Снижение налогов является одним из ключевых пунктов программы Дональда Трампа. Как ожидает Трамп, это позволит оживить американскую экономику. Но у многих экономистов его идеи вызывают сомнения. Я уже писал в своей заметке
«Критика либерального совета. Налогообложение, коррупция и народ» о том, что не все так просто с налогами. Теперь всплывающие данные из самого же США указывают на то, что от политики Трампа в области налогообложения не следует ждать хорошего.
В 2013 году, Сэм Браунбэк, губернатор Канзаса, решил создать дружественное для бизнеса правительство в своем штате, которое другие республиканцы смогут взять в качестве примера для подражания. Но сокращения налогов принесли ему политическую нестабильность, повторные бюджетные дыры и вялые доказательства экономических успехов. Теперь ему грозит дефицит в 350 млн долларов, когда законодательный орган Канзаса соберется в январе и еще больший в 2018 году. Экономика штата вялая и его партия расколота.
Все еще Браунбэк видит его ключевую идею-ликвидацию 4.6% налога на доходы физических лиц для товариществ, акционерных обществ и подобных компаний-в качестве общенациональной модели.
Эта система дала преимущества для любой компании, где используется сквозное налогообложение (налогообложение компании, при котором прибыль компании не облагается налогом как таковая, но при распределении прибыли получатели платят подоходный налог). Хозяева по-прежнему платят федеральный подоходный налог на доходы, но они сейчас ничего не платят в Канзас.
Политика Браунбэка дала компаниям стимул для перехода в Канзас. Но она также дала существующим предприятиям большие налоговые поблажки - и повод для реструктуризации, чтобы избежать уплаты налогов - без создания новых рабочих мест.
Билл Селф, баскетбольный тренер в университете Канзаса и один из самых высокооплачиваемых работников в штате, получил большие налоговые льготы на 2.75 миллиона долларов, которые он получал за “профессиональные услуги” через свою компанию. Теперь он платит подоходный налог на 230 000 $ с его зарплаты в университете.
В Вашингтоне, Канзасская идея - льготные налоговые ставки-является частью Республиканского плана для еще большей реформы федеральных налогов за 30 лет. Тяжелые уроки Канзаса создают экономический и правовой вызов для Трампа и его партии.
Республиканские планы в Вашингтоне не включают ломку сквозного налогообложения и содержат другие компоненты, направленные на стимулирование роста, включая снижение ставок корпоративного налога и немедленные списания для инвестиций в капитал. Трамп раскроет еще большую брешь между верхней ставкой налога на заработную плату и ставкой на предпринимательские доходы, чем Браунбэк.
Трамп опустит ставку для доходов бизнеса до 15%, ниже предложенной им 33% максимальной ставки налога на заработную плату. Советники Трампа оставили некоторые детали неясными, и возможно второй слой налогов будет применен. Республиканцы собираются облагать заработную плату по ставке 33% максимум, а сквозное налогообложение в районе 25%, и никаких налогов на дивиденды, как предусматривает Трамп.
Это выглядит очень похожим на Канзас, как отмечают эксперты.
«Там был просто "золотое дно" для юридических партнерств и других фирм, которые использовали сквозное налогообложение”, - указывает юрист Стива Розенталь, старший научный сотрудник Центра налоговой политики. У них было намного больше владельцев малого бизнеса, чем ожидалось, потому что реорганизовать себя не является проблемой.”
По крайней мере 330 тысяч организаций, использовавших нулевые ставки, более чем на 70% выше прогнозов. Офис Браунбэка указывает на разные данные, показывающие неуклонный рост организаций, использующих сквозное налогообложение.
Сокращения налогов мало что сделали, чтобы подтолкнуть экономику Канзаса в целом- нулевой рост в этом году, по сравнению с 2% ростом национального ВВП. Standard & Poor в два раза понизил рейтинги облигаций Канзаса.
В то время как рабочие места в частном секторе подскочили до уровней перед рецессией, темпы создания рабочих мест в Канзасе в целом следовали национальному тренду до середины 2014 года, после чего прием на работу в штате стал падать. Зарплаты в частном несельскохозяйственном секторе Канзаса снизились на 0,4% в ноябре по сравнению с годом ранее, против роста в 1,7% для США в целом, согласно данным Департамента труда.
Рис. Ежегодный рост зарплат в частном несельскохозяйственном секторе
План по сокращению налогов сопровождался другими изменениями в политике, и верхняя ставка подоходного налога для физических лиц снизилась до 4,6% с 6,45%. Канзас также снизил темпы роста государственных расходов в среднем на 1,5% в год согласно Браунбеку, по сравнению с 6,6% при его предшественнике, за счет сокращения в сфере высшего образования, Medicaid и других программ.
Чтобы заполнить бюджетные дыры Браунбэк также провел законодательный акт, позволяющий взять 2 млрд долларов из финансирования дорожного строительства, отложив более 30 транспортных проектов, по данным департамента государственных перевозок. Эти сокращения способствовали ухудшению рейтинга Браунбэка. Он наименее популярный губернатор в стране согласно опросу MorningConsult в 2016.
Интересно здесь еще то, что параллельно Обама проводил противоположную политику на федеральном уровне. В 2013 году Обама позволил предыдущему снижению налогов для богатых утратить силу. При этом он позволил максимальной ставке подоходного налога увеличиться с 35 процентов до 39,6 процентов. В конечном итоге верхняя ставка на доходы с капитала увеличилась на 9.5 процентных пункта и на зарплату на 6.5 процентных пункта. В целом, это было самое большое повышение налогов на богатых с 1950-х годов. При этом американцы, зарабатывающие менее 250 000 долларов, были не затронуты.
Как отмечает Чикаго Трибун, ссылаясь на работу экономиста Эммануэля Саеза
«Taxing the rich more: preliminary evidence from the 2013 tax increase», увеличение налогов на богатых американцев не снизило рост их доходов и не нанесло вреда экономике. Как показало исследование, верхним по доходам 1% населения США удалось увеличить их долю в национальном доходе после увеличения ставок налогов примерно настолько же, как и ранее. Как отмечается, это указывает на то, что наиболее богатые американцы не стали работать или сберегать меньше, как многие экономисты предполагали.
Следует отметить, что в 2014 и в 2015 году появилось дополнительных 5.8 миллионов рабочих мест на рынке труда. Это сильнейший двухлетний рост с конца 1990-х. Доходы типичных домохозяйств после нескольких лет стагнации наблюдали наибольший рост с 1967 года согласно Бюро переписи.
Саез отмечает, что полученные выводы совпадают с результатами исследования эффекта от повышения налогов на богатых, осуществленным Биллом Клинтоном в 1993 году. "Следует отметить, что лучшие годы роста для нижних 99% с 1990 г. произошли в середине-конце 1990-х годов и с 2013 года, сразу после увеличение верхней ставки налога," пишет Саез.
Источник:
Richard Rubin, Will Connors "Sam Brownback Calls on Donald Trump to Mimic His Kansas Tax Plan" / The Wall Street Journal "Study: Obama tax hikes on the rich didn't hurt economy, or the rich" / Chicago Tribune Добавить в друзья