной из величайших трагедий в истории человечества.