В выставочных залах Государственного исторического музея проходит выставка «Константин Богаевский. Крымская мистерия». В 2022 году исполняется 150 лет со дня рождения художника. Этому юбилею посвящается выставочный проект, благодаря которому современный зритель заново откроет для себя имя выдающегося живописца.
Море. 1896. Холст, масло.
Творчество Константина Федоровича Богаевского по праву считается одним из самых ярких и незаурядных в русском изобразительном искусстве XX века. Судьба художника неразрывно связана с городом Феодосией: здесь он родился и прожил большую часть своей жизни. Феодосия конца XIX века - это небольшой провинциальный город, живший на руинах античного, византийского и ренессансного прошлого, что позволяло художнику выстроить собственный мир грез, в котором он мог мечтать, творить и философски осмысливать прошлое и будущее.
Старый Крым. 1902. Холст, масло.
Родная земля Киммерия стала главной темой его творчества, которую он в разных интерпретациях развивал всю жизнь. Его полотнах переплетались и слились воедино реальный мир и древние мифы, современность и архаика, давно ушедшие цивилизации и призрачная мечта о светлом будущем.
Последние дни. 1903. Холст, масло.
Константина Богаевского и Максимилиана Волошина связывала крепкая дружба. Познакомившись в 1903 году в Коктебеле, они сохраняли теплые отношения всю жизнь. Несмотря на полную противоположность характеров, их объединяла общность творческих интересов, основанная на безраздельной любви к Киммерии и сходном восприятии ее природы и исторического прошлого.
Фрагмент. Генуэзская крепость. 1907-1908. Холст, масло.
Максиилиан Волошин очень высоко ценил творчество художника и стал, по сути, его первым биографом и критиком, их тандем ярко отразился в изданных Волошином сборниках стихов. В печать неоднократно выходили литературные произведения, художественное оформление которых он доверял Константину Богаевскому. Первым совместным трудом двух мастеров стал сборник стихов Волошина «Годы странствий» (1910), в котором один из циклов -«Киммерийские сумерки» - поэт посвятил своему другу Богаевскому. Иллюстрациями к этой книги стали произведения графической серии художника, созданной им в 1905-1907 годах. Это 12 рисунков-офортов, гармонично вплетенных в лирику поэтико-философских образов Волошина.
Фрагмент. Киммерийская область. 19010. Холст, масло.
И горькая душа тоскующей полыни
В истомной мгле качалась и текла.
В гранитах скал - надломленные крылья.
Под бременем холмов -изогнутый хребет
Земли отверженной застывшие усилья.
Уста Праматери, которым слова нет
М. Волошин. «Полынь». 1907.
Фрагмент. Гора Святого Георгия. 1911. Холст, масло.
Увлечение героико-романтическими пейзажными мотивами приходит к Константину Богаевскому во время его путешествия в Европу, во время которого он знакомится с современными художественными направлениями - импрессионизмом и символизмом с их новым подходам к форме и цвету. Свои впечатления он переносит на образа родной земли - Киммерии. Гомер представлял «Киммерии печальную область» крайней границей населенного мира, севернее которой начинается полярная страна вечного холода и мрака.
Облако. 1910. Эскиз к одноименной картине. Бумага, темпера.
На протяжении многих лет Богаевский разрабатывает оригинальную тему исторического пейзажа, вдохновленного крымской землей: нагромождения скал, руины крепостей, вековые деревья, следы давно ушедших народов переплетаются в его воображении с древними мифами и легендами.
Фрагмент. Горный пейзаж. 1924. Холст, масло.
В произведениях 1905-1907 годов появляется апокалиптический библейский символ - Звезда Полынь - как отражение мироощущения художника, во многом обусловленного чувством изолированности и одиночества во время службы в Керченском военном гарнизоне и тревогой за будущее страны, переживавшей восстание 1905 года и последствия поражения в русско-японской войне.
Фрагмент. Каффа (старая Феодосия). 1927. Холст, масло.
Фрагмент. Каффа (старая Феодосия). 1927. Холст, масло.
Фрагмент. Каффа (старая Феодосия). 1927. Холст, масло.
После революции в творчестве художника произошла радикальная трансформация: от героико-романтических образов прошлого к реалистическому изображению грандиозных социалистических строек. Индустриальный пейзаж, как прообраз городов будущего стал основной темой его произведений советского периода.
Панорама строительства Днепрогэса. 1930-е. Бумага, акварель.
.
Фрагмент. Панорама строительства Днепрогэса. 1930-е. Бумага, акварель.
Фрагмент. Панорама строительства Днепрогэса. 1930-е. Бумага, акварель.
Фрагмент. Панорама строительства Днепрогэса. 1930-е. Бумага, акварель.
Фрагмент. Индустриальное строительство. 1930-е Картон, акварель
С приходом советской власти и формирования новых художественных доктрин Константин Богаевский отказывается от стилизации и декоративности, продолжая развивать принципы героико-символического пейзажа, используя чёткое композиционно построение, принципы воздушной перспективы и другие приемы, найденные им еще в 1900-е годы.
Индустриаль будущего. 1930-е. Бумага на картоне, акварель.
Нефтяные вышки у затона. 1930-е. Бумага, акварель.
Фрагмент. Днепрострой. 1930. Холст, масло.
В отличие от фантазийных пейзажей периода творческих экспериментов и поиска своего стиля - произведения 1930-1940-х годов становятся более реалистичными. Ы эти же годы Константин Фёдорович приходит к новой для него пейзажной теме городской панорамы, композиционно близкой итальянским ведутам XVIII века.
Феодосия. 1930. Холст масло.
Фрагмент. Феодосия. 1930. Холст масло.
Фрагмент. Феодосия. 1930. Холст масло.
Фрагмент. Старая гавань. 1931. Холст, масло.
Фрагмент. Старая гавань. 1931. Холст, масло.
Фрагмент. Старая Феодосия. 1935. Холст, масло.
Фрагмент. Старая Феодосия. 1935. Холст, масло.
В начале 1920-х годов с установлением в Крыму советской власти возникает острая необходимость учета и охраны культурных ценностей, в связи с чем на полуострове начинает свою работу Крымский комитет по делам музеев и охраны памятников искусства, старины и народного быта (КрымОХРИС). Константин Богаевский, глубоко интересовавшийся историей, активно включается в его работу: читает лекции по искусству, участвует в этнографических и археологических экспедициях. В эти годы одним из самых значимых проектов художника становится его деятельность по фиксации архитектурных памятников.
Саускан-джами. 1925. Бумага, акварель.
Бахчисарай. Фонтан и мечеть. 1925. Бумага, акварель.
Внутренний вид Зеленой мечети. 1925. Бумага, акварель.
Ротонда над могилой. 1925. Бумага, акварель.
Соколиная башня. 1925. Бумага, акварель.
Старый мавзолей конца XV в. 1925. Бумага, акварель.
В 1923 году вышел в свет альбом автолитографий Богаевского. Несмотря на то, что это был первый опыт художника в такой сложной технике искусства, как литография, он сам выполнил рисунке на камнях и справился с этой работой блестяще.
Эскиз к альбому автолитографий. Атлантида. Бумага, уголь.
Киммерийская ночь. 1910. Бумага, акварель.
Последние трагические годы жизни художника были омрачены войной. В 1941 году Феодосию оккупируют фашистские войска. Константин Богаевский помогает спасать полотна Айвазовского, однако сам отказывается от эвакуации. Все свои силы он отдает преподавания в художественной школе, организованной в доме-музее великого мариниста, тем самым помогает ее ученикам избежать отправки в Германию.
Вечер у моря. 1941. Холст, масло.
Смерть настигла Константина Федоровича 17 февраля 1943 года, он попал под бомбежку.
Гобелен. 1910-е. Бумага, акварель, пастель.
Друзья успейте посетить эту прекрасную выставку и, возможно, открыть для себя этого художника Серебряного века и советского индустриального строительства.
А вот по этой ссылке можно скачать
каталог выставки.
Выставка продлится до 13 мая 2022 года.
Адрес: Площадь революции, д. 2/3. Выставочный комплекс Исторического музея (здание музея Отечественной войны 1812 г).
Режим работы: Понедельник - воскресенье с 10:00 до 18:00
Пятница и суббота с 10:00 до 21:00
Вторник - выходной.
Цена билета: 300 рублей. Есть льготы. Подробности
тут.
Поддержи авторов - Добавь в друзья!