В Музее имени Андрея Рублева подходит к своему завершению выставка «Тверская Атлантида». Выставка посвящена одной из важнейших страниц истории формирования коллекции музея - экспедициям 1960-1970-х годов в Тверскую (тогда Калининскую) область. Во время этих поездок было спасено множество произведений искусства - икон, книг, предметов прикладного искусства. Настоящее открытие этих предметов происходило уже в музее в ходе их реставрации и изучения. Вскоре после экспедиций были отреставрированы и опубликованы наиболее древние выдающиеся памятники тверской иконописи. В значительной степени именно сотрудниками Музея имени Андрея Рублева была написана история древней тверской живописи.
Святитель Николай Чудотворец. Вторая половина XV века. Тверь. Дерево, темпера.
Из Смоленской церкви в селе Георгиевском Бежецкого района.
На выставке гости смогут увидеть старые и вновь отреставрированные памятники из Тверской области, а так же проследить влияние на Тверскую иконопись таких известнейших центров иконописи как Москва, Новгород, Ярославль.
Фрагмент. Створка Царских врат. Вторая половина XV века. Тверь. Дерево, темпера.
Из церкви Рождества Богоматери в Ямской слободе в Твери (?).
Створка царских врат происходит из самой Твери и, к сожалению, вторая ее часть была утеряна. Обратите внимание на образ Премудрости Божией, которая диктует Евангелисту Луке текст Святого Писания.
Рождество Богоматери (оборот двусторонней выносной иконы). Вторая четверть XV века. Тверь. Дерево, темпера.
Из церкви Василия Великого в селе Васильевском Старицкого района.
Фрагмент. Рождество Богоматери (оборот двусторонней выносной иконы). Вторая четверть XV века. Тверь.
Дерево, темпера. Из церкви Василия Великого в селе Васильевском Старицкого района.
Эта двусторонняя выносная икона была найдена в селе Васильевском под Старицей, но первоначально, скорее всего, предназначалась для резиденции князей Микулинских потомков князя Михаила Ярославича Тверского. Сохранилось только фрагментарно одна сторона памятника, но это редкая работы лучших великокняжеских иконописцев Твери того времени. Обратите внимание на девушек с зонтиком-солнечником важным атрибутом знатного византийского быта.
Фрагмент. Преподобный Симеон Столпник, с житием. Конец XVII - XVIII века. Тверь. Дерево, темпера.
Икона с 34 клеймами его жития достаточно редко встречается и то уникальная возможность увидеть практически полностью проиллюстрированное житие святого. Образ Сименона Столпника был особенным для Твери, так как он был тезоименитый святой епископа Симеона Тверского, строителя главного городского Спасо-Преображенского собора, возведенного в 1285-1290 годы.
Великомученик Георгий (из деисусного ряда иконостаса). Первая четверть XVI века (около 1523 года). Тверь. Дерево, темпера. Из Троицкого собора Макарьева монастыря в Калязине.
На выставке можно увидеть иконы из разрушенного Калязинского Никольского собора. Что интересно, эти иконы были найдены на его теперь знаменитой колокольне, которая возвышается из воды Рыбинского водохранилища. А спасены они были директором местного музея Никольским и уже в 60-е годы попали в фонды музея имени Андрея Рублева. В выставочных залах есть уникальная возможность увидеть иконы из Калязинского Макарьева монастыря, его знаменитые фрески можно увидеть в музее архитектуры имени Щусева, а вот иконы хранятся в фондах музея имени Андрея Рублева.
Илья Пророк. (из деисусного ряда иконостаса). Первая четверть XVI века (около 1523 года). Тверь. Дерево, темпера.
Из Троицкого собора Макарьева монастыря в Калязине.
Редкая икона Пророка Ильи из деисусного ряда, такое изображение редко, но иногда встречается на русском севере и Великом Новгороде. Вначале у реставраторов было предположение, то это Иоанн Предтеча. Но в ходе реставрации платок, который изображен на шее святого, дал указание на Пророка Илью. На выставке много икон с этим святым, и он везде изображен с таким платком. Этот платок носили иудеи поверх головы, на иконах пророк изображен со спущенным платком. А вот Иоанн Предтеча никогда с платком не изображался.
Фрагмент. Зачатие Богоматери. Около 1646 года. Поволжье. Дерево, темпера.
Из церкви Иоакима и Анны в Кашине.
Фрагмент. Зачатие Богоматери. Около 1646 года. Поволжье. Дерево, темпера.
Из церкви Иоакима и Анны в Кашине.
Икона основана на протоевангелии Иакова. В центре мы видим как изгоняют их храма праведных Иоакима и Анну, потому что они бездетны. В центре также изображен человек, который посмеялся над бездетной парой и рассказал всем, что у них не приняли дары для Господа. Наверху можно увидеть Солнце и Луну, а также Бога Саваофа, которые придают вселенский масштаб данному событию.
Фрагмент. Спас Нерукотворный со сказанием об образе. Конец XVII - начало XVIII. Тверь Дерево, темпера.
Из Казанской церкви в селе Давыдове Кашинского района.
Фрагмент. Спас Нерукотворный со сказанием об образе. Конец XVII - начало XVIII. Тверь Дерево, темпера.
Из Казанской церкви в селе Давыдове Кашинского района.
Из Кашинского района были вывезены различные иконы, в том числе икона Спаса Нерукотворного со сказаниями об образе. Посланцем послом Авгаря ко Христу выступает будущий евангелист Лука. Необычна последняя сцена где мы видим Убрус спрятанный между деревянными колодами, что говорит нам о вводе русских реалий в этот апокриф. Так как в оригинале посланцы спрятали драгоценный Убрус между черепицами, где он и отпечатался на них чудесным образом второй раз.
Фрагмент. Великомученица Екатерина. Середина XVIII века. Тверь. Дерево, темпера.
Из Троицкой церкви в селе Уницы Кашинского района.Данная икона отображает западноевропейский иконографический образец мистического обручения Святой Екатерины, где святая держит кольцо, который ей дал Христос.
Вергилий (Вердяуш). 1719-1720. Тверская провинция. Дерево, темпера.
Из Воскресенской церкви в селе Сельцо-Карельское Удомельского района.
На выставке можно увидеть редкие изображения эллинских мудрецов, которые стали распространяться в петровское время и располагались в нижнем подместном ряде иконостаса. Греческие мудрецы входили в христианскую вселенную, так как считалось что античные философ также предчувствовали пришествие Христа. Такие изображения в убранстве Московского Кремля были известны еще во времена Ивана Грозного, но в составе иконостаса они получили распространение в эпоху Петра. Такие образы были известны и по описаниям новгородских храмов, где они не сохранились. Поэтому нахождение таких образов в тверском селе огромнейшая редкость. Еще одно изображение Вергилия находится в галерее Благовещенского собора Московского Кремля.
Мы рассказали о нескольких иконах и об их историях. Приходите на выставку, чтобы узнать больше об иконописном искусстве древнего Тверского княжества, а потом и губернии. Многие из этих икон выставляются впервые и специально отреставрированы к этой выставке.
Так же мы предлагаем вам воспользоваться при посещении бесплатным аудиогидом
Артефакт, а перед посещением посмотреть
кураторскую экскурсию о выставке.
Выставка продлится до 08 января 2023 года.
Адрес: Андроньевская площадь, д.10, станция метро Римская, Площадь Ильича, Курская. Схема проезда
тут.
Время работы: понедельник, вторник, четверг - с 14:00 до 21:00;
пятница, суббота, воскресенье - с 11:00 до 18:00.
В среду экспозиция и выставки закрыты.
Стоимость билета на выставку - 280 рублей. Есть льготы.
Стоимость билета на постоянную экспозицию: 350 руб. Есть льготы.
Поддержи авторов - Добавь в друзья!Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.