Генрих Семирадский «Танец среди мечей».

May 11, 2022 14:51

В Государственной Третьяковской галерее проходит масштабная выставка «Генрих Семирадский. По примеру богов». И сегодня мы расскажем о картине «Танец среди мечей».


Генрих Семирадский. Танец среди мечей. 1878. Холст, масло.
«Танец среди мечей» - одна из центральных работ Семирадского, в списке его главных произведений, составленном им самим, она фигурирует под №14. Полотно из собрания Третьяковской галереи является авторским уменьшенным повторением картины 1878 года, которая находилась в собрании графа Александра Орловского и была утрачена. Картина из собрания Третьяковской галереи имеет подпись: «H Siemiradzki» и авторскую подпись «Roma 1881». Она была исполнена по заказу московского купца Козьмы Терентьевича Солдатенкова.



В 1901 году по завещанию Солдатенкова его библиотека (8 тысяч книг и 15 тысяч журналов), а также коллекция из 258 полотен и 17 скульптур перешла к Румянцевскому музею и как национальное достояние хранилась в отдельном зале. После закрытия Румянцевского музея в 1924-1926 годах его коллекция пополнила фонды Третьяковской галереи.


Можно предположить, что на картине Семирадского изображена гетера. Только им было дано право присутствовать на мужских пирах и развлекать гостей искусными танцами, пением или беседой.


Танцовщица, колеблемая, как пламя, высоко поднялась на кончиках пальцев. Три девушки аккомпанируют ей на кифаре, тибии и тимпане. Один из излюбленных , постоянных мотивов творчества Семирадского 1880-1890-х годов - мотив созерцания, любования: совершенной красотой земной женщины.


Некоторые исследователи видят в изображенных патрициях императора Тиберия (лысый мужчина) и Калигулу (юноша в венке, облокотившийся на перила лестницы). Сам художник никогда не писал об исторических персонажах на своих картинах.




Поза обнаженной гетеры зеркально повторяет позу на фреске «Участники таинств и танцовщица», одного из лучших образцов живописи i века до н.э., происходящей из загородной виллы близ Помпеев которая получила название виллы Мистерий. Саму фреску Семирадский видеть не мог, она была раскопана в 1909 -1910 годах. Но возможно она стала ему известно по воспроизведению на вазе или где-то еще.


Вилла Мистерий. «Участники таинств и танцовщица». Изображение взято из Википедии.
Пропорции тела танцовщицы восходят к знаменитой статуи Афродиты Каллипиги (Афродита с красивыми ягодицами) II века н.э., найденной в Золотом доме Нерона. Статуя принадлежала герцогам Фарнезе, сейчас она находится в Национальном археологическом музее Неаполя.


Венера Каллпига. Около II века н.э. Мрамор. Национальный археологический музей, Неаполь
.Изображение взято из Википедии.
«В те давние дни люди были так одержимы сластолюбием, что был даже воздвигнут храм Афродите Каллипиге (Дивнозадой), и вот как это случилось. У одного крестьянина были две красивые дочери. Однажды они поспорили, у которой из них красивее задница; и чтобы решить спор, вышли на большую дорогу. Там шел юноша, сын почтенного и богатого родителя, и они перед ним заголились, а он, взглянув, отдал предпочтение старшей. И так он влюбился в нее, что, вернувшись в город, расхворался, слег и рассказал обо всем младшему брату. Тот немедля отправился в названную деревню и, увидев девушек, сам страстно влюбился, но в меньшую. Отец уговаривал их взять себе более именитых жен, но ничего не добившись, отправился в деревню, договорился с отцом тех девушек, привез их в город и выдал за сыновей. Этих-то девушек горожане прозвали „дивнозадыми“, как о том говорит в „Ямбах“ Керкид Мегалопольский: что в Сиракузах-де „Сестер прекраснозадых здесь была пара“. Вот эти-то сестры, получив большое богатство, построили храм в честь Афродиты и назвали ее Каллипигой, как о том рассказывает в своих „Ямбах“ и Архелай».
Афиней. «Пир мудрецов»


Сцена, на фоне итальянского пейзажа была перенесена в балет «Эвника», поставленный в 1907 году Михаилом Фокиным на сюжет романа Генрика Сенкевича «Камо грядиши». Спектакль был заказан специально для благотворительного вечера в пользу общества защиты детей от жестокого обращения. В книге воспоминаний знаменитого русского балетмейстера Михаила Фокина «Против течения» читаем: «Музыка к балету «Эвника»… мало отвечала моим запросам, была полна вальсов и вариаций в шаблонно балетном стиле. Но что делать? Я не имел возможности для своих балетов заказывать специальную музыку. <…> Я надеялся, что смогу поставить танцы так, что [бы] никто не заметил, что в музыке есть вальсы. Это мне и удалось. Все танцы производили впечатление какой-то подлинной и невиданной до того времени на балетной сцене античности <…> Танцев в балете было много, и по темам они были разнообразны. М.Ф. Кшесинская, исполнительница главной роли рабыни Эвники, кроме главного танца перед статуей Петрония, поэтичного и драматического, исполняла еще «Танец среди мечей». Восемь острых втыкались в землю остриями вверх, и весь танец происходил между их лезвиями».


Неизвестный художник. Новый танец среди мечей. 1906.
Изображение взято из книги «Генрих Семирадский. Танец среди мечей».
Музей ждет вас на встречу с прекрасным. Не упустите свой шанс увидеть прекрасные работы Семирасдкого в нашем городе.

Выставка продлится до 03 июля 2022 года.

Адрес: Крымский Вал, 10. Новая Третьяковка, залы 39-39-42
Проезд до ст. метро "Парк культуры" или "Октябрьская".
Режим работы: вторник, среда, воскресенье - с 10.00 до 18.00
четверг, пятница, суббота - с 10.00 до 21.00
(кассы прекращают работать за час до закрытия музея)
выходной - понедельник.
Цена билета: Взрослый - 500 руб. Льготный - 300 руб, 250 руб, бесплатно. Подробнее тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.

выставки, один экспонат, отчёт, ГТГ

Previous post Next post
Up