(no subject)

Sep 25, 2018 07:17

В четверг я ехала два с половиной часа в твердой (кажется) электричке, но время просто перестало существовать, я даже расстроилась, что уже приехали и напрочь забыла съесть яблоко. Всю дорогу я читала книгу американского писателя Джона Кракауэра "Эверест: кому мстит гора". Про трагическую гибель коммерческих туристов и их гидов на высоте более 8 км.
В общем, во всех этих историях про людей и их борьбу и отношение к стихиям и природе есть два сюжета. Либо всё плохо и люди неимоверными усилиями в нечеловеческих условиях все это побеждают, либо люди настолько уверены, что все под контролем, настолько самонадеянны, что случается Титаник.
То восхождение на Эверест было настоящим Титаником. Два первоклассных гида, очень харизматичных и уверенных в себе человека набрали 2 группы туристов, которые в разной степени увлекались альпинизмом, многим было под и за 50 лет, все заплатили по 65 000 долларов (!) и когда на высоте случилась буря, оказалось, что спасательных шлюпок на всех не хватит.

Оба руководителя гибнут на горе - им не хватает времени, кислорода и они замерзают. Также погибли двое туристов, один гид и одному туристу ампутировали руки и нос в итоге.
Джон Кракауэр (он был коммерческим туристом в "Консультантах по приключениям") выжил, первым поднялся, спустился, в бурю не попал, описал все события. Он прекрасный писатель и книга у него получилась великолепная. Совершенно невозможно оторваться, пока читаешь, язык, слог, цитаты к каждой главе на высшем уровне. В его группе погибло 4 человека (и сильно обмороженный тоже из его группы), во второй - Горное безумие - только руководитель, Скотт Фишер.

Во второй группе старшим гидом работал русский альпинист Анатолий Букреев. Он самым первым поднялся на Эверест, не дожидаясь клиентов, спустился в лагерь, отдохнул и когда началась самая ж, в бурю, в страшный ветер (шум был такой, как будто рядом с тобой едет товарняк), в одиночку (потому что НИКТО, в том числе и Кракауэр не смогли заставить себя высунуть нос из палатки в такую непогоду на 8000+ метров) без кислорода (которого не хватало) по очереди дотащил трех клиентов своей группы в лагерь, сразу дал им кислород и не дал умереть. Там же всего в 400 метрах от палаток, чая и кислорода умирали еще двое клиентов другой группы, у Букреева не было сил, обессиленный он упал в палатке, думая, что смог донести до других информацию, что японку надо спасать (второго он не видел). За японкой никто не пошел и она умерла. Точнее там была еще одна душераздирающая история. Японка и патологоанатом из США Бек (который сделал себе подарок на 50 лет - поход на Эверест) были оставлена до утра (ночью, да, Букреев все это делал между трех часов ночи и четырех) за ними никто не пошел. Утром их нашли еле живыми и приняли решение оставить умирать, ибо их не спустить. Вернулись в лагерь и стали собираться. Тут в лагерь пришел Бек. Все были в шоке. После чего его положили одного в палатку. От этого уже был в шоке Букреев, сам он ушел спасать гида Скотта Фишера (также не найдя никого, кто бы пошел с ним) на высоту 8500- Скотт был мертв, снова непогода и лагерь Букреев нашел только по стонам Бека, потому что тот в одиночестве в палатке не мог застегнуть молнию на спальнике и поправить палатку (ветром ее потрепало). Бек еще несколько часов провел на большем холоде, чем мог. В итоге, его забрал вертолет на той высоте, куда смог подняться. И до этой высоты Бек смог частично спуститься самостоятельно. Это ему ампутировали пальцы рук, руку и нос. Очень живучим оказался.

Уверена, что если бы Букреев знал, что за японкой никто не пойдет (Бека он не увидел), он бы нашел в себе силы на еще один рывок, потому что потом он до конца жизни не мог себе это простить.

Но вернемся к Кракауэру. Он был очень недоволен поведением Букреева на всем маршруте - тот не развлекал туристов, как должен был гид, носил какую-то странную одежду, не пользовался кислородом на всем маршруте, не дождался туристов, а побежал в лагерь.
Прочитав сначала книгу Кракауэра я увидела его недовольство Букреевым, но мне показалось, что оно не такое уж сильное. И я сразу почувствовала разницу менталитетов. Ту самую, которая заставляет русских людей, несмотря на хорошую зарплату в Америке, уезжать оттуда. Кракауэр - это наш менталитет сегодня, к которому мы движемся, но Букреев тоже еще мне понятен (по генетической памяти, и знании, какими были советские люди...)

Кракауэр абсолютно уверен, что если он не гид, если он заплатил кучу денег, и не доставил особых хлопот гиду, то ты сделал больше, чем мог, и можешь быть страшно горд собой. Он всего лишь на спуске с горы забрал баллон с кислородом у гида, думая, что тот и так справится. А больше всё. И он очень горд.
Вот такой подход к жизни, он же сейчас во всю у нас продвигается тоже. Нам уже понятен этот индивидуализм. И очевидно, что в подобной ситуации мы скорее бы поступили, как Кракауэр, чем как Букреев.

Скотт Фишер нанял Букреева, заплатив ему намного больше, чем остальным гидам, с мыслью "Если мы куда-нибудь вляпаемся, Толя нас вытащит". Так и получилось.

Букреев написал ответ на книгу Кракауэра и, как мне кажется, кракауэр так и не может до сих пор смириться, что бывают такие люди.
как сказала член экспедиции шведка Лин: Я хотела бы, чтобы все члены нашей команды были такими как Толя, но на всем белом свете был только один Толя и множество Скоттов Фишеров"

Букреев писал книгу с американским писателем, так как сам он не потянул бы английский язык и ту беллитристику вокруг фактов, которая нужна. Писатель в итоге скатился до ненависти и споров с кракауэром, а Букрееву только хотелось рассказать почему он так поступил и это было правильно.
Второй взгляд на эти события я прочитала в телефоне, не было терпения искать книгу в городе.

Самое забавное в этой истории, что все участники экспедиции Букреева остались живы и без отморожений, погиб только руководитель (за которого Букреев и не нес ответственности), их экспедиция шла вслед за экспедицией кракауэра, то есть не могла их тормозить (было ровно наоборот), Букреев спас нечеловеческими усилиями всех, не нашедших палатки - И КАК ПРАВИЛЬНЫЕ по мнению кракауэра действия букреева могли помочь избежать трагедии? По мнению Букреева, если бы он ждал на вершине всех, кто на нее поднимался, то вместе со всеми попал бы в бурю, сбился бы с пути и ничего не смог бы сделать, он не супергерой.

В общем, можно закончить эту историю тем фактом, что не все американцы такие американцы, и гильдия американских альпинистов присудила ему орден за спасение людей в горах с риском для жизни, а правительство страны предложило принять американское гражданство. Это просто взбесило Кракауэра.

Я же 5 дней прожила полностью во власти этих событий, прочитала все возможные форумы и комментарий (про-альпинисткой тусовке кракауэр стало оскорблением - ты говоришь как кракауэр, от кракауэра слышу!). В четверг у меня разболелось горло (многие на Эвересте в книге страдали болезнью гортани), в субботу сильно болела голова (особенно когда читала про горную болезнь, снежную высоту) и 5 ночей подряд (!) мне снится Эверест и эти события.
А все свободное время мы с Ильей говорим конечно об этой истории и его альпинистском прошлом.

Если в следующем году поедем в Гималаи, буду не так как в прошлый раз смотреть на Эверест.
Когда читаешь про смерти на Эвересте, про ампутации, думаешь и зачем это в итоге надо было. В итоге это (конкретно это) было глупо и не нужно было совсем, НО изначально мне очень понятно, зачем это нужно и что могло бы быть.

PS: какое-то время я сопротивлялась ощущению, что кракауэр - полное д*мо, что гений и злодейство две вещи несовместные (писатель-то он талантливый), но в итоге да, вся правда на стороне Букреева, русский менталитет пока еще мне ближе, и если идти в горы, то только однородной в национальном плане группой, получается

livres

Previous post Next post
Up