В Государственной Третьяковской галерее проходит масштабная выставка «Генрих Семирадский. По примеру богов». И сегодня мы расскажем о картине, которая занимает центральное место экспозиции - «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине». Это гигантская картина художника-академиста, завершенная в 1889 году. Она является частью собрания Государственного Русского музея и вот она в нашем городе, а между прочем ее размер - 390 × 763,5 см.
Фрагмент. Генрих Семирадский. «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине». 1889. Холст, масло.
Сюжет картины основан на сказании рассказе из книги «Пир софистов» древнегреческого автора Афинея Навкратийского, создававшего свои произведения на рубеже II-III веков нашей эры о древнегреческой гетере Фрине, жившей в IV веке до нашей эры. Поверив в божественность своей красоты, Фрина решила бросить вызов богине красоты и любви Афродите: во время праздника Посейдона, проходившего в Элевзине, она сбросила свою одежду и на глазах у всех спустилась к морю.
Когда Семирадский начинал работу над картиной в конце 1886 года, он спрашивал у конференц-секретаря Академии художеств Петра Исеева: «Не знаю до сих пор, примет ли Россия официально участие в парижской Всемирной выставке?» Далее, в том же письме к Исееву, Семирадский сообщал: «На всякий случай готовлю большую картину, крупнее Нероновых светочей. Сюжет её - Фрина, являющаяся в роли Афродиты во время празднеств Посейдона в Элевзине. Давно я мечтал о сюжете из жизни греков, дающем возможность вложить как можно больше классической красоты в его представление. В этом сюжете я нашел громадный материал! Солнце, море, архитектура, женская красота и немой восторг греков при виде красивейшей женщины своего времени, - восторг народа-художника, ни в чём не похожий на современный цинизм обожателей кокоток. Картина уже подмалёвана».
Возможно, что словами про «обожателей кокоток» Семирадский намекал на картину Жана-Леона Жерома «Фрина перед ареопагом» (1861), которую критики обвиняли в чрезмерном «смаковании наготы». Отталкиваясь от картины Жерома, Семирадский хотел создать чувственное произведение, которое было бы эротическим, но оставалось бы при этом в рамках приличий. Художник работал над полотном в своей мастерской в Риме. В процессе работы над картиной он специально ездил в Грецию и посещал Элевзин.
Картина «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» была готова зимой 1889 года и впервые выставлена в рафаэлевском зале Академии художеств в Санкт-Петербурге. Поскольку Семирадский беспокоился о том, что недостаток света может приглушить богатство красок картины, он позаботился о дополнительном искусственном освещении: все окна в зале были наглухо закрыты плотной чёрной материей, так что зрители находились в полумраке, а наверху были установлены четыре скрытые от глаз присутствующих электрические лампы, которые ярко освещали картину, находившуюся в глубине помещения. Вместе с «Фриной» на выставке были показаны другие картины Семирадского - «По примеру богов», «Перед купанием», «Искушение святого Иеронима» и «У фонтана».
Выставка имела большой успех и привлекла тысячи посетителей - по некоторым данным, её посетило более 30 тысяч человек. В письме к Марии Киселёвой от 17 февраля 1889 года Антон Чехов писал, с иронией отзываясь о популярности своей пьесы «Иванов»: «В Петербурге теперь два героя дня: нагая Фрина Семирадского и одетый я».
После этой выставки Академия художеств назначила Семирадского внештатным членом совета академии, выразив тем самым своё признание заслуг художника. Его картины «Фрина на празднике Посейдона» и «По примеру богов» были прямо с выставки приобретены императором Александром III; за «Фрину» Министерство императорского двора выплатило 30 000 рублей. По условиям покупки, картины были отправлены в турне по ряду европейских городов.
Фрина (др.-греч. Φρύνη, ок. 390 до н. э., Феспии - ок. 330 до н. э.) - афинская гетера, натурщица Праксителя и Апеллеса. Прославилась как обладательница идеальной фигуры. В молодости была натурщицей и любовницей скульптора Праксителя, в зрелые годы вдохновила живописца Апеллеса (видимо, она очень долго сохраняла красоту и лица, и тела). Плутарх пишет: «Фрина говорила, будучи уже в преклонных летах, что она получала самую высокую цену от своих поклонников именно за репутацию».
Благодаря признательности своих возлюбленных приобрела такое огромное состояние, что когда Александр Македонский разрушил стены Фив (336 год до н. э.), предложила горожанам отстроить их заново на свои средства, при условии, что на них будет установлена памятная доска: «Фивы были разрушены Александром и восстановлены Фриной», но фиванцы отклонили это предложение.
Фрина послужила натурщицей для Праксителя, когда он создавал знаменитейшую статую «Афродиту Книдскую» (350-330 годы до н. э.). Это была самая знаменитая статуей богини любви во времена античности. Пракситель впервые дерзнул изобразить её полностью обнажённой. Оригинал не сохранился, существуют повторы и копии.
Как рассказывает Плиний Старший, статую Афродиты для местного святилища заказали жители острова Кос. Пракситель выполнил два варианта: богиню обнажённую и богиню одетую. За обе статуи Пракситель назначил одинаковую плату. Заказчики не стали рисковать и выбрали традиционный вариант задрапированной фигуры. Её копий и описаний не сохранилось (кроме изображений на монетах того времени). Оставшуюся в мастерской скульптора обнажённую Афродиту купили жители малоазийского города Книд, расположенного напротив острова Кос, на мысе, далеко выступающем в море, что благоприятствовало развитию города: в Книд стали прибывать желающие увидеть необычную статую. Отчего скульптура и получила название «Книдская».
"Рассказывают, - писал Плиний, - что кто-то, охваченный любовью к ней, спрятавшись однажды ночью, прильнул к изображению, и о его страсти свидетельствует пятно на мраморе[6]. Один из участков Виллы императора Адриана в Тиволи, как считается, воспроизводит это книдское святилище. Скульптура Праксителя пользовалась такой славой, что о ней слагали эпиграммы:
Видя Киприду на Книде, Киприда стыдливо сказала:
«Горе мне, где же нагой видел Пракситель меня?»
Неизвестный автор
Нет, не видел Пракситель того, что видеть не должно;
Создал резец её так, как бы Арес мог желать
Платон
В Книде ж Пракситель для всех лицезреть позволил богиню:
Суд ведь Париса: такой должно в искусстве ей быть
Эвен.
«Венера Колонна». Музей Пио-Клементино, Ватикан
Пять реплик «Афродиты Книдской» находится в Италии. Самой точной предположительно принято считать «Венеру Колонна» из Музея Пио-Клементино.Санкт-Петербургский Эрмитаж также обладает своей Венерой. Это прекрасная реплика, хотя и поздняя (о её датировке продолжаются споры), получившая название «Венера Таврическая».
Меня влюбиться в Фрину угораздило,
Когда она ещё сбирала каперсы
И не купалась так, как нынче, в золоте;
Я разорялся, к ней ходя с подарками,
И вот - я изгнан.
Тимокл в «Неэре» оплакивал свою участь.
Согласно рассказам античных авторов, скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины. Это было кощунством. Её отвергнутый поклонник Евфий (Евтиас) обвинил гетеру в безбожии, в введении новых культов и в кощунстве (340 год до н. э.).
Защитником гетеры выступил знаменитый оратор Гиперид, также возлюбленный Фрины. Увидев, что его речь не производит на суд особого впечатления, он сдёрнул с Фрины её одежды (по другим текстам, обнажив только до пояса, или одежды сбросила сама Фрина по знаку защитника). Красота Фрины произвела такое впечатление на судей, что её оправдали. Речь Гиперида была так популярна, что Месалла Корвин даже перевёл её на латинский язык. Этому событию посвящено полотно «Фрина перед ареопагом», Жан-Леона Жерома 1861 года.
Жан-Леон Жером «Фрина перед ареопагом». 1861
К феспийской Фрине начал приставать Мерих,
Когда же мину Фрина стала требовать,
Сказал Мерих: «Ты плату, вдвое меньшую,
Не дале, как вчера, взяла с приезжего».
Она ему: «Так то был приступ похоти:
Дождись другого, и возьму я столько же».
Из цитат античных авторов о Фрине собранных Афинеем
Диоген Лаэртский сообщает, что единственным мужчиной, оказавшимся стойким перед её чарами, был философ Ксенократ (в течение долгих лет руководивший Платоновой Академией). «Я говорила, что разбужу чувства в человеке, а не в статуе», сказала Фрина, проиграв это пари.
Искусствовед Виталий Манин отмечал, что такие произведения Семирадского, как «Фрина на празднике Посейдона» и «Танец среди мечей», «воспевают красоту сущего мира». Далее он писал: «Сюжет здесь - дело второстепенное, ибо это не исторические картины. Полотна Семирадского - это восторг перед красотой». И мы зовем вас в Третьяковскую галерею восторгаться красотой.
Выставка продлится до 03 июля 2022 года.
Адрес: Крымский Вал, 10. Новая Третьяковка, залы 39-39-42
Проезд до ст. метро "Парк культуры" или "Октябрьская".
Режим работы: вторник, среда, воскресенье - с 10.00 до 18.00
четверг, пятница, суббота - с 10.00 до 21.00
(кассы прекращают работать за час до закрытия музея)
выходной - понедельник.
Цена билета: Взрослый - 500 руб. Льготный - 300 руб, 250 руб, бесплатно. Подробнее
тут.
Поддержи авторов - Добавь в друзья!Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.