Выставка «Выбор Добычиной» - отчёт.

Jun 09, 2023 18:00

В Музее русского импрессионизма открылась выставка «Выбор Добычиной». Этот проект посвящен одной из важнейших фигур в истории русского искусства начала XX века - Надежде Евгеньевне Добычиной (Гинда-Нека Шиевна Фишман), галеристке, куратору и коллекционеру. Открытое ею в 1911 году в Санкт-Петербурге Художественное бюро стало независимой престижной площадкой, где проходили выставки членов Академии художеств и участников объединения «Мир искусства», символистов и радикальных авангардистов.


Фрагмент. Александр Головин. Портрет Н. Е. Добычиной. 1920. Холст, темпера.
Эпоху десятых годов прошлого века «добычинской» назвал Лазарь Розенталь. «В Бюро Добычиной, - писал искусствовед и мемуарист в “Непримечательных достоверностях”, - мы так часто ходили, так привыкли к его особой атмосфере, атмосфере “выставочного профессионализма”, что чувствовали там себя как дома».


Ян Ционглинский. Автопортрет. Конец 1890-х. Холст, масло.
Добычинское Бюро - предприятие как будто чисто коммерческое - стало стартовой площадкой для еще малоизвестных тогда «крайних» модернистов - Юрия Анненкова, Владимира Баранова-Россине, Василия Кандинского и Марка Шагала. Устраиваемые Добычиной коллективные смотры современной живописи были принципиально демократичны, объединяя художников разных стилистических пристрастий и идейных воззрений.


Ян Ционглинский. Портрет И. Гофмана. 1912 Холст, масло.
Открыв двери своего Бюро в Петербурге, Надежда Добычина стала одной из первых галеристок в России. Если в Москве подобную роль взяли на себя Клавдия Михайлова и Клара Лемерсье, то в столице Российской империи конкуренции Художественному бюро фактически не было. Устраивая выставки в Петербурге-Петрограде, Добычина выступала одновременно и как куратор, и как галеристка: она самостоятельно разрабатывала и реализовывала выставочный план и принимала решения о предоставлении залов для той или иной «внешней» экспозиции. Большая часть произведений, демонстрируемых на выставках у Добычиной, продавалась; к тому же хозяйка Художественного бюро брала у художников живопись и графику «на комиссию».


Фрагмент. Наталия Гончарова. Богоматерь на престоле с предстоящими. 1910 Холст, масло.
О роли Надежды Добычиной в столичных артистических кругах пишет в мемуарах художник Владимир Милашевский: «Многое в жизни людей живописного искусства в Петербурге-Петрограде будет непонятно, не отчетливо уяснено, если не быть знакомым с Надеждой Евсеевной Добычиной. Это была энергичная, предприимчивая женщина, которая первая сообразила, что Россия “созрела”, доросла до того, что продажа картин, устройство жизни художников это “дело”! Вкусное и доходное дело, а не расточительство миллионера Третьякова. Не хочу употреблять слово “бизнес”, так как это более тонкое вмешательство в жизнь и более “острое” соприкосновение с ней, чем сухой бухгалтерско-денежный бизнес! Нет! Тут... судьбы людей, возвышение одних, замалчивания других, ну, конечно, и отношения к людям…
<...> Да, эта женщина была неким скрытым рычагом многих поворотов судеб художников, и не только никому тогда не ведомого Альтмана, а и исконных, всеми корнями приросших к петербургской почве Бенуа, Сомова и т. д. и т. д. Однако Добычина не была на “поводу у кого-то”. К чести ее, надо сказать, что она не теряла головы перед авторитетами и не слишком верила дружеским статьям».


Наталия Гончарова. Изгнание из рая. 1912 (?) Бумага на картоне, акварель, графитный карандаш.
За восемь лет работы в Художественном бюро Н.Е. Добычиной прошло около 30 выставок, были показаны произведения более 300 авторов.
В целом фигура Надежды Добычиной оказалась знаковой как для художественного рынка России 1910-х годов, так и для утверждения идей новой живописи и нового - модернистского - искусства. На рубеже XIX-XX веков новое искусство было еще малопонятно как рядовому зрителю, так и состоятельным меценатам и коллекционерам, и потому требовало от своих приверженцев и «пропагандистов» чутья и вкуса, известного авантюризма и твердой воли.


Василий Пурвит. Ревельская бухта. 1900-е. Холст на картоне, масло.
Отдельная глава в истории Бюро Добычиной связана с художественным объединением «Мир искусства», на протяжении трех лет было создано шесть  экспозиций - три выставки картин и три "Этюдов". Также под эгидой объединения в 1915 году прошла выставка рисунков и этюдов Евгения Лансере, привезённых с Кавказского фронта, и Мстислава Добужинского - из Галиции и Польши.


Фрагмент. Надежда Удальцова. Молоток и кружка. 1915. Холст, масло, смешанная техника, коллаж.
Именно в залах Бюро прошла знаменитая выставка «последняя футуристическая выставка картин «0,10», на которой Казимир Малевич впервые представил публике «Черный квадрат». Организатором выставки выступил Иван Пуни, за концепцию и отбор участников отвечал Казимир Малевич. Наиболее радикальные произведения представил Казимир Малевич, до вернисажа державший в секрете результаты своей работы. Благодаря сохранившейся фотографии хорошо известна концептуальная развеска, также придуманная Малевичем: его работы были размещены на двух соседних стенах комнаты с «Черным квадратом» в «красном углу».


Фрагмент. Юрий Анненков. Мечты провинциала (Боровичи). 1912. Холст, масло.
Коллекция Надежды Добычиной - по документам в ней числилось от 80 до 250 работ - уникальное собрание, разошедшееся сегодня по престижным частным и государственным собраниям. Заметную его часть занимали работы художников, с которыми Добычина была по-дружески близка или сотрудничала при организации выставок, - Натана Альтмана, Александра Бенуа, Николая Кульбина, Мартироса Сарьяна. Ряд работ Надежда Добычина приобретала во время выставок в Бюро, а какие-то получала в качестве подарков. Как единое собрание коллекция галеристки сейчас не существует. Некоторые работы она передала в Русский музей, другие были проданы во время эвакуации в Казахстан, еще ряд работ был куплен в формировавшийся тогда музей Армении. Определить текущее местонахождение многих работ из коллекции Надежды Добычиной еще предстоит исследователям.


Константин Сомов. Портрет Н. Е. Добычиной. 1921.
Бумага, свинцовый и цветной карандаши, сангина.
В 1921 году Сомов, видимо, по заказу создал графический портрет Надежды Евсеевны, выполненный в духе образов позировавших ему Александра Блока, Михаила Кузмина, Вячеслава Иванова, Фёдора Сологуба… Сам автор с присущей ему язвительностью записал в дневнике 31 марта: «Работал. Добычина в восхищении, так как она у меня на портрете моложе, красивее, благороднее и не похожа!»; а 30 января 1926-го отмечал в одном из писем сестре: «Я тебе писал уже, что буду рисовать даму и не красивую. Но ведь сделал же я из Евсеевны дюшессу. Может быть, и тут мне подвезет и останутся мной довольны».


Фрагмент. Николай Бенуа. Портрет Н. Е. Добычиной. До 1924. Холст, масло.
Александр Бенуа в дневнике от 1 марта 1924 года сообщал: «Кока [Николай] был сегодня у Добычиной, чтобы совещаться, как ему отсюда выбраться. Она ему заказала (за 10 червонцев) свой портрет». Интересно, что в похожей шляпе и манто Добычина позировала и одному из фотографов - не исключено, что Николай Бенуа мог пользоваться и фотографией во время работы над этим полотном. Также вероятно, что пейзажным фоном для портрета стал пейзаж самого автора или кого-то из членов объединения «Мир искусства». Этот парадный портрет, прежде не публиковавшийся, был обнаружен в ходе подготовки выставки «Выбор Добычиной». Надежда Евсеевна подарила картину племяннице - дочери своей сестры Софьи, у наследников которой полотно хранится и сегодня.


Эскиз костюма Беотийки к балету «Нарцисс» Н. Н. Черепнина. Постановка М. М. Фокина  в рамках «Русских сезонов».
С. П. Дягилева . Около 1911. Бумага на картоне, карандаш, акварель, бронзовая краска.
На третьем этаже музея развернулась экспозиция «Неслучившееся». В годы Великой войны и революции художественные планы Бюро подвергались неоднократным корректировкам. Галеристка мечтала показать в Бюро работы Пабло Пикассо и даже ездила на переговоры в Париж. Выставка Натальи Гончаровой была устроена Добычиной как замена нереализованному показу живописи испанца Игнасио Сулоаги. Пространство в этом выставочном зале рассказывает о несостоявшихся выставках и дает возможность представить посетителю какими бы могли быть эти несостоявшиеся проекты.


Фрагмент. Неизвестный художник. Женщина со служанкой. Иран, первая половина XIX в. Холст, масло.
В очередной раз хочется поблагодарить музей за открытие неизвестных широкой публике тем, связанных с художественной жизнью начала XX века и за возможность увидеть творения мастеров, разбросанных по нашей необъятной Родине. Приходите на выставку, чтобы приоткрыть еще одну малоизвестную страницу жизни в переломную эпоху начала XX века.

При написании статьи использовался каталог выставки "Выбор Добычиной".

К выставке выпущен каталог, его можно приобрести в музейном магазине по цене 3500 руб.

Выставка продлится до 24 сентября 2023 года.

Адрес: Москва, Ленинградский проспект д.15 стр.11. Ст. метро Белорусская.
Время работы: Понедельник, вторник, пятница, суббота, воскресенье: 11:00 - 20:00.
Среда, четверг: 12:00 - 21:00.
Цена билета: 400 рублей в будни до 16:00
500 рублей в будни после 16:00
600 рублей в выходные. Есть льготы.
Рекомендуем заранее приобретать входные билеты на сайте музея. Покупка в музее на кассе также возможна, но если билеты закончились онлайн, то их нет и в кассе.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.

выставки, Музей Русского импрессионизма, отчёт

Previous post Next post
Up