В Центре изучения конструктивизма «Зотов» открылась первая выставка "1922. Конструктивизм. Начало.", посвященная рождению этого явления, которое изменило художественное творчество всего XX века. В экспозицию вошли более 300 работ из 17 российских музеев.
Михаил Ле-Дантю. Мальчик и граммофон. 1913. Холст ,масло.
Выставка разделена на две части. Первую кураторы назвали «Теоретическая». Оно посвящена поискам нового художественного языка предшественниками конструктивизма. Здесь и работы русских кубистов. Само течение пришло к нам из Франции, где большинство художников -авангардистов бывали, а многие и учились. В 1924 году на Остоженке 37 образуется «Кубистический кружок». Там работали Александр Веснин, Вера Пестель, Татлин и другие. В сборнике футуристов «Пощечина общественному вкусу» кубизм определялся как «канон сдвинутой конструкции». Он расклеивал старые вещи и создавал новые.
Пётр Вильямс. Скрипач и виолончелист. 1921. Холст, масло.
В музыке Александр Скрябин экспериментирует с объединением музыки и света, создавая поэму «Прометей». Казимир Малевич приходит к беспредметности. В 1915 году на последней футуристической выставке «0,10» Казимир Малевич показал серию работ, на которых впервые не было изображено ничего предметного. На полотнах располагались простые геометрические фигуры. Это были черный квадрат, круг и крест. Так родилась первая беспредметная художественная система, претендовавшая на универсальность - супрематизм. Для будущих конструктивистов это открытие стало толчком для своих собственных поисков художественного языка и новых символов.
Илья Чашник. Супрематизм. 1923. Холст, масло.
В 1922 году публикуется сверхповесть Велимира Хлебникова «Зангези». В произведении поэт подводил итог своих творческих поисков, работы над «звездным» «вселенским» языком, описывающим и объединяющим, по его мысли, все в этом мире.
«Звездная азбука» Влимира Хлебникова в кубиках Петра Митурича. 1919-1921. Факсимиле 2016.
В 1914 году Татлин впервые продемонстрировал свои контррельефы. Он называл их «живописными рельефами». Это были пространственные композиции, составленные из фрагментов реальных предметов: кусков обоев, посуды, предметов быта, бутылок.
Пётр Митурич. Пространственная графика №31 со стихами Велимира Хлебникова. 1921.
«Изобретаем конструкцию материала! Через раскрытие материала - образам! Инженеры-мостовики, делайте расчеты изображений новой формы!»
Владимир Татлин
Владимир Татлин. Башня III Интернационала. Репродукция из брошюры Николая Пуни «Башня III Интернационала». 1920.
Точкой отчета для возникновения конструктивизма принято считать проект памятника III Интернационалу. Идея гигантского, высотой 400 м, памятника Октябрьской революции (потом Коминтерну) в Петербурге возникла у Татлина в начале 1919 года. Отдел ИЗО Наркмпроса поддержал этот проект. Татлин с помощниками начали строить модель в мастерской бывшей Академии художеств в Петрограде.
«В 1919 г. Отделом Изобразительных Искусств Народного Комиссариата по Просвещению было поручено худ. В. Е. Татлину выработать проект памятника Третьему Интернационалу. Татлин немедленно приступил к работе и исполнил проект. Затем В. Е. Татлин, И. А. Меерзон, М. П. Виноградов и Т. М. Шапиро, объединившиеся в „Творческий Коллектив“, детально разработали проект и построили модель памятника. Основная идея памятника сложилась на основе органического синтеза принципов архитектурных, скульптурных и живописных и должна была положить начало новому типу монументальных сооружений, соединяющих в себе чисто творческую форму с формой утилитарной. В соответствии с этим проект памятника представляет собой три больших стеклянных помещения, возведённых по сложной системе вертикальных стержней и спиралей. Помещения эти расположены одно над другим и заключены в различные гармонически связанные формы»
Николай Пуни.
Сергей Лучишкин. Координаты построения живописной плоскости. 1924. Фанера, масло.
Многие художники выстраивали собственные отношения с беспредметностью. Чем дальше художники в нее уходили, тем интенсивнее становились опыты по вычленению инструментов художественного воздействия.
Александр Веснин. Абстрактная композиция. 1922. Холст, масло.
«… От кубизма и футуризма оставались только четкость и мощность общей формы да яркоцветность, столь необходимые для живописи под открытым небом, рассчитанной на гиганта-зрителя о сотнях тысяч голов <…> Тут, несомненно, произошло слияние молодых исканий и исканий толпы».
Анатолий Луначарский.
Александр Веснин. Абстрактная композиция. 1923.
Вторая часть выставки- «Практическая» -рассказывает о применении универсального метода конструировании художественного образа. И проникновение этого метода во все сферы искусства от архитектуры до балета и театра.
Борис Королёв. Памятник Михаилу Александровичу Бакунину. 1918.
Полигоном для отработки авангардной эстетики в пространстве стали малые архитектурные формы и праздничное оформление города. Создавался своеобразный макет нового социалистического города в масштабе. Итогом этого этапа стала Выставка достижений народного хозяйства. Архитектор Щусев в сентябре 1923 года так подвел ее итоги: «Наша выставка представляет собой колоссальнейшего значения опыт применения в таком обилии дерева для выставочных целей. Весь мир не знает такого опыта в строительстве ярмарок и выставок. Наша выставка является, по существу, не только сельскохозяйственной, но и выставкой архитектуры. Поколения архитекторов будут на ней учиться. А вложенная в нее идея конструктивизм и настоящей красоты отображает ее новую связь с современностью».
Владимир Кокорин. Банк СССР. Перспектива. 1923. Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка. Бумаг, тушь, карандаш, цветной карандаш, гуашь.
«Конструктивная жизнь есть искусство будущего. Искусство, не вошедшее в жизнь, будет сдано под № в археологический музей древностей. Пора искусству организованно влиться в жизнь».
Александр Родченко.
Александр Родченко. Пространственная конструкция №13. Из серии «Плоскости, отражающие свет». 1920-1921.
В 1921 году на выставке ОБМОХу (Объединение молодых художников) были показаны пространственные конструкции Александра Родченко. Целью из создания автор ставил «.. связать конструктора законом целесообразности примененных форм, закономерным соединением их, а также показать универсализм, что из одинаковых форм можно конструировать всевозможные конструкции, разных систем, видов и применений».
Александр Родченко. Пространственная конструкция №8. Из серии «Плоскости, отражающие свет». 1920-1921.
«Мы зовем «левых»: революционных футуристов, вынесших искусство улицам и площадям, производственников, давших вдохновению точный расчет, приставивших к вдохновению динамо завода, конструктивистов, заменивших мистику творчества, обработкой металла»
Владимир Маяковский.
Макет декорации. Единая установка. Постановка «Человек, который был четвергом».
Камерный театр. Москва. 1922-1923. Реконструкция.
«Театру нужен не художник-живописец, а художник-строитель. Такому художнику новый театр дает исключительно прекрасные и влекущие творческие возможности»
Александр Таиров.
Иосиф Чайков. Эскиз скульптуры «Электрификатор». 1921. Бумага, карандаш, тушь, перо, акварель.
Театр оказался полигоном для разработки, внедрения и рекламы новой беспредметной среды. После посещения в 1921 году выставки «5х5=25» Всеволод Мейерхольд пригласил Любовь Попову оформить спектакль «Великодушный рогоносец». Спектакль стал успешным воплощением идей конструктивизма в театре.
Вера Мухина. Революция. Эскиз памятника для города Клин. 1919. Бронза.
«Итак, в поиски за единицей измерения воздействия в искусстве! Наука знает «ионы», «электроны», «нейтроны». Пусть у искусства будут - «аттракционы»!» Сергей Эйзенштейн.
Александр Родченко. Иллюстрация к первому изданию поэмы В. Маяковского «Про это».
Часть 1, глава «Человек из-за семи лет». 1923. Фото, картон, вырезки из журналов, коллаж
Сергей Эйзенштейн в 1923 году в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» сформулировал принцип «монтажа аттракционов». Для постановки Эйзенштейн снял свой первый комедийный фильм «Дневник Глумова». Его показывали на экране во время спектакля, реализуя новые кинематографические действия на сцене. «Монтаж аттракционов» мыслился Эйзенштейном как соединение элементов зрелища, «подвергающих зрителя чувственному или психологическому воздействию».
Илья Голосов. Городская хлебопекарня. Проект. План, фасады, аксонометрия. 1920. Бумага, тушь, цветной карандаш.
«Темп современности быстрый, динамический и ритм ясный, точный, прямолинейный, математический, материал и целесообразность определяет строй создаваемой современным художником вещи».
Александр Веснин.
Александр и Виктор Веснины. Дворец труда. Конкурсный проект. Перспектива. 1923.
Иллюстрация из книги Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха: проблемы современной архитектуры».
В 1922 году братья Веснины начинают работу над хрестоматийным воплощением архитектурного конструктивизма - проектом дворца труда, который попадает на страницы всех учебников по истории архитектуры, открыв новую главу советского архитектурного конструктивизма. Для Александра Веснина этот проект стал возвращением в большую архитектуру после десятилетия авангардных художественных поисков.
Александр Родченко. Динамическая архитектурная композиция. 1919. Бумага, цветовой карандаш.
«Ни к старому, ни к новому, а к нужному!» Владимир Татлин.
Александр Родченко. Модель светильника для кафе «Питтореск» по проекту А.М. Родченко. 1917.
Реконструкция А.Н. Лаврентьева. 2018. Пластик.
Приходите в центр «Зотов» чтобы вместе с художниками и архитекторами начала XX века пройти пусть поиском и воплощения конструктивистских идей. Увидеть этот культурный пласт, который захватил все стороны художественной и культурной жизни. И возможно чуть больше понять этот язык символов революции и слома эпох.
Выставка продлится до 12 марта 2023 года.
Адрес:Ходынская улица, 2 стр. 1. Ст. метро Белорусская.
Время работы: вторник - воскресенье 11:00-22:00; понедельник - выходной.
Цена билета: 400 рублей; льготный 200 рублей.
Поддержи авторов - Добавь в друзья!Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.