Все мы знаем легенду, как красиво был принят великий испанский художник Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес в Великий военный орден Меча святого Иакова Компостельского или если просто, то в орден Сантьяго. Но не всякая абсолютная монархия абсолютна, особенно когда ты генетическая выбраковка, а твои подданные идальго. Так вот не повести печальнее на свете чем сбор бумажек художником и королем, чтобы стал художник рыцарем ордена. Просто Собес и пенсия.
Диего Веласкес. Автопортрет. 1645. Холст, масло. Палаццо Питти, Флоренция
Легенда нам говорит, что за большие труды на поприще искусства при дворе испанского короля Филиппа IV, оный король пожелал возвести своего подданного в рыцари ордена Сантьяго и что чуть ли не сам написал на картине Веласкеса «Менины», на одежде художника крест Сантьяго. На этой картине есть автопортрет Веласкеса. Хотя на самом деле крест был написан позже. Между завершением известной картины и принятием в орден Веласкеса прошло три интересных года.
Диего Веласкес. «Менины». (Las Meninas). 1656. Холст, масло. Прадо, Мадрид.Весной 1658 года, на вербной неделе, когда Веласкес находился с королем в Эскориале, Филипп, желая наградить художника за его талант и другие качества, проявленные на его службе, счел, что Веласкес достоин высокого положения и даровал ему (по его выбору) носить одеяния одного из рыцарских орденов: Алкантары, Калатравы или Сантьяго. Веласкес избрал вступление в орден Сантьяго. Быть членом Ордена Сантьяго было одним из самых заветных желаний испанских идальго той эпохи.
Диего Веласкес. Фрагмент с автопортретом. «Менины». (Las Meninas). 1656. Холст, масло. Прадо, Мадрид.
Орден Сантьяго - это религиозный и военный орден, возникший в 12 веке в королевстве Леон. Своим названием он обязан покровителю Испании Сантьяго-эль-Майору (апостол Иаков Зеведейский, также известный как Иаков Великий). Первоначальной целью ордена была защита паломников на Пути Сантьяго и изгнание мусульман с Пиренейского полуострова.
Крест ордена Сантьяго.
12 июня 1658 года Филипп IV подписал указ о награждение Веласкеса орденом Сантьяго. Но для вступления в орден этого недостаточно. Требуется подтвердить свое происхождение и доказать свое благородство на три поколения предков по отцовской и материнской линии. В это включалось отсутствие смешанных браков с маврами, евреями, обращенными христианами и тому подобное. Так же требовалось, чтобы предки не занимались ручным трудом, коммерческой или производственной деятельность.
Джованни Баттиста Тьеполо. Святой Иаков Старший побеждает мавров.
Внизу на мече надпись "G B Tiepolo F". Святой Иаков изображен в мантии ордена Сантьяго.
Музей изящных искусств, Будапешт.
Филипп IV Испанский, прозванный «Великим» или «Королем планеты», был королем Испании с 31 марта 1621 г. до своей смерти, а из Португалии - с той же даты до декабря 1640 года, под именем Филиппа III. Предпоследний король Испании из династии Габсургов. Его дочь Мария Терезия Австрийская стала женой короля Франции Людовика XIV, что в последствии дало право Бурбонам претендовать на испанский престол.
Диего Веласкес. «Портрет Филиппа IV в военном костюме («Ла Фрага»)». (Felipe IV en Fraga). 1644.
Холст, масло.
29 июня Веласкес подал записку королю, прося, чтобы при выяснении «благородства происхождения его предков по отцовской линии, принимая во внимание, что они родились в Португалии и в связи с препятствиями поездки в эту страну, сбор доказательств проводился бы при королевском дворе или в Севилье, в городе, в котором они жили после того, как переселились из Португалии». Через несколько дней, в июле 1858 года художник представил в Совет орденов маркизу де Тавара свою генеалогию, писанную им собственноручно. На этот момент Энрике Энрикес Пиментель-и-Гузман, маркиз де Тавара, граф Виллада (Enrique Enríquez Pimentel y Guzmаn, marquеs de Tаvara, conde de Villada) исполнял обязанности Президента Совета Орденов. 7 сентября король назначил судей - самого маркиза де Тавара, Хуана де Эстрада, Антонио Рианьо, Фернандо де Арсе, Хуано де Арельяно.
Диего Веласкес. «Портрет Филиппа IV в охотничьем костюме».
(Felipe IV cazador). 1635-1636. Холст, масло. Прадо, Мадрид.
Рассмотрение представленной генеалогии заняло 4 месяца, было опрошено о предках по отцовской линии -75 свидетелей, по материнской линии 50 свидетелей и стоило это 300 дукатов. На этом опрос свидетелей не закончился и уже вновь в Мадриде опрашивали уже о самом художники. Личность то никому не известная. Всего было опрошено около 200 лиц, среди них были даже три рыцаря Сантьяго.
Фрагмент. Джованни Баттиста Тьеполо. Святой Иаков Старший побеждает мавров.
На тунике можно увидеть вышитый знак ордена Сантьяго.
Следствие установило, что Веласкес никогда ничем не торговал, картины писал только для короля, и даже до назначения ко двору жил в роскоши и имел слуг, а его кузен был рыцарем Калатравы, второго значимого ордена в Испании. Но вопросы у следствия к подозреваемому остались и 26 февраля 1659 года судьи вынесли следующее постановление:
«…рассмотрев доказательства качеств Диего де Сильва Веласкеса… объявляют, что в том, что касается чистоты происхождения (limpieza) по вем линиям, то они ее признавали и признают… что касается благородства происхождения доньи Марии Родригес, бабки претендента по отцовской линии, а также дона Хуана Веласкеса и Каталины де Сайас - деда и бабки по материнской линии, то они ее отрицали и отрицают, поскольку оно не является полностью подтвержденным в соответствии с уставом ордена. А что касается благородства происхождения по мужской линии, то тут они постановили, что он (Веласкес) вести тяжбу и представить в Совет Орденов свое свидетельство об идальгии».
Диего Веласкес. «Портрет Филиппа IV в коричневом с серебром костюме». (Felipe IV de castaño y plata).
1631-1632. Холст, масло. Национальная галерея, Лондон.
Так из просителя господин художник стал практически обвиняемым. Ведь получается, что его генеалогия благородных предков ложна. В общем этот рецепт проходил и веке XX, когда тщательно скрывавшихся нацистских преступников просили написать биографию для вступления в партию.
В марте 1659 года Веласкес обращается с письмом к королю:
«Всемогущий сеньор. Диего де Сильва Веласкес Квартирмейстер Дворца и Адъютант королевского Двора сообщает, что, как он узнал, Совет считает недостаточными доказательства благородства его происхождения, содержащиеся в информации, составленной для получения рыцарского одеяния, на которое он претендует. Поскольку он является уроженцем города Севильи, где проживали также два поколения его предков, и поскольку в названном городе нет другого доказательства принадлежности к идальгии по крови, кроме blanca de la carne, как явствует из свидетельства, которое приводится, у него нет иных документов, подтверждающих благородство происхождения кроме представленных и он вновь прибавляет еще одно свидетельство, которым удостоверяет, что проситель пользовался, как урожденный по крови идальго, также как его отец и дед, освобождением от налога и привилегией вышеназванного blanca. И чтобы не возникало противоречия с тем, что было заявлено раньше, он представляет свидетельство о его браке в 1618 году в Севилье и, хотя он жил в доме своего отца, он подал прошение по месту жительства, чтобы быть внесенным в списки blanca de la carne на протяжении пяти лет от упомянутого 1618 года до 1623 года, когда он был вызван на службу к Вашему Величеству. Поскольку он лично получил это освобождение, которым также пользовались его отце и дед, - это служит еще одним доказательством благородства происхождения. Это обстоятельство требует внимательного рассмотрения, поскольку ни он, ни его предки не могут иметь больших свидетельств благородного происхождения, кроме тех, которые были заявлены, и в Севилье нельзя найти никого иного, кто имел бы больше прерогативы для получения рыцарского одеяния.
Умоляю Вас, Ваше Величество, чтобы Вы приказали присоединить вновь представленные документы к прежним и направить их по инстанциям, как того ожидает от милосердия Вашего Величества и в чем просит милости Диего де Сильва Веласкес»
Диего Веласкес. «Портрет Филиппа IV с прошением». (Felipe IV).Около 1623-1628.
Холст, масло. Прадо, Мадрид.
Смысл в том, что в дикой деревне Сивилья единственное подтверждение своего дворянства был занесение имя в перечень лиц, которым возвращался налог на мясо. Платил налог - значит не идальго ты, а если город возвращал тебе его, то ты дворянин. Blanca de la carne это как раз название этого налога. Какой герб, какие королевские ордонансы, нет не слышали. Поместная традиция, понимаете ли.
Диего Веласкес. «Портрет Филиппа IV в латах». (Felipe IV en armadura).
Около 1626-1628. Холст, масло. Прадо, Мадрид.
Совет орденов подумал и принял решение отправить своего короля в Рим к Папе, пущай соберет нужные документы.
3 апреля 1659 года Совет обратился к королю Филипу IV: «… вследствие недостаточности доказательств благородного происхождения доньи Марии Родригес, бабушки по отцу, а также Хуана Веласкеса и его жены Каталины де Сайас, предков по матери претендента, согласно уставу ордена и также потому, что сомнительна идальгия оп мужской линии, было приказано провести исследование по вопросу идальгии. Изъяны таковы, что делают претендента неправомочным воспользоваться наградой, которую Ваше Величество ему даровал. И это может устранить только лишь посредством разрешения Его Святейшества, если Ваше Величество прикажет просить об этом и написать письмо исполняющему обязанности посла В Риме».
Король Испании без промедления обращается к Святому Престолу. Первая просьба отправляется 14 апреля 1659 года, вторая уточняющая некоторые обстоятельств, в августе. 7 октября папское послание удовлетворяющее просьбу короля отправляется из Албано.
Джованни Баттиста Гаулли. Папа Александр VII. Вторая половина XVII века.
Александр VII - Папа Римский с 7 апреля 1655 года по 22 мая 1667 года. кандидат от испанской фракции в Коллегии кардиналов, был избран папой после восьмидесяти дней конклава, несмотря на сопротивление французского двора. Благодаря папскому меценатству в Риме возникали шедевры барочной архитектуры. Именно в это время на площади Собора св. Петра была сооружена прекрасная колоннада - произведение итальянского архитектора Джованни Лоренцо Бернини.
После получения папского вердикта Совет орденов 28 ноября объявил Филиппу IV о необходимости предоставления еще одной бумажки.
«Несмотря на то, что подтверждается, что у дона Диега де Сильва Веласкеса изъян в благородстве происхождения как по отцовской, так и по материнской линии, и нет оснований дать ему рыцарский титул, поэтому необходимо, чтобы этому предшествовал обычный указ (cedula ordinaria) об его идальгии, который дается тем, у кого есть такие изъяны, и как это соответствует уставу ордена. Таким образом дело представляется на рассмотрение Вашего Величества...»
Диего Веласкес. «Портрет Филиппа IV». (Felipe IV). 1653-1655. Холст, масло. Прадо, Мадрид.
28 ноября 1659 года Филипп IV король Испании, Португалии, Неаполя, Сицилии и Сардинии, герцог Миланский, герцог Бургундский, суверен Нидерландов и граф Фландрии подписал указ:
«Поскольку я оказал милость Дону Диегу де Силва Веласкесу дать ему одеяние ордена Сантьяго м поскольку, согласно сведениям, предоставленным в соответствии с уставом этого ордена, было доказано, что вышеназванное лицо не является благородным ни по отцовской, ни по материнской линии, а его Святейшество дало разрешение, по которому, несмотря на этот изъян, одеяние может быть получено, и поскольку было бы большим неудобством, если бы тот, кто носит это одеяние, считался плебеем (dado per pechero), во избежание этого, данным моим рескриптом, как Король и прирожденный сеньор, который не признает выше себя никого из смертных, по моей собственной инициативе, с уверенностью и властью королевской и абсолютной произвожу в идальго вышеназванного Дано Диего де Сильва и только по изложенной причине приказываю, чтобы он пользовался привилегиями, льготами и свободами, которыми пользуются остальные идальго. Дано в Мадриде двадцать восьмого ноября тысяча шестьсот пятьдесят девятого года. Я Король. По приказу Короля нашего Сеньора - Дон Фернандо де Фонсека Руис де Контререс. Его Величество по причинам, которые здесь содержатся, оказывает милость производит в идальго Дона Диего де Сильва Веласкес для получения им одеяния ордена Сантьяго, несмотря на то, что не является благородным и приказом дает ему право пользоваться привилегиями, которыми пользуются остальные идальго».
Одновременно с этим указом издает документ о приеме Веласкеса в члены ордена Сатьяго.
«Присваивается титул кавалера ордена Сантьяго Диего де Силва Веласкесу, уроженцу города Севильи, Квартирмейстеру Дворца и Адъютанту Двора его Величества, оглашается письмо Его Святейшества и в котором прощается отсутствие благородного происхождения его четырех дедов и бабок. В Совете 27 ноября 1659 года»
Диего Веласкес. «Портрет Филиппа IV». (Felipe IV). 1656-1657.
Холст, масло. Национальная галерея, Лондон.
Наследующий день 28 ноября, Веласкес получил одеяние кавалера ордена Сантьяго из рук Президента Совета орденов графа Ниебла, сопровождаемого маркизом Мальпика. Это одеяние пришлось носить художнику около двух лет до своей смерти. И хотя по уставу гроб рыцари должны были нести братья ордена, гроб Веласкеса несли королевские слуги и рыцарь Калатравы.
Портрет Педро де Альварадо, найденный в Генеральном архиве Индии, написанный Томасом Поведано.
Начало XX века.
Вот так выглядит рыцарь ордена, которому не надо ничего доказывать. Педро де Альваро участник завоевания Кубы, Мексики, Центральной Америки, губернатор и генерал-капитан Королевства Гватемала, рыцарь ордена Сантьяго.
Вот так закончился поход великого художника за наградой. В общем этот тернистый путь был для многих членов ордена, которые вышли из высшей аристократии. Это вам не Англия, где Рубенса произвели в рыцарское звании, ни, нами любимая Франция, где орден Святого Михаила вручался деятелям искусства настолько часто, что сейчас он считается предком ордена Искусств и Литературы.
Тексты документов печатаются по В. Кеменов. Картины Веласкеса. Искусство. 1969.
Поддержи авторов - Добавь в друзья!