Выставка «В диалоге с Бодлером: Матисс, Роден, Руо…» - отчёт.

Oct 28, 2021 15:00

В Выставочном зале фонда Андрея Чеглакова открылась выставка «В диалоге с Бодлером: Матисс, Роден, Руо…», приуроченная к 200-летию со дня рождения Шарля Бодлера. Бодлер - французский поэт, критик и переводчик, предтеча символизма и вдохновитель декаданса, классик мировой литературы. Центром экспозиции стали «Цветы зла» в прочтении Одилона Редона, Анри Матисса, Огюста Родена, Жоржа Руо, Анри Картье-Брессона, Леонор Фини.


Фели Готье. Шарль Бодлер. 26 портретов поэта, 28 гравюр и репродукций рисунков Бодлера, автографов и пр.
Edmond Deman. Брюссель, 1904.
«Цветы зла» - самое известное произведение Бодлера, публикация которого в 1857 году шокировала современников, а поэт был оштрафован за нарушение норм общественной морали. Шесть стихотворений из сборника попали под запрет, который был снят лишь в 1949 году.



Шарль Бодлер. Цветы зла. Оригинальный рисунок Сергея Чепика. 2003.
Бумага, карандаш, акварель, тушь, белила.



Шарль Бодлер. Цветы зла. Оригинальный рисунок Сергея Чепика. 2003.
Бумага, карандаш, акварель, тушь, белила.



Шарль Бодлер. Цветы зла. Оригинальный рисунок Сергея Чепика. 2003.
Бумага, карандаш, акварель, тушь, белила.
В экспозиции представлены книги в жанре livre d'artiste, графика и фотография известных мастеров, вдохновленных произведениями Бодлера. Часть работ создана специально для выставки современными художниками Владимиром Клавихо-Телепневым, Василием Власовым и Кирой Матиссен. Проект посвящен, в первую очередь, не иллюстрированию, а трактовке образов и выражению художниками собственных переживаний. Также впервые на выставке показаны 14 иллюстраций к «Цветам зла» русского художника Сергея Чепика, эмигрировавшего во Францию в 1988 году.


Шарль Бодлер. Цветы зла. Оригинальный рисунок Сергея Чепика. 2003.
Бумага, карандаш, акварель, тушь, белила.



Шарль Бодлер. Цветы зла. Оригинальный рисунок Сергея Чепика. 2003.
Бумага, карандаш, акварель, тушь, белила.



Шарль Бодлер. Цветы зла. Оригинальный рисунок Сергея Чепика. 2003.
Бумага, карандаш, акварель, тушь, белила.
«Именно в связи с этими рисунками родилась идея выставки. С момента выхода „Цветов зла“ более двухсот художников сделали иллюстрации, или скорее интерпретации, к стихотворениям из этого сборника. Мы постарались отобрать самые известные и представить их на суд зрителя», - рассказывает президент Фонда Андрея Чеглакова Майя Авеличева.


Шарль Бодлер. Цветы зла. Гравюра Жоржа Руо. L’etoile filante. Париж, 1966.



Шарль Бодлер. Цветы зла. Гравюра Жоржа Руо. L’etoile filante. Париж, 1966.
«Я посчитаю себя счастливым, если об этих гравюрах будет сказано, что мне удалось хотя бы слегка войти в мир поэмы, войти не в роли скрупулезного и дотошного служителя, намеренного коментировать текст, но в качестве скромного брата, которым движет всего лишь единственное желание - понять»
Жорж Руо


Шарль Бодлер. Цветы зла. Гравюра Жоржа Руо. L’etoile filante. Париж, 1966.



Шарль Бодлер. Цветы зла. Гравюра Жоржа Руо. L’etoile filante. Париж, 1966.
«Я сделал иллюстрации для стихов твоего доброго приятеля Бодлера. 35 экспрессивных голов к выбранным мною стихотворениям. Это не то, чего обычно ожидают от иллюстраций к этому поэту.
Наверное, легче было бы вообразить серию различных беспокойных любовных сцен. Может быть публика не будет так требовательна и оценит мою неожиданную работу»
Из письма Анри Матисса Шарлю Камуану, 6 сентября 1944 года


Шарль Бодлер. Цветы зла. Фотолитографии и оригинальные гравюры по дереву Анри Матисса.
La bibliotheque francaise. Париж, 1947.

Рисунки, связавшие воедино гений Родена с гением Бодлера, представляют собой особый интерес для всякого, кто интересуется изучением эволюции мыли и техники великого скульптора. Эти рисунки не изображения, а знаки идей, аллегорические нотации, поиски тончайших совпадений и отношений между формами, недоступных вульгарному взгляду, почти что иероглифы -письмена с использованием алфавита изобразительных форм.
Камиль Моклер.


Шарль Бодлер. Цветы зла. Иллюстрации Огюста Родена. Париж, 1940.
Особую прелесть этой выставке доставляют современные технологии. Ведь с помощью мониторов гости смогут насладиться изображение всех листов книг, представленных на выставке. Увы показать в витрине все развороты этих изданий не представляется возможным, но увидеть их на мониторе и насладиться прекрасными изображениями гости не только должны, но и обязаны это сделать.


Огюст Роден. Поцелуй. 1910-1918. Бронза.
«Необходимо удлинять женщин и - самое главное - делать их стройнее. После этого достаточно увеличить размер драгоценностей, чтобы вызвать их восторг».
Кес ван Донген


Шарль Бодлер. Цветы зла. Оригинальные гравюры Кеса ван Донген.
Pierre de Tartas Editeur. Париж-Бьевр, 1968.



Шарль Бодлер. Цветы зла. Оригинальные гравюры Кеса ван Донген.
Pierre de Tartas Editeur. Париж-Бьевр, 1968.
«Я действительно прожила этот месяц с Бодлером… Я много смотрела его рисунки и хотела проникнуться их духом. Я сделала очень много красивых рисунков. Некоторые очень большие, другие совсем маленькие… Но издатели - странные люди. Когда вышли «Цветы зла», то вместо 80 иллюстраций там оказалось меньше 30! Многое из того, что было небольшим рисунком на половину страницы, оказалось вдруг полноформатной иллюстрацией - они их увеличили! Я была рассержена. Но утешением явились слова поэта Ива Бонфуа, который сказал мне, что, если бы Бодлер увидел мою работу, он был бы доволен.
Леонор Фини


Шарль Бодлер. Цветы зла. Литографии. Леонор Фини. Le cercle du livre precieux. Париж, 1964.



Шарль Бодлер. Цветы зла. Литографии. Леонор Фини. Le cercle du livre precieux. Париж, 1964.



Шарль Бодлер. Цветы зла. Литографии. Леонор Фини. Le cercle du livre precieux. Париж, 1964.



Шарль Бодлер. Цветы зла. Литографии. Леонор Фини. Le cercle du livre precieux. Париж, 1964.



Шарль Бодлер. Цветы зла. Литографии. Леонор Фини. Le cercle du livre precieux. Париж, 1964.



Шарль Бодлер. Цветы зла. Литографии. Леонор Фини. Le cercle du livre precieux. Париж, 1964.



Шарль Бодлер. Цветы зла. Литографии. Леонор Фини. Le cercle du livre precieux. Париж, 1964.
Как в комнате простой, в моем мозгу с небрежной
И легкой грацией все бродит чудный кот;
Он заунывно песнь чуть слышную поет;
Его мяуканье и вкрадчиво и нежно.

Его мурлыканья то внятнее звучат,
То удаленнее, спокойнее, слабее;
Тот голос звуками глубокими богат
И тайно властвует он над душой моею….
Кот. Шарль Бодлер.
Не стану скрывать, что гравюра на дереве важна для меня соотношением черного и белого цвета, а не самими линиями. Изображая придуманный мир Бодлера, нужно в первую очередь обращаться к человеческому мозгу, и самый мощный инструмент для этого - контраст черного и белого. Именно это я и пытаюсь извлечь из гравюр. Меня также привлекает возможность импровизации с опорой на рисунки на полях стихотворений… Вы просите меня избегать черного цвета, увы! Дорогой друг, без черного нет Бодлера, пятна черного -самое важное, что есть в гравюрах. Сплин идеал, как говорит за себя сама книга. Сумрак и свет.
Из письма Эмиля Бернара к Амбруазу Воллару.


Шарль Бодлер. Цветы зла. В 2-х томах. Иллюстрации и виньетки Эмиля Бернара. Ambroise Vollard. Париж, 1916.
Я никогда не использовал слово иллюстрации». Вы не найдёте его в моих каталогах. Правильное слово еще предстоит подобрать: не нахожу ничего кроме передачи или интерпретации, но они не позволяют точно описать, как чтение превращается в мои упорядоченные черноты.
Из письма Одилона Редона Андре Меллерио, 21 июня 1898 года.


Одилон Редон.



Одилон Редон.



Одилон Редон.



Одилон Редон.



Одилон Редон.



Шарль Бодлер. Оригинальные гравюры Льва Крапивницкого, исполненные в технике акватинты
с применением офорта и сухой иглы. Москва, 1993.



Шарль Бодлер. Оригинальные гравюры Льва Крапивницкого, исполненные в технике акватинты
с применением офорта и сухой иглы. Москва, 1993.



Шарль Бодлер. Оригинальные гравюры Льва Крапивницкого, исполненные в технике акватинты с
применением офорта и сухой иглы. Москва, 1993.
Так получилось, что я долго занимался графикой и живописью, и их законы, как принципы любого искусства, универсальны. Поэтому те же критерии я применяю и к фотографии. И свои работы я охарактеризовал бы так: «фотография, которую сложно сравнить с живописью».
Владимир Клавихо-Телепнев.


Владимир Клавихо-Телепнев. Неотвратимое. 2021.
Авторская прямая печать на дереве, многослойное покрытие лаком.



Владимир Клавихо-Телепнев. Цветы из серии «искусство и любовь». 2021.
Авторская прямая печать на дереве, многослойное покрытие лаком.



Владимир Клавихо-Телепнев. Цветы из серии «искусство и любовь». 2021.
Авторская прямая печать на дереве, многослойное покрытие лаком.
Приходите на выставку, чтобы прикоснуться к стихам Шарля Бодлера, вступить в диалог с самим поэтом и художниками, которые вдохновлялись его «Цветами зла». Не упустите эту редкую возможность приблизиться к французской поэтической традиции преломленной великими художниками.

Выставка продлится до 16 января 2022 года
Адрес: улица Пречистенка, дом 40/2, строение 2. Метро Парк Культуры кольцевая.
Время работы: Понедельник, вторник - выходные дни.
Среда, четверг, пятница - с 14:00 до 20:00.
Суббота, воскресенье - с 12:00 до 20:00
Цена билета: бесплатно

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Хочешь помочь проекту

выставки, Фонд Андрея Чеглакова, отчёт

Previous post Next post
Up