В Государственной Третьяковской галерее проходит выставка «От иконы к авангарду. К 100-летию Пермской художественной галереи и 300-летию города Перми». Пермская государственная художественная галерея - один из крупнейших региональных художественных музеев России.
Святая Троица. 1675. Илья Филиппов.Дерево, паволока, левкас, темпера.
Происходит из церкви Похвалы Богородицы в Орле-городке.
В 2022 году она отметила свое 100-летие, однако история ее собрания восходит к 1906 году, когда активно развивавшийся пермский научно-промышленный музей начал формировать коллекцию изобразительного искусства и обратился к художественной общественности с просьбой подарить свои работы.
Ангел коленопреклоненный. XVIII век. Дерево, резьба, левкас, темпера, позолота.
Происходит из Троицкой церкви города Чердынь.
Произведения древнерусского искусства, хранящиеся в собрании Пермской художественной галерее, в подавляющем большинстве происходят из деревень, сел и городов края. Они были привезены в музей экспедициями 1920-1930-х годов, поступили из закрытых церквей. Самые ранние памятники датируются XVI веком, когда земли в верховьях Камы - Великой Перми - начали активно осваиваться, в чем значительную роль играла семья знаменитых солепромышленников Строгановых.
Ангел с копьем. Страстной ангельский чин из композиции «Распятие с предстоящими».
Вторая половина XVIII века. Дерево, резьба, темпера, позолота.
Происходит из церкви Святого Гиколая Чудотворца в селе Язьва.
В Москву также приехала небольшая часть коллекции пермской деревянной скульптуры. Свидетельства о резных изображениях в русских церквях, игравших роль иконных образов, сохранились с XIV века. Однако история существования этой традиции была непростой. Скульптура в храме неоднократно оказывалась од запретом, ее изымали, даже уничтожали. Вместе с тем церковный собор 1677 года благословил завершать иконостасы скульптурным распятием.
Ангел с гвоздем. Страстной ангельский чин из композиции «Распятие с предстоящими».
Вторая половина XVIII века. Дерево, резьба, темпера, позолота.
Происходит из церкви Святого Гиколая Чудотворца в селе Язьва.
В коллекции Пермской художественной галереи -самое большое собрание деревянной пластики: около 500 резных изображений XVII - XIX веков. Пермскую деревянную скульптуру отличают высокий профессионализм исполнения, монументальная форма, яркая образность.
Евангелист Иоанн.
Практически полностью музейная коллекция сложилась в 1920-1930-х годов благодаря экспедициям научных сотрудников. В экспозиции представлены произведения XVIII-XIX веков, времени расцвета пермской деревянной скульптуры, важным стимулом к которому стало влияние стиля барокко.
Христос в темнице.
Вероятно, самой большой популярностью в русской деревянной скульптуре Нового времени пользовался сюжет «Христос в темнице», пришедший в русскую традицию, по мнению большинства исследователей, из Западной Европы. Почти все русские скульптуры Христа в темнице датируются концом XVIII -начала XIX века и представляют собой вершину «натуралистической» линии русской церковной пластики, которая часто обозначается термином «стихийный реализм».
Пётр Келин. Женский портрет. 1914. Холст, масло.
Борис Анисфельд. Портрет итальянского рыбака. 1911-1912. Холст, масло.
Активное формирование художественной коллекции в Перми началось в начале 1920-х годов, многое поступило из Государственного музейного фонда. Другим источником поступления стали выставки современных уральских художников, которые начали проводится с 1925 года.
Пётр Субботин-Пермяк. Натюрморт с булками и посудой. 1921. Холст, масло.
Пётр Субботин-Пермяк родился в селе Кудымкар Соликамского уезда Пермской губернии в семье мельника. В 1907-1914 годах учился в Строгановском художественно-промышленном училище в Москве и одновременно занимался в мастерской К.Ф. Юона. К этому времени относится появление первых полотен, а также псевдоним «Пермяк». После окончания Строгановского училища получил в нем должность преподавателя. В дальнейшем воспринял идеи Малевича, Каменского, Хлебникова, что сказалось на его искусстве. В 1919 году руководство Отдела ИЗО Наркомпросса направило художника в Пермь для организации в крае художественно-промышленных мастерских. Открыв мастерские в Перми, Кудымкаре и Кунгуре, Субботин-Пермяк заложил основы профессионально=художественного образование в Прикамье. Он также основал в 1921 году в Кудымкаре Коми-Пермяцкий окружной краеведческий музей, носящий сегодня его имя. Художник умер в возрасте 36 лет от туберкулеза легких.
Александр Осьмёркин. Натюрморт. Стеклянная посуда. 1919. Холст, масло.
Александр Шевченко. Фрагмент. Лучистая композиция. 1914. Холст, масло.
Аристарх Лентулов. Фрагмент. Портрет актрисы. 1919(?). Холст, масло.
Елена Бебутова. Фрагмент. Портрет Демидовой. 1920-е. Холст, масло.
Сергей Кольцов. Фрагмент. Парад победителей-инвалидов в Париже 11 ноября 1928 года.
1932. Картон, масло.
Важнейшим вкладом в развитие коллекции русского авангарда стал осуществлённый в 1935 году музейный обмен со Свердловским художественным музеем. Тогда в Пермь приехало более полутора десятка работ.
Александр Шевченко. Натюрморт с грушей. 1920. Холст, масло.
Одним из первых в стране Пермский музей в 1929 году открыл отдел советского искусства. В 1928 году поступили эскизы панно Александра Дейнеки для оформления Советского павильона на Всемирной выставке в Париже.
Александр Дейнека. Фрагмент. 1917. 1937. Эскиз монументального панно для Всемирной выставки в Париже. Холст, масло.
Хранящиеся в Пермской государственно художественной галерее эскизы композиций «1917» и «1937», возможно связаны с двумя другими панно, планировавшимися к экспонированию во вводном зале -«Гражданская война» и «Социалистическая стройка».
Александр Дейнека. Фрагмент. 1937. 1937. Эскиз монументального панно для Всемирной выставки в Париже. Фанера, масло.
«Стахановцы (Знатные люди страны Советов)» Александра Дейнеки -эскиз одноименного панно, заказанного художнику для советского павильона на Всемирной выставке 1937 года в Париже. Среди персонажей Дейнеки - шахтер Алексей Стаханов, ударницы-ткачихи сестры Виноградовы, авиатор Валерий Чкалов.
Александр Дейнека. Фрагмент. Стахановцы. 1937.
Эскиз монументального панно для Всемирной выставки в Париже.
Холст, масло.
Художнику предстояло исполнить огромный холст (7х12м), замыкавший анфиладу советского павильона. По замыслу Дейнеки, композиция должна была стать продолжением реального пространства зала, что определило особенности ее художественного решения. Судьба панно после выставки неизвестна. Сегодня эскиз из Пермской галереи и меньший по размеру вариант из Тверской областной картинной галерее, -единственные оставшиеся свидетельства окончательного замысла художника.
Приходите в Новую Третьяковку, чтобы увидеть шедевры, которые приехали к нам из Перми.
Выставка продлится до 25 февраля 2024 года.
Адрес: Крымский Вал, 10. Новая Третьяковка, Западное крыло, зал 4.
Проезд до ст. метро "Парк культуры" или "Октябрьская".
Режим работы: вторник, среда, воскресенье - с 10.00 до 18.00
четверг, пятница, суббота - с 10.00 до 21.00
(кассы прекращают работать за час до закрытия музея)
выходной - понедельник.
Цена билета: Взрослый - 300 руб. Подробнее
тут.
Поддержи авторов - Добавь в друзья!Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.